Воскресенье, 28 февраля

Подмести, продуть, измерить

Обзор интересной техники, работающей в саранском аэропорту

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Аэропорт обычно ассоциируется с самолетами и улыбчивыми стюардессами, но это верхушка авиационного айсберга. Чтобы железная птица успешно приземлилась, требуется рутинная работа специального персонала внизу. В первую очередь — подготовить взлетно-посадочную полосу. Зимой она должна быть чистой от снега и льда. В аэропорту Саранска за этим следит недавно приобретенная подметально-продувочная машина — КамАЗ с полуприцепом, на котором установлен восьмицилиндровый двигатель «Мерседес». Но Денису Тюркину больше приглянулась даже не эта техника, а малоприметный прицеп, таскаемый «Газелью». От него зависит, сядет ли самолет! Интересно, как он работает? Читайте статью!

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Снегоуборщик

Один мой товарищ работает на дорожной разметке. Однажды он рассказал любопытный случай, связанный с его деятельностью и аэродромной техникой. Дело было еще во времена президентства Медведева. Некий высокий гость (кажется, сам Дмитрий Анатольевич) должен был прибыть на инспекцию дорожного объекта в Москве, ведущего к аэропорту. Объекта, открытие которого планировалось на более поздний срок. На тот момент разметчики свою работу выполнили, и руководству фирмы вдруг захотелось продемонстрировать ее итоги господину Президенту. Пердимонокль заключался в том, что разметка давно… лежала под снегом. Участок дороги не эксплуатировался, поэтому и снег особо никто не чистил. Что делать? Как растопить снег и лед? А вот так, с помощью авиационных технологий. Представители фирмы буквально на пару-тройку часов взяли в аренду с ближайшего аэродрома специальную машину с самолетным двигателем, с помощью которой растапливают снег и лед на взлетно-посадочной полосе (ВПП). Так очистили и дорогу. С расходами не соотносились: расход керосина-то не просто зверский, а зверский-зверский! И сама аренда обошлась в несколько миллионов рублей. Да только Президент не приехал…

Щетка и ветродув могут работать как на левую сторону, так и на правую. Фото: Денис Тюркин / Столица С

В советское время подобные машины были на каждом крупном аэродроме (в том числе и в Саранске), с расходами тогда никто не считался, как представители той самой фирмы. Сейчас расчисткой ВПП и стоянки судов в Саранске занимаются с помощью другой техники, а машины с двигателями от МиГ-25 мало где сохранились. На днях в аэропорт поступила новая (для Мордовии) МАПП — машина аэродромная подметально-продувочная — с тягачом КамАЗ.

Обе единицы уже были в эксплуатации в других аэропортах (тягач выпущен в 2013 году, МАПП — гораздо раньше), но после необходимых восстановительных работ на заводе специальной техники в Мценске (Орловская область) они готовы трудиться и дальше. «Я познакомился с мценскими специалистами в прошлом году на национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации, — рассказывает генеральный директор «Авиалиний Мордовии» Александр Кистайкин. — В первую очередь заинтересовался их ценами. Если новая импортная техника такого назначения, как МАПП, стоит порядка 30 миллионов рублей (ну откуда у нас такие деньги?!), то восстановленная на заводе в Мценске — около 11 миллионов. Еще осенью мы заключили договор, а недавно МАПП вместе с тягачом пригнали сами спецы из Мценска. Настроили нам все, показали водителям нюансы работы. Мы довольны! Кстати, ВПП, перрон и две рулежные дорожки у нас занимают площадь в 255 тысяч квадратных метров, это 36 футбольных полей. Вот сколько нужно чистить, чтобы аэро­дром был в порядке!»

Реклама

Начнем с тягача. Согласно аббревиатуре на кабине, это трехосный самосвал КамАЗ-6522, а в ГИБДД он зарегистрирован как КамАЗ-65225 RG 6*6, что тоже неверно, ведь перед нами — полноприводныйдвуосник, сделанный на «придворной» фирме РИАТ с использованием камазовских агрегатов плюс с китайским мотором «Каминз». Эдакая солянка! На тягаче установлен импортный снегоуборочный передний отвал шириной 5 метров, управляемый электромоторами и не зависящий от «тележки».

Сам полуприцеп, МАПП, любопытнее. Везде надписи на немецком. А сделан он немецкой компанией «Шёрлинг», которую в середине 90-х поглотила швейцарская фирма «Бухер». Сейчас «Бухер», скупивший постепенно ряд участников рынка в Европе, Азии и даже Океании, — один из мировых лидеров по производству техники для уборки автомобильных дорог и аэродромов.

Мотор в полуприцепе производства «Мерседес» о восьми цилиндрах. Он отвечает за работу подметальной щетки и ветродува. То есть во время движения снег, например, с ВПП сначала убирается передним отвалом, оставшееся сметается щеткой, а затем в прямом смысле с покрытия сдуваются пылинки. Когда ветродув, установленный в самом хвосте полуприцепа, запустили, я прошел в нескольких метрах от сопла, еле устояв на ногах. Тяга феноменальная!

МАПП уже удалось протестировать в первые сильные снегопады. Персонал доволен: аппарат мощный, сдувает снег отлично, щетка тоже мощная. Убирать вверенную территорию удается за 3–4 часа, в принципе так же, как и со вторым снегоуборщиком, который есть в аэропорту. Это МАЗ с передним отвалом побольше — 5,5 метра — и с полуприцепом аналогичного назначения, но белорусского производства. Он служит около 9 лет, а сейчас встал на ремонт. Водитель МАПП Владимир Анисимов говорит, что МАЗ зарекомендовал себя хорошо. «Там удобно, что мотор полуприцепа заводится из кабины тягача, — рассказывает он. — А изКамАЗа нужно выходить. Зато у КамАЗа автоматически регулируются обороты ветродува и щетки, на белорусской же технике тебе приходится все выставлять заранее вручную».

Когда МАЗ отремонтируют, его также будут использовать для уборки. В сильные снегопады двумя единицами техники справляться сподручнее. Одна может работать на стоянке самолетов, другая — на взлетно-посадочной полосе. Кстати, норма расхода дизтоплива на мазовской МАПП составляет 35 литров в час. На технике, что пришла недавно, пока еще не замеряли…

МАЗ с МАПП белорусского производства. Видите серебристую плиту в хвосте? Это магнит, позволяющий собирать с территории металлические предметы. У немецкой МАПП такого нет. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Борются со скользкостью в саранском аэропорту не только механическим способом. Есть и реагенты. Но по составу не такие, которыми посыпают автомобильные дороги и тротуары. Реагенты есть двух типов: твердые и жидкие. Практика показывает, что последние на ВПП работают лучше. «Самая главная задача мастера, ответственного за эти работы, — не заморозить полосу, как у нас говорят, — отмечает Александр Кистайкин. — То есть еще до неблагоприятных погодных условий вроде ледяного дождя нужно нанести реагенты. Если опоздать с этим, реагент унесет порывами ветра и при минусовой температуре сразу образуется ледяная корка, с которой уже ничего не сделаешь, а значит, и самолет не посадишь».

Мотор немецкой МАПП — как новенький несмотря на возраст. Хорошо видны мерседесовские «звезды». Фото: Денис Тюркин / Столица С

Тормозная тележка

Когда все будет расчищено, в дело вступает тот самый неприметный газелевский прицеп, о котором говорилось в начале текста. Он называется АТТ-2М — аэродромная тормозная тележка с блоком регистрации и измерения коэффициента сцепления (БРИЗ-КС). Производится в России, на опытном заводе № 31 гражданской авиации в подмосковном Щелкове. Сейчас стоимость такого нового оборудования достигает 3 миллионов рублей. Когда несколько лет назад покупали в Саранск, стоил почти на полмиллиона меньше. Инфляция!

Тележка представляет собой одноосный полуприцеп, в качестве буксировщика которого могут быть использованы практически любые автомобили. Главное, чтобы прицепное устройство находилось на нужной высоте. В Саранске его возит «Газель».

«Газель» с АТТ-2М на фоне старого здания саранского аэропорта. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Так для чего же нужна АТТ-2М? С помощью нее на взлетно-посадочных полосах аэродромов определяют коэффициент сцепления авиационных пневматических колес. Если он будет ниже определенного порога (как правило, 0,3), посадка самолета окажется невозможной на данном аэродроме. Еще учитывается боковой ветер и некоторые другие факторы.

Колеса тележки разные. Кот не идет в комплекте с оборудованием. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Фото: Денис Тюркин / Столица С

Очень интересна конструкция тележки. Если смотреть по ходу движения, левое ее колесо — обычное, автомобильное зимнее нешипованное. А правое — от шасси самолета МиГ другого диаметра! И там и там на дисках стоят карданные крестовины. Когда прицеп просто нужно довезти до места работы, свободно крутятся оба колеса. А вот когда начинается измерение, специальным рычагом в задней части прицепа левое колесо делается ведущим. Что тогда происходит в движении? Правильно: тележка пытается «обогнать саму себя». В этой ситуации специально сконструированное дышло «ломается», передавая усилие на электромагнитный датчик, установленный под крышкой прицепа. Этот датчик, кстати, время от времени проходит поверку, чтобы соблюсти точность измерений. Продолжим. Информация от датчика по проводам поступает на БРИЗ-КС, который, сидя в кабине «Газели», держит оператор.

Провода к БРИЗ-КС приходят через приоткрытое окно. Скоро в аэропорт Саранска придет новая тормозная тележка, работающая уже по беспроводным технологиям. Фот: Денис Тюркин / Столица С

Когда машина несколько раз проезжает по ВПП, измерения заканчиваются и распечатывается чек, словно на кассовом аппарате. Только там — не цена на пиво и сухарики, а данные оператора (если — тьфу-тьфу — случится какое-то летное происшествие, с него спросят едва ли не в первую очередь) и тот самый коэффициент сцепления с поверхностью. Сейчас он составляет почти 0,38, а летом достигает 0,6. Во время дождя — 0,5. Данные передаются другим службам аэропорта, те уже сообщают их пилотам воздушного судна. И если, к примеру, коэффициент слишком низкий, вылет (как и прилет) задержится, а аэродромным службам придется вновь выгонять снегоуборщик, а затем тормозную тележку. Все потому, что главное — наша с вами безопасность! И теперь вы знаете, что заботятся о ней не только пилоты и стюардессы, но и водители снегоуборочных машин, техники, измеряющей коэффициент сцепления на ВПП, и другой обслуживающий персонал. Спасибо вам, ребята! И с праздником, с Днем работника гражданской авиации!

Комментарии
Закрыть
Реклама
Закрыть