«Стихи зацепили. В них отражается вся суть поэта, его иронично-печальный взгляд на мир…»

Необычный спектакль по произведениям Виктора Мишкина глазами его актеров

В культурной жизни Саранска грядет особое событие. 28 апреля под сводами Дворца культуры и искусств имени Огарева (Полежаева, 44/3) состоится уникальный поэтический спектакль по произведениям Виктора Мишкина. «Въехав в Россию, можно в нее не въехать…» — название готовит много интриг. Пока режиссер Павел Михайлов и автор постановки Роман Юнязов шлифуют свое детище, Николай Кандышев поговорил с актерами, которые познакомят публику с творчеством лучшего поэта Мордовии…

«Трагические пьесы зритель ценит. А жизнь — всегда с трагическим сюжетом…» — одна из ключевых фраз спектакля, которую произносит Сергей Чернавин. А точнее — его сценический персонаж. «Это будет необычно и интересно!» — так говорит актер о намечающейся премьере. В отличие от других коллег по спектаклю, он лично знал Виктора Мишкина: «Мы познакомились летом 1987 года на подготовительных курсах при поступлении на филологический факультет. Я сразу запомнил эту высокую сутулую спину в мятой светлой рубашонке… У нас собралась говорливая компания. И только Витя был абсолютно молчалив. «Заговорил» лишь после поступления в вуз, когда нас отправили на колхозные работы в ромодановское село Кочуново. Мы устроили «Клуб декадентов». По ночам раскидывали карты. Тот, кому выпадал туз треф, должен был идти в полночь на старое кладбище. Чтобы точно знать, что он там побывал, нужно было отнести один предмет, помеченный крестом, и принести другой, оставленный предыдущим ходоком в самом центре погоста. Первым, по-моему, выпало идти Вите. Очень долго его ждали. Когда наконец вернулся, выдал лишь одну многозначительную фразу: «Я там был. Там страшно…»

Впоследствии оба выпускника филфака устроились в ведущую газету Мордовии — «Столицу С». В отдел политики. Правда, Мишкин в силу своей творческой натуры в этом журналистском направлении проработал недолго. «Он складно писал тексты, рифмовал строчки, как и все мы, — вспоминает Чернавин. — Бренькал на гитаре. Ничем особенным не выделялся. Часто видел его в нетранспортабельном состоянии… Однажды Витя оставил мне свои стихотворения, которые поначалу были заброшены в ящик стола. Позже наткнулся. Полистал и был удивлен глубиной поэтических строк… Но то, что Мишкин — это огромное явление в культурной жизни, осознал только после его смерти. Большое действительно видится на расстоянии!.. У меня сложное отношение к нашей постановке. Спектакль ли это вообще? Предпочитаю называть это действие творческим вечером. Мы своим отношением, осмыслением, театральными потугами демонстрируем уважение к поэту, к его таланту! Для любого творца большое значение имеет общественно-публичное признание. При жизни Витя его не имел. Не было опубликовано книг со стихотворениями. Не считая одного небольшого сборника. И теперь со сцены мы постараемся рассказать о человеке, одаренном Богом и судьбой способностью выражать Вселенную. Хочется, чтобы публику зацепило так же, как меня. Это будет лучшая благодарность и награда для поэта!»

С поэзией Виктора Мишкина уже в ходе подготовки спектакля познакомилась исполнительница главной женской роли Анна Чиженкова. Выпускница филологического факультета Мордовского университета играет невесту — роковую женщину в жизни главного героя: «Станет он отменным пьяницей, ну а я — примерной стервою!» «Очень интересно, но… до сих пор не понимаю, что происходит на сцене, — делится Анна своими впечатлениями. — Шучу, конечно (смеется — «С»). Думаю, зрители постепенно поймут, в чем дело. Смыслов там спрятано много. Главное, хорошенько подумать. Осознать, что одно вытекает из другого. Взять мою героиню, к примеру. Она не только невеста, но и нечто гораздо большее, что раскрывается не сразу…»

Реклама

Не все так просто и с главным героем — женихом и поэтом… Его можно назвать альтер-эго самого Виктора Мишкина, да и вообще всех творческих личностей, которые не находят себя в стандартах окружающей действительности. Это отметил Павел Чучкин, исполняющий эту роль. «Не случайно перед тем, как мы приступили к репетициям, продюсер спектакля Владислав Маркович Голубчик предложил актерам погрузиться в поэзию Мишкина, — поведал выпускник филфака. — Это стало дополнительным стимулом. Стихи зацепили. В них отражается вся суть поэта, его иронично-печальный взгляд на мир. Виктор Мишкин словно предсказал свой трагический уход из этого мира… Но, по замыслу режиссера и автора постановки, мой образ должен быть гораздо шире. Мы попробуем показать трансформацию человека, способного подмечать высокое и духовное, в приземленного фиксатора реальности. «И свободе слова теперь я предпочту свободу молчания», — краеугольная фраза постановки. Своеобразная черта. Для многих поэтов перестать писать стихи равнозначно физической смерти…»

В спектакле присутствуют два трагикомических персонажа. Друзья жениха. Одного из них играет актер «Маленького Художественного Альтернативного Театрика» («МХАТик») Александр Комин. Вместе со своим напарником — актером Национального театра Антоном Саранкиным — он пытается уберечь главного героя от рокового шага. От женитьбы. И в итоге от «поэтической смерти». Справятся ли «фантазеры» со своей миссией? Это еще одна интрига постановки. «Любовь — двигатель всего нашего процесса, — замечает Александр. — Страшная, экспрессивная, но любовь. Может быть, даже не взаимная. Но именно она приводит к радостным и трагическим событиям, которые происходят на сцене… А еще мне нравится, что в ходе репетиций рождается миллион идей! Это в хорошем смысле слова коллективное творчество. К тому же у режиссера и актера Национального театра Павла Михайлова многому можно поучиться… Пьеса собрана из разных стихотворений и этим крайне сложна. Но в то же время безумно интересна! Надеюсь, что зритель после просмотра вынесет для себя главное: Виктор Мишкин — Поэтище с большой буквы!»

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу