Вторник, 22 апреля
Общество

Прокурор Мордовии Валерий Мачинский о самых громких уголовных делах: «Мы обжаловали решение Верховного суда РМ, который отпустил подозреваемого Блинова под домашний арест!»

«Один с сошкой, а семеро с ложкой!» — так отозвался о работе правоохранителей прокурор Мордовии Валерий Мачинский на ежегодной пресс-конференции. По его мнению, в некоторых районах совсем не борются с коррупцией. Поэтому в скором времени там пройдут прокурорские проверки… Беседуя с журналистами, Мачинский коснулся и других злободневных вопросов. Кто понесет наказание за гибель женщины, которую загрызли собаки? Сколько составил ущерб от деятельности строительной фирмы «Русский проект»? Почему избежал ответственности за ДТП его подчиненный Игорь Виляев? Проверяют ли в Саранске безопасность лифтов? Ответы фиксировала ЕКАТЕРИНА СМИРНОВА.

В начале встречи Мачинский сообщил о криминогенной ситуации. За минувший год в республике зарегистрировано 9110 преступлений — на 3,2 % больше, чем в 2014-м. В основном эти показатели подросли за счет наркопреступлений и краж. Из незаконного оборота было изъято более 96 килограммов наркотиков — в три раза больше, чем в 2014-м! Увеличилось количество убийств — 49 против 34. На 49 % увеличилось число преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства. По мнению прокурора республики, это обусловлено привлечением зарубежной рабочей силы на строительство объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года. И, наконец, еще одна печальная цифра: ежегодно в результате пьяных дебошей в Мордовии погибают около 80 человек. За последние пять лет в мир иной по этой причине отправились 384 жителя — численность приличного районного села…
«С»: Как обстоят дела в борьбе с коррупцией?
— За минувший год зарегистрировано 355 коррупционных преступлений — это немного меньше, чем в 2014-м. Выявлено 127 случаев взяточничества — рост составил 32,3 %. И если отталкиваться от официальной статистики, то у нас вроде все хорошо. Но справедливости ради нужно отметить, что правоохранители работают по этому направлению лишь в нескольких районах. Остальные отсиживаются в стороне! Преступления коррупционной направленности в основном выявляются в Чамзинском, Лямбирском районе и Саранске. В других тишь да благодать! Получается, что одни работают, а другие греются у костра, как говорил Жванецкий. Или как в народе говорят: один с сошкой, а семеро с ложкой! Это больная тема! Та же ситуация по хищениям в сфере экономики. Таких преступлений за последние четыре года выявлено меньше аж на 75 процентов! Поэтому мы запланировали тематическую проверку в органах внутренних дел.
«С»: Как вы относитесь к тому, что Верховный суд РМ отменил решение первой инстанции о продлении ареста заместителю директора Медицинского института МГУ им. Огарева Дмитрию Блинову, которого подозревают в коррупции, и выпустил его из СИЗО под домашний арест?
— Наша позиция четкая и понятная: Блинов должен находиться в прежнем месте! Мы обжаловали решение Верховного суда. Я считаю недопустимым, чтобы в Медицинском институте торговали оценками! Тем более люди такого уровня, как Блинов. Кстати, это не последний случай взяточничества, выявленный в этом же институте. Думаю, что в ближайшее время вам станут известны фамилии еще нескольких подозреваемых из числа преподавателей.
«С»: Недавно в Атяшевском районе женщину насмерть загрызли собаки. Виновные будут наказаны?
— По факту гибели женщины возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Теперь нужно думать, кого по ней привлекать! Оказывается, на сегодняшний день отлов бездомных собак в Мордовии юридически не урегулирован. В моем детстве была поговорка о бродячих собаках, которых сдают на мыло. Сегодня на мыло их сдавать нельзя и отстреливать тоже, потому что мы подписали конвенцию о защите прав животных. Для бродячих собак должны быть организованы питомники. И эта проблема всех регионов России. В прошлом году мы обращались по этому поводу в Госсобрание. Был разработан законопроект о наделении органов местного самоуправления полномочиями по отлову и содержанию бездомных животных. Но из-за несогласованности действий между руководителями нескольких ведомств он так и не был внесен депутатам на рассмотрение. В итоге никакого местного закона нет, полномочия в сельские районы не переданы и нет никого, кто бы ответил за случившееся… А погибла женщина в полном расцвете сил, мать двоих детей! Сейчас я внес правительству республики представление с требованием принять срочные меры по нормативному урегулированию вопросов отлова и содержания животных, а также о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
«С»: В Ромодановском районе начался суд над начальником Лямбирской ГИБДД Александром Мусатовым, которого обвиняют в изнасиловании. В связи с чем расследование затягивалось?
— Это дело было у меня на особом контроле. Следственные органы и прокуратура никогда не прикрывали Мусатова. Вы знаете, что он был основным свидетелем по многострадальному делу о коррупции в системе ГИБДД. И, когда поступило заявление об изнасиловании от Куликовой, нужно было проверить, нет ли здесь провокации со стороны родственников подозреваемых. Также была проведена масса экспертиз. Потребовалось время, чтобы все тщательно проверить…
«С»: Год назад в Мордовии случилось смертельное ДТП с участием заместителя прокурора Ичалковского района Игоря Виляева. Прокуратура признала законным решение следствия прекратить уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления. Как вы это прокомментируете?
— Виляев сбил своей машиной нетрезвого человека, который внезапно выбежал из такси. Согласно данным экспертизы, наш сотрудник не имел технической возможности предотвратить ДТП, хотя принял все положенные меры! После аварии Виляев остановился, вызвал ГАИ и скорую, сообщил о происшествии коллегам и сотрудникам Следственного комитета. Он был трезвым. Вы понимаете, в такой ситуации каждый может оказаться — будь он прокурор, журналист или еще кто-то. Не всегда после смерти человека возбуждаются уголовные дела! Виляева в этой ситуации никто не прикрывал. Чего скрывать, были грехи за сотрудниками нашей службы. Около 10 лет назад один из них совершил смертельное ДТП на трассе Пенза — Рузаевка. Погибли 6 человек. Тогда прокурор получил солидный срок наказания.
«С»: Еще один вопрос по эвакуации машин с вокзальной площади в Рузаевке…
— Наслышан об этой проблеме. Там творится беспредел! На вокзальной площади оставляют машины не только обычные граждане, но и сотрудники РЖД. И так было годами! А потом кому-то, по моему мнению, захотелось заработать! Как же так — куча машин и деньги мимо пролетают! Додумались до того, что сами, не согласовав ни с кем, установили знаки «Остановка запрещена», подогнали эвакуатор и начали чалить машины аж в Лямбирь! По мнению этих людей, владелец должен заплатить за транспортировку и штраф-стоянку. При этом еще не каждый догадается, куда делась оставленная им машина. Понятно, что за этим кто-то стоит! Мы разбираемся в ситуации. Обязательно найдем виновных.
«С»: Минувшей осенью было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц обанкротившейся строительной фирмы «Русский проект». Как продвигается расследование?
— Распространился слух о том, что якобы один из подозреваемых ударился в бега. Заверяю вас: такого не было! На данный момент оба фигуранта находятся под подпиской о невыезде. Сумма ущерба составляет около 30 миллионов. Наложены аресты на имущество и счета подозреваемых. Эти меры позволят решить вопрос о возврате средств обманутым людям.
«С»: Минувшим летом на территории саранского детского сада № 4 на двух воспитанниц упали металлические ворота. Одна из девочек получила тяжелые травмы. Понесли ли виновные наказание?
— Я осведомлен об этой ситуации. Девочке был причинен тяжкий вред здоровью — она получила перелом обеих костей голени со смещением отломков. К сожалению, много времени ушло на различные исследования и экспертизы. 26 января было возбуждено уголовное дело по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей». Расследованием занимаются сотрудники отдела полиции № 3.
«С»: Недавно в Москве при падении лифта погибла женщина. В связи с этим инцидентом по всей стране проверяется степень износа этих подъемных механизмов. В Мордовии уже есть какие-то результаты?
— Пока нет, проверка еще ведется. Проблема действительно серьезная. 25 последних лет ею практически никто не занимался. И в каком состоянии сейчас находятся лифты, можно только догадываться! Но сейчас эти проблемы легли на плечи жильцов. Так решило государство. И если завтра встанет вопрос о замене лифта в нашем подъезде, то будем скидываться, друзья! А на сегодняшний момент он стоит столько же, сколько хорошая машина…
«С»: Еще один больной вопрос — оказание платных медицинских услуг…
— Больницы напичкали дорогостоящим оборудованием, закупленным в соответствии с национальным проектом по здравоохранению. То есть за счет бюджетных средств. Но попробуй сегодня пройти магнитно-резонансную терапию бесплатно без очереди! Это практически невозможно! Потому что беспрепятственный доступ к этому оборудованию имеет лишь определенная кучка лиц, которая на этом государственном оборудовании рубит бабки и делит между собой! И все мы с этим миримся, думаем: ну, найду я эту копейку, лишь бы побыстрее получить медицинское заключение! Я намерен разобраться с платными услугами и навести порядок! Одно дело, когда суешь шоколадку врачу, чтобы отблагодарить за лечение, а другое — когда из тебя выжимают последние деньги!
«С»: Год назад вы поднимали вопрос по поводу закрытия питейных заведений, расположенных в жилых домах, выходили с инициативой в Госсобрание. Есть ли итог?
— Да. Изменения приняли, и сегодня в домах запрещено располагать пивнушки. Но оставили одну закавыку — такие заведения не могут располагаться лишь с тыльной стороны. Получается, что с фасада их открывать можно… Вот и итог — минувшим летом в кафе «У Петровича» был убит бывший футболист клуба «Мордовия» Александр Власкин. К сожалению, это заведение по всем нормативным актам республики закрыть нельзя…
«С»: Интересно услышать ваше мнение о предложении Президента по поводу декриминализации некоторых уголовных статей, касающихся, например, побоев и краж…
— Выскажу свою точку зрения как юрист. Есть позиция москвича, а есть позиция провинциала, к которым я себя отношу. Сегодня мы привлекаем к уголовной ответственности за кражу свыше 1 тысячи рублей. Для москвича это не деньги. А для жителей глубинки — например, бабушки с пенсией в 7 тысяч рублей, у которой сперли последних двух гусей, целое состояние! Так что мерки столичные и сельские совершенно разные. И если предел ущерба поднимут до 5 тысяч рублей, то мы будем обязаны подчиниться. То же самое касается привлечения к уголовной ответственности за истязания и побои. Я считаю, что это имеет очень большой профилактический характер! Человека, который привлекается у уголовной ответственности, это иногда очень даже «остужает»! И многим спасает жизнь!

Материалы по теме
Закрыть