Понедельник, 21 июня

«Если бы у кого-то возникла идея снять фильм про группу «Воскресение», отказался бы в этом участвовать!»

Легендарный музыкант Алексей Романов — «Столице С»

24 марта в РДК прозвучат популярные песни группы «Воскресение» в исполнении ее лидера Алексея Романова и Алексея Коробкова! Участники легендарного коллектива не первый раз приезжают в Саранск. В 2002 году они выступали на стадионе «Светотехника» на 10-летнем юбилее еженедельника «Столица С». Алексей Романов надеется, что пандемия не станет помехой для встречи с публикой. Он по-прежнему полон оптимизма и готов радовать нас своим творчеством. С ностальгией вспоминает «золотое прошлое» и с уверенностью смотрит в будущее. С лидером «Воскресения» общалась Татьяна Новикова.

«С»: Алексей, очень рады будем увидеть ваш живой концерт! В последнее время артисты выступают перед публикой в основном в онлайн-формате.

— В подобные проекты не ввязывался, так как то, что увидел, меня не впечатлило. Артист без публики чувствует себя не в своей тарелке. Поэтому ни разу до конца не посмотрел интернет-трансляции выступлений. Находясь в комнате, работать на видеокамеру страшно неудобно. Во время пандемии у нас случались разовые концерты. Например, недавно после полугодового перерыва выступили в большом зале. Пришлось как следует потрудиться на репетициях. Оказалось, что руки все помнят и голова приходит в порядок. Через три репетиции все было уже достаточно надежно. Заниматься нужно каждый день. Одно дело — мышечная память, а другое — ее соединение с чувствами и эмоциями.

«С»: Многие музыканты жалуются на тяжелую денежную ситуацию из-за отсутствия концертов. Теперь они обходятся без миллионных гонораров. Некоторые были вынуждены продать свои заграничные виллы…

Реклама

— К счастью, миллионов не нажил и продавать ничего не пришлось (смеется — «С»). Зато есть зрители, встречи с которыми очень жду… Конечно, я помню Саранск… Я гулял по берегу реки, откуда открывается красивый вид… Наша группа выступала на стадионе, а во время других гастролей — в большом концертном зале. А еще я принимал участие в радиопередаче «Хорошая музыка»…

«С»: Надеемся, что пандемия не помешает вашим нынешним планам. Кстати, вы сделали прививку от коронавируса?

— Пока нет. Ведь после нее могут быть какие-то осложнения. Не считаю себя идеально здоровым человеком, поэтому есть некоторые опасения. Но вообще я не против.

«С»: Вы смелый человек. В вашей биографии было много переломных моментов. Даже тюрьма, где вы оказались, потому что действовали в противовес законам советского времени. Как вы считаете, можно ли сейчас угодить за решетку из-за своих убеждений?

— В моем случае это был настоящий произвол. Не думаю, что практика органов сильно изменилась. Если схватили, то большая вероятность, что посадят. А если даже это не удастся, то никаких извинений и компенсаций не дождешься. Даже говорить на эту тему не хочется…

«С»: Поговорим о более позитивных вещах. С удовольствием читала вашу книгу «Все сначала». Такое ощущение, что она была написана, когда вы начали новый этап своей жизни.

— Название броское. Но жизнь разрезана на достаточно крупные этапы. Она не бывает непрерывной лентой, есть еще и узлы. Но очередной этап тогда действительно был. Тогда начались серьезные перемены в составе группы и изменения в гастрольном графике. Отсюда и название. Как вы яхту назовете — так она и поплывет.

«С»: Жизнь бывает жестокой и непредсказуемой. Смерть легендарного музыканта «Воскресения» Андрея Сапунова — большая трагедия…

— Чудовищная несправедливость! Алексей не должен был умирать! Он ушел, полный сил и творческих планов. То ли из-за возраста, то ли из-за еще каких-то наросших причин в последние несколько лет мы перестали плотно общаться. Если только в силу производственной необходимости. А дружба как-то заглохла, хотя мы женаты на сестрах и много лет провели вместе… Ужасно жалко, что все так вышло, но… уже ничего не поправишь.

«С»: Когда вы последний раз собирались на «дружеский огонек» с Маргулисом, Макаревичем, Никольским?

— Последний раз большой общий сбор был лет 30 назад, когда мы отмечали 10-летие «Воскресения». Но пришли не все. Не было Маргулиса, который тогда уехал на гастроли. Ветеранских посиделок за нами не наблюдается, только какие-то совместные проекты. Бывает, что Маргулис зовет меня выступить вместе или я его приглашаю. Конечно, здорово было бы посидеть за бутылочкой вина, когда разговор перейдет в ностальгическую фазу. Нам всем есть что вспомнить!

«С»: Скажите откровенно — когда выходите на сцену, в душе чувствуете себя сольным исполнителем Алексеем Романовым или музыкантом группы «Воскресение»?

— Знаете, это как в групповых видах спорта, когда надо хорошо видеть всю поляну, чтобы не было осечек. Все зависит от того, что ты чувствуешь в тот или иной момент. Иногда теряешь ощущение пространства и времени. Был смешной случай, когда я принимал участие в концертной программе во дворце спорта с большим количеством артистов. Стою за кулисами с гитарой, а тем временем конферансье меня объявляет. Думаю: «Про кого же он говорит?» Тогда я просто расслабился и не был готов к выступлению. Но с годами быстро научился собираться.

«С»: Скажите, а почему вашу песню «Кто виноват» называют гимном советских хиппи?

— Слава Богу, что не гимном Советского Союза! Кто-то назвал, а журналисты подхватили. Видимо, понравился слоган. «Советские хиппи» звучит как «православные большевики». А это уже неправильно.

«С»: Время уходит, но ваша музыка продолжает жить в сердцах слушателей… Как вы считаете, существует ли сейчас в России русский рок или это словосочетание относится только к музыкантам вашего поколения?

— Не стал бы вообще влезать в эти дебри, потому что существуют специально заточенные люди, которые считают себя музыкальными критиками и искусствоведами. Вот пусть они и судят… А лично я вижу музыкантов, которым за 30. Это настолько матерые авторы и исполнители, которые не считают себя представителями русского рока, хотя вполне отвечают всем факторам. Уже несколько лет я дружу с музыкантом группы «Ромарио» Ромой Луговых и благодаря ему встречаюсь с талантливой молодежью. Например, есть такой потрясающий музыкант Павел Фахртдинов… Эти ребята считают себя необардами. Они замечательно владеют инструментами, прекрасно поют и сочиняют остроумные современные песни. Это очень свежо, никак не перечит мейнстриму и ничем не отличается от лучших образцов русского рока.

«С»: Как вы относитесь к тому, что некоторые музыканты исполняют со сцены ваши песни?

— Меня это не коробит. Если намерения серьезные, люди спрашивают разрешения и присылают договор. Предложения бывают разные. Но, если бы вдруг у кого-то возникла идея снять фильм про группу «Воскресение», отказался бы в этом участвовать, потому что неинтересно… 

«С»: Однажды вы сказали, что с годами люди становятся более невыносимыми… Что вы имели в виду? Их раздражительность по отношению к окружающим?  

— Скорее всего. Нужно меньше сосредотачиваться на себе, а больше времени уделять сглаживанию острых углов в отношениях с окружающими. Дело в том, что в зрелом возрасте возникает какая-то косность, нарастают предубеждения и появляется излишнее самомнение. Что касается артистов, то самолюбие, на первый взгляд, помогает, но в какой-то момент может сыграть злую роль. Бывает, что человека заносит до звездной болезни. Он начинает вести себя неадекватно и по-хамски. А это уже несчастье. К сожалению, никто от такого не застрахован.

«С»: Это точно не о вас! Вы искренне и по-доброму общаетесь с журналистами…

— Дело в том, что за годы странствий я многому научился. Умею действовать в сложных ситуациях. Я далеко не ангел, но, наблюдая за собой и окружающими, продолжаю потихонечку совершенствовать свои жизненные навыки.

«С»: А как поживает ваша знаменитая коллекция гитар? Пополняется?

— Нет. Одну отдал, другую собираюсь продать, а с остальными пока жалко расставаться. Признаюсь, я не коллекционер. Просто у гитаристов есть такой бзик, когда не хватает еще одного инструмента. С годами уже начинаешь замечательно в них разбираться. И когда увидишь то, что очень нравится, но стоит это 600 тысяч рублей, говоришь себе: все, хватит!

Личное дело

Алексей Дмитриевич Романов родился в 1952 году в Москве. В 1969-м совместно с вокалистом Виктором Кистановым организовал дуэт «Бродячие облака». Через год появилась группа «Ребята, которые начинают играть, когда полосатый гиппопотам пересекает реку Замбези», куда также входили гитарист Сергей Цвиликов, бас-гитарист Александр Шадрин и барабанщик Юрий Борзов. В 1971-м коллектив распался. С 1974-го по 1975-й Романов был солистом «Машины времени», выступая вместе с Андреем Макаревичем, Александром Кутиковым и Сергеем Кавагоэ. Затем стал участником группы «Опасная зона», куда входили Алексей Макаревич, Олег Друкаров, Сергей Андреев и Игорь Котлов. В 1976-м она стала называться «Кузнецкий мост». В 1979 году Сергей Кавагоэ и Евгений Маргулис ушли из «Машины времени» и предложили Алексею Романову сотрудничество. Так возникла группа «Воскресение». Осенью 1980-го первый состав распался. Вскоре ансамбль возродился в составе: Романов, Никольский, Сапунов, Шевяков. В 1982-м бывший менеджер «Машины времени» Ованес Мелик-Пашаев предложил Романову работать на профессиональной сцене в группе «СВ». В 1990 году после записи пластинки «Солдат вселенной» музыкант ее покинул. Алексей Романов до сих пор остается лидером «Воскресения». Он получил высшее музыкальное образование на кафедре эстрадно-джазового пения Московской государственной классической академии имени Маймонида. В декабре 2015 года в Центральном Доме литераторов состоялись презентация его книги «Все сначала». В 2016-м вместе с Евгением Маргулисом создал проект «Группа выходного дня». Женат.

Комментарии
Закрыть
Закрыть рекламу