Понедельник, 10 мая

«Каждому из зрителей откроются свои смыслы и образы, своя собственная история…»

Что готовит театралам спектакль по поэтическим произведениям Виктора Мишкина. Мнение актеров Мордовского национального театра Павла Михайлова и Антона Саранкина

28 апреля в Саранске состоится премьера уникального спектакля «Въехав в Россию, можно в нее не въехать…». Сцена Дворца культуры и искусств МГУ им. Огарева на один вечер станет центром экспериментального театрального искусства. В постановке задействованы профессионалы — актеры Мордовского национального драматического театра Антон Саранкин и Павел Михайлов. Последний, помимо исполнения одной из главных ролей, стал ее режиссером. Чем будет интересна премьера? Ответ узнал Николай Кандышев.

Работая над постановкой, Павел Михайлов ощутил полную свободу…

Павла Михайлова к участию в постановке пригласил ее продюсер Владислав Голубчик. Пришлось долго вчитываться в поэтические строки, прежде чем в голове стали появляться образы. Для Михайлова это второй опыт работы в качестве постановщика. В сентябре прошлого года на сцене Национального театра состоялась премьера его версии «Золушки»… «Раньше мне не приходилось работать с поэтическим материалом, — отмечает Михайлов. — Сложность заключалась в правильном перенесении стихов на сцену. Во многом помогла придумка с железной кроватью. От нее и отталкивались. После этого все стало медленно, но верно развиваться. Я не режиссер-диктатор. Поэтому в создании театрализованного действа принимали участие все участники проекта. Это во многом коллективное творчество…» Если в «Игре престолов» главный конфликт сосредоточен вокруг Железного трона, то здесь вокруг железной кровати. «Что она символизирует — предстоит разобраться зрителям, — говорит режиссер. — Может быть, Россию, которая сначала «единая и неделимая», а потом ее разбирают и собирают по частям. Причем в любой момент может развалиться. И это похоже на нашу жизнь…» С персонажами, по словам Павла, определились сразу. Четко прописали характеристики образов. Быстро подобрали актерский состав. Михайлов взял на себя роль свадебного фотографа — альтер-эго жениха-поэта, которого играет Павел Чучкин. Невестой и «главной созидательно-разрушительной силой» стала Анна Чиженкова. Также в постановке есть «голос народа» в исполнении Сергея Чернавина. Плюс два комично-­ироничных друга жениха — Александр Комин и Антон Саранкин. Последний — коллега Михайлова по Национальному театру. «У меня был свободный вечер, и по приглашению знакомых я пришел на первую встречу по поводу постановки, — поведал Антон. — Можно сказать, все случайно получилось. На этой встрече… встретил Павла Михайлова. Даже не представлял тогда, кого предстоит играть. Мне досталась, выражаясь театральным языком, второстепенная роль. Но таких, наверное, в принципе не бывает. К каждой роли надо подходить максимально ответственно… В нашем случае фотограф двигает действие вперед, словно рассказчик. А уже все остальные герои идут вслед за ним…»

Если Антон Саранкин не был знаком до этого с творчеством Виктора Мишкина, то Михайлов встречался с Поэтом на одном из бардовских концертов. «Классный был человек! Очень талантливый!» — говорит Павел. Что касается образа фотографа, то, по его словам, речь идет о фиксации реальности как подмене творчества. «Сколько было жизненных историй, когда творческий человек ярко загорается, интересно мыслит, а потом… Ему вдруг начинает казаться, что на творчестве не заработаешь. Что твоя женщина из-за этого недовольна. Что он бездарен. И все, творец угасает. Скатывается в пропасть под названием «обычная стандартная жизнь».

Антон Саранкин открыт для поэтических театральных экспериментов…

Друзья жениха в исполнении Александра Комина и Антона Саранкина — своеобразные спасатели. Пытаются не допустить союза невесты и поэта, понимая его обреченность. Но на этом они не успокаиваются и… размышляют над судьбами всего мира. «Изначально эта сцена смотрелась словно ироничный обмен «мнениями», — раскрывает детали Антон. — Потом появилась кровать — «машина времени», и все закрутилось с новой силой… «Я бы, поймав, пристыдил Иуду… Подослал бы Сусанина к Батый-хану»… Но не буду раскрывать секреты. Зрители сами все увидят…»

Реклама

Многое в постановке менялось. Михайлов приводит пример: «На одной из последних репетиций звукорежиссер спектакля Михаил Цыпкайкин внес много дельных предложений, касающихся образов героев и музыкальных решений.

В работе на любительской и профессиональной сценах много различий. Сейчас приходится заниматься не только драматургией, но практически всем — от светового оформления до декораций… Забот много. Но этим эта постановка и интересна. Нарабатываешь новый опыт. И самое главное — полная свобода творчества, никаких ограничений. Все твои мысли и идеи находят воплощение… В плане актеров я не делаю различия между теми, кто имеет специальное образование, и теми, кто играет для души. «Жених» Павел Чучкин и «невеста» Анна Чиженкова — непрофессиональные актеры, но если я что-то буду ставить в Национальном театре или где-то еще, то прежде всего подумаю о них. Павел и Анна очень точно попали в свои образы…»

Свободу творчества как отличительную черту работы над постановкой по произведениям Виктора Мишкина выделяет и Антон Саранкин, которого можно увидеть на сцене Национального театра в роли Тибальта в спектакле «Ромео и Джульетта» и Куйгорожа в одноименной постановке. «Здесь нет строгих рамок, и ты в большей степени испытываешь чувство творческого полета. В рамках приличного, естественно (смеется — «С»). Да, существуют границы. Профессиональный театр. Любительский. Каждому явлению должно быть свое место… Но главное — «попасть» в зрителя… Выбить сто из ста…»

«Во время просмотра постановки зрители могут увидеть и понять совсем не то, что задумывалось нами, — подводит итог Павел Михайлов. — И это хорошо! Если замысел понимается буквально, становится как-то скучновато. Поэтому, надеюсь, что каждому из зрителей откроются свои смыслы и образы, своя собственная история…»

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу