Суббота, 13 апреля
Спорт

«В Саранске были прекрасные шоу. Жаль, снесли стадион»

Действующий чемпион мира по ледовому спидвею Даниил Иванов — ​«Столице С»

Быстрейший ледовый гонщик планеты этого сезона определится в финале личного чемпионат мира по айс-спидвею, который пройдет 13–14 февраля в Тольятти. Золотая медаль разыграется в Самарской области, поскольку зарубежные этапы международного Гран-при отменены из-за пандемии. 34-летний участник мотоклуба «Мега-Лада» Даниил Иванов предстанет в статусе действующего чемпиона мира, поэтому считается одним из главных фаворитов. В преддверии главного старта сезона с титулованным гонщиком пообщался Евгений Наумов.

Даниил Иванов еще надеется проехаться по саранскому льду… Фото: Сергей Афанасьев

«С»: Поздравляем с прекрасным выступлением. В финале‑2 Кубка России в Шадринске вы показали стопроцентный результат, выиграв все десять заездов. Как вам это удалось?

— Чувствовал себя на треке отлично. Ко всем стартам я подхожу в одинаковом состоянии, каждый раз настраиваюсь на победу. Но удача сопутствует не всегда: где-то достигается результат, где-то — ​нет… А в Шадринске у меня многое получилась, поэтому набрал 30 очков из 30 возможных. Другое дело, что Кубок России уступает по уровню чемпионату страны. Среди его участников не было призеров национального первенства Игоря Кононова, Дмитрия Хомицевича и Динара Валеева.

«С»: Хотя в финале‑1 Кубка России в Новосибирске они выступали. Почему в Шадринск не приехали? Любители ледового спидвея активно обсуждают в Интернете отказ лидеров сборной участвовать в кубковой гонке. Не понимают, почему так поступили…

— Ребята здесь ни при чем, они бы с удовольствием предстали на шадринском льду. Им не позволил стартовать в финале‑2 Кубка страны регламент, составленный федерацией мотоспорта России. Мне, кстати, тоже непонятен вердикт ФМР. Ведь из-за пандемии отменено большинство международных соревнований, включая командный чемпионат мира. Поэтому для гонщиков каждый старт на вес золота. Покорители российского Гран-при Дима Хомицевич, Игорь Кононов и Динар Валеев очень хотели выступить в Шадринске. Но, увы, не были допущены к состязаниям. Стартовые этапы Кубка мы проехали вместе, борьба получилась захватывающая. А затем их убрали с ледовой дорожки, якобы в интересах чемпионата мира. Хотя не факт, что он состоится. Зарубежные этапы международного Гран-при уже отменены, запланирована лишь гонка в Тольятти. И ее проведение тоже под большим вопросом.

«С»: Вы тоже числитесь в списке потенциальных участников чемпионата мира, тем не менее ФМР допустила вас к выступлению на Кубке России.

— Путевку на главный международный старт сезона я получил на правах действующего чемпиона мира. В прошлом году мне досталась медаль мирового Гран-при. Как и в позапрошлом. На чемпионате России 2021 года я не пробился в призовую тройку, занял лишь шестое место. Возможно, поэтому меня допустили на Кубок страны. Хотя все равно не понимаю, чем руководствовалась федерация, запретив Кононову, Хомицевичу и Валееву стартовать в Шадринске. Решение ФМР с трудом поддается объяснению. Стартовые этапы Кубка России мы проехали вместе, затем в состав участников внесли коррективы. Лично я не пострадал, выступлю на обеих гонках — ​и на Кубке страны, и на чемпионате мира.

«С»: Шестое место на чемпионате России 2021 года — ​провал для обладателя мировой короны двух последних лет. Чем объясните свое неудачное выступление?

— В клубе «Мега-Лада» перед нынешним сезоном произошли серьезные изменения, одних уволили, других приняли… Отсюда некоторые проблемы, которые сказались на результатах. Не буду выносить сор из избы, это наша внутренняя кухня. Тем более ситуация налаживается, мы пытаемся адаптироваться к сегодняшним реалиям. Вроде получается.

«С»: Путевка на чемпионат мира в кармане, что наверняка отразилось на вашем настрое в российском финале. Вы не слишком рисковали в отборочной гонке.

— Да, в этих словах есть доля правды. В таких ситуациях, конечно, присутствует некоторое расслабление. К тому же командный чемпионат мира в этом году не проводится. Вот мы и расслабились. Хотя это неправильно: дашь слабину, потом трудно вернуться на лидирующие позиции.

«С»: Личный чемпионат мира пройдет в родном для вас Тольятти. Свои стены помогут?

— Не уверен. Лично мне в родных стенах выступать сложнее. Дома большая ответственность и серьезное психологическое давление. Поэтому не всегда получается добиться максимального результата. Согласно статистике, большинство домашних гонок для меня сложилось не лучшим образом. Но в предстоящем чемпионате мира я все равно рассчитываю на победу. Других целей никогда перед собой не ставлю. Задачи всегда максимальные.

«С»: В период пандемии соревнования могут провести без зрителей. Каково выступать без них?

— Ничего хорошего нет. Мне не хочется кататься при пустых трибунах. Получается протокольная тренировка, а не соревнования. Надеюсь, до такого не додумаются, чемпионат мира пройдет в присутствии болельщиков. В Тольятти людей пускали на стадион во время российского финала, так должно быть и на международном Гран-при. Болельщики — ​неотъемлемая часть ледового спидвея, мы очень надеемся на зрительскую поддержку. Дай Бог, чтобы мировой финал состоялся.

«С»: Таким образом, получится наконец схлестнуться с зарубежными гонщиками? С прошлой зимы не соперничали с иностранцами.

— Не только схлестнуться, просто увидеться, поздороваться. Иностранцам нравится ездить в России, их здесь все устраивает.

«С»: Интересно, почему?

— Наши все делают как надо, на соревнованиях всегда очень душевная атмосфера. Дай Бог, чтобы чемпионат состоялся и чтобы зарубежные гонщики тоже предстали на тольяттинском льду. Чтобы был полноценный мировой старт, а не открытый чемпионат страны. Насколько мне известно, у некоторых иностранцев возникают трудности с приездом в Россию. В частности, у шведов есть проблемы с оформлением виз. Надеемся, что решат свои вопросы.

«С»: В этом году вам исполнится 34 года. Для ледового мотогонщика это серьезный возраст?

— Спортивный возраст — ​понятие весьма относительное. Для каждого человека он индивидуальный. В соревнованиях выступают гонщики серьезного возраста, особенно это касается иностранцев. Все знают Серениуса, Свеннссона, Цорна. Они и в сорок, и в пятьдесят, и даже в шестьдесят садились на мотоцикл. Все зависит от самочувствия спортсмена. Зачем заканчивать, если достигается результат? О завершении карьеры пока не думаю, а дальше посмотрим. Если человек ездит плохо, нет смысла продолжать карьеру и в 25 лет. Скажу так: не можешь — ​не мучай свою задницу. Оставь мотоцикл, займись чем-то другим.

«С»: Вы четырехкратный чемпион мира, в том числе первенствовали на двух последних международных Гран-при. В чем оказались сильнее других?

— Даже не задумывался об этом. Побеждаю, и замечательно. Мотоцикл ехал как надо, работал безотказно, я уверенно чувствовал себя на треке. Больше сказать нечего. За счет чего-то одного нереально добиться большого результата. Здесь все в совокупности, много должно сработать на высшем уровне. Если хоть где-то случится сбой, в технике или в человеке, сложно рассчитывать на успех.

«С»: Какой сбой случился у вас в финале чемпионата России?

— Произошли серьезные изменения в команде. Поменялись механики, тренерский состав претерпел серьезные изменения… В результате произошла трещина. В одночасье все склеить нереально.

«С»: Ваш отец Валерий Леонидович продолжает заниматься тренерской деятельностью? Остается вашим наставником?

— Уже нет. Во время пертурбаций в клубе отца отправили в отставку. После этого он решил закончить с мотогонками, ушел на пенсию.

«С»: Как складываются дела у вашего старшего брата — многократного мирового призера Ивана Иванова — после завершения профессиональной карьеры?

— Ваня стал тренером. Недавно сменил команду. Покинул Тольятти, сейчас работает в Каменске-Уральском. Мы часто встречаемся на соревнованиях, брат всячески помогает мне. Внимательно следит за моими выступлениями. Если допускаю ошибки, консультирует меня, дает советы.

«С»: У вас большая коллекция наград, в том числе завоеванных на стадионе «Светотехника» в Саранске. Мордовским болельщикам, в частности, запомнилось ваше соперничество с Николаем Красниковым в решающем заезде чемпионата России 2009 года.

— Тогда по итогам основных состязаний мы с Колей набрали одинаковое количество очков. Поэтому для выявления победителя был назначен дополнительный заезд. Удача сопутствовала Красникову, он удостоился золотой медали. На том чемпионате состоялся перезаезд также за третье место. Бронзовую награду разыграли мой брат Иван и Юнир Базеев. Победил Юнир. Что касается нашего соперничества с Красниковым — ​в 2012 году мне удалось взять у Николая реванш. Решающая гонка страны прошла тогда в Тольятти. Таким образом, я завоевал свое первое российское золото. Позже еще дважды покорял высшую ступень пьедестала — ​в 2014-м и 2019 годах. В обоих случаях в споре за первое место я опередил ученика Николая Красникова — ​Дмитрия Колтакова.

«С»: Все-таки ваше соперничество с Красниковым чаще заканчивалось в пользу знаменитого уроженца Шадринска. Он семь раз выигрывал личный чемпионат России и восемь — ​мировой Гран-при! По вашему мнению, в чем феномен Красникова?

— Спросите об этом у самого Коли. Наверное, он даст более четкий ответ. А я могу лишь рассуждать. Скажу так. У Красникова была хорошая команда — ​тренеры, механики… Он сам находился в отличной форме, мотоцикл ехал быстро, прочие компоненты были отработаны. Многое сыграло ему на руку. К тому же в силу возраста спортивную карьеру как раз завершили опытные гонщики Кирилл Дрогалин, Виталий Хомицевич, Дима Буланкин, Владимир Лумпов. Молодой Красников перехватил у них пальму первенства, воспользовался шансом. И пошло ​поехало…

«С»: Жесткое соперничество на треке отражалось на ваших отношениях? Вы ставили друг другу палки в колеса?

— Ни в коем случае. Наше соперничество происходило исключительно в пределах ледового овала. Все было честно, побеждал сильнейший. Вне трека мы никогда не выясняли отношений. Мы с Красниковым без проблем общались в период соперничества и поддерживаем отношения до сих пор.

«С»: С кем из мордовских гонщиков поддерживаете связи?

— Переписываемся в соцсетях с Максимом Захаровым. Даже виделись однажды, он к нам на гонки приезжал. А вот с Юниром Базеевым давно не встречались. Хотя с ним тоже хочется увидеться, вспомнить совместные выступления. Мне довелось соперничать и с титулованными легионерами саранского мотоклуба — ​Дрогалиным, Фадеевым, Поликарповым, Московкой, Лумповым. Хорошо помню Андрея Гаврилкина, Царство ему Небесное. Классный был гонщик, молодой и очень перспективный. Если бы не трагедия, многого мог добиться в ледовом спидвее.

«С»: Андрей Гаврилкин погиб в ДТП, возвращаясь из Тольятти, куда ездил для подписания контракта.

— Значит, мы могли стать одноклубниками. Вместе отстаивать цвета «Мега-Лады» в командном чемпионате России. Но увы…

«С»: Как думаете, почему Саранску доверяли проведение ключевых стартов ледового спидвея — ​личных и командных чемпионатов России, а также этапов мирового Гран-при?

— В городе был прекрасный стадион «Светотехника». Что немаловажно, арена была освещаемая. Только в Саранске в тот период проводились вечерние гонки. Это были незабываемые соревнования — ​настоящее вечернее ледовое шоу. Жаль, «Светотехнику» снесли, очень жаль. Мне очень нравилось ездить в Саранске. Кстати, я читал, что в Мордовии собираются возродить мотогонки на льду. Здорово, если получится.

«С»: Пока все на уровне разговоров…

— Ну хоть что-то. Тем более прозвучало заявление нового руководителя республики. После десятилетнего затишья это уже достижение.

«С»: Вы уроженец Каменска-Уральского, но уже давно живете в Тольятти. Чем вас привлек автоград?

— Разумеется, мотогонками. В 2007 году я заключил контракт с клубом «Мега-Лада», с тех пор и осел в Тольятти. Моя жена уроженка этого города. Раньше тоже работала в «Мега-Ладе» переводчицей. Так и познакомились. Нашей дочке уже девять лет.

Материалы по теме
Закрыть