Пятница, 19 апреля
Транспорт

Дорожные новости Мордовии. Контракт века в Саранске заключен!

Почему Путин пожурил республику в сфере строительства дорог?

Мордовия наряду с десятью регионами страны попала в «красную зону» по «финансовым» итогам реализации проектов дорожного строительства в 2020 году. Об этом стало известно на совещании Президента РФ Владимира Путина с членами российского Правительства. Почему это произошло, Денис Тюркинузнал у руководителя Управления автомобильных дорог РМ Валерия Резепова. Также в материале вы узнаете подробности самого крупного в истории Саранска дорожного контракта (на возведение путепровода Светотехстрой — Химмаш) и причинах расторжения контракта на демонтаж не введенного в эксплуатацию с советских времен путепровода в Ковылкине.

Фото: Столица С

Совещание

13 января глава государства в режиме видеоконференции провел совещание с членами Правительства РФ. Основной темой мероприятия стало дорожное строительство в стране: итоги–2020 и планы на ближайшие три года. Прежде чем затронуть тему Мордовии, стоит перечислить пару взаимосвязанных главных моментов. Первый. Зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин заявил о готовности соответствующих ведомств приступить к реализации федеральной программы «Мосты и путепроводы». «С» писала о ней в минувшем году. Благодаря этой программе в Мордовии могут быть возведены важные и необходимые объекты в Ковылкине, Зубовой Поляне, Воеводском (Кочкуровский район), Кондровке (Темниковский), отремонтированы существующие, находящиеся в предаварийном состоянии, — в Саранске.

«Несмотря на определенное объективное секвестирование бюджета, ставим задачу все-таки планы 2021 года выполнить в полном объеме, а при предоставлении дополнительного финансирования и принятии предлагаемых решений готовы их перевыполнить, — заявил чиновник. — Для более гибкого и оперативного управления финансированием предлагаем сохранить до 2024 года распределение акцизов от нефтепродуктов на уровне 2021 года с последующим доведением их до 100 процентов. Данные дополнительные средства будут направлены в регионы на поддержку их дорожных проектов, в том числе позволят начать реализацию программы «Мосты и путепроводы». Мы программу обсчитали, понимаем, приступили к ее проектированию».

Новость о том, что в ближайшие годы топливные акцизы на 100 % будут оставаться в бюджете региона, — это второй важный момент. Сейчас этот показатель существенно ниже. А ведь именно эти деньги (наряду с транспортным налогом) пополняют региональный дорожный фонд, из которого, соответственно, финансируется строительство и ремонт автомобильных артерий.

Вернемся к совещанию. Марат Хуснуллин заявил, что, несмотря на все сложности минувшего года, пандемию и вызванные ею социально-экономические трудности, реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и связанных с ним программ идет по плану. «Мы еще раз взвесили и подтверждаем достижение всех показателей дорожного строительства по национальным целям и проектам, а это приведение 85 процентов дорог в 105 крупнейших агломерациях в нормативное состояние уже к 2024 году и дальнейшее продолжение до 2030-го, — сказал чиновник. — Также подтверждаем достижение 50,9 процента региональных дорог в нормативе к 2024 году с увеличением этого показателя до 60 процентов к 2030 году. И весь 2020 год мы работали над этой задачей. В целом в 2020 году все планы по дорожному строительству выполнили и перевыполнили. Во многом этого удалось достигнуть за счет того, что своевременно было принято решение не ограничивать транспортное строительство в регионах, и это одна из ключевых антикризисных мер, которая дала мультипликативный эффект, позволила сохранить занятость и стала залогом показателей, которых мы достигли в 2020 году. Так, в прошлом году после реконструкции и строительства ввели в строй 915 километров федеральных автодорог — это один из самых высоких показателей за последние годы; отремонтировали 7775 километров дорог. По региональной сети построено и реконструировано 1700 километров дорог, отремонтировано 16 тысяч километров. В целом кассовое исполнение (проще говоря — сколько выделено, столько и потрачено — «С») по федеральным средствам выросло с 95 процентов в 2019 году до 99,1 процента в 2020 году, освоили свыше 880 миллиардов рублей, а с учетом бюджетов субъектов это сумма более двух триллионов рублей. Мы подготовили так называемые «светофоры» по дорожному строительству. Мы весь год работали по этой штабной системе «светофоров», которая очень четко показывала каждую неделю, какой регион в каком находится состоянии. И могу сказать, что 52 региона находятся в «зеленой зоне», то есть они освоили свыше 99 процентов средств с учетом экономии на торгах. В «желтой зоне» 21 регион, в которых освоение лучше, чем в 2019 году, но менее 99 процентов. И в «красной зоне» те регионы, в которых по объективным и субъективным причинам освоение ниже прошлого года, это 11 субъектов Федерации».

А вот что ответил Владимир Путин. «Марат Шакирзянович, посмотрел ваши документы, или ваш «светофор» так называемый. Вы сказали, что по объективно-субъективным причинам показатели кассы по некоторым регионам ниже, чем в 2019 году. Я посмотрел на это, должен сказать, что, разумеется, руководители всех этих регионов мне хорошо известны, отношусь к ним с большим уважением и знаю, что они очень активно работают по развитию своих регионов, особенно в условиях пандемии, много сделали для того, чтобы ситуация была стабильной. Тем не менее ничего здесь личного нет, что называется, я их хочу назвать: Пермский край, Смоленская область, Республика Крым, Астраханская область, Ростовская область, Республика Карелия, Республика Мордовия, Липецкая область, Мурманская область, Рязанская область, Еврейская автономная область. Показатели кассового исполнения ниже показателей 2019 года, все ниже, где-то в районе 93 процентов».

Мордовия

Чтобы понять, почему наша республика оказалась в «красной зоне», «Столица С» обратилась за комментариями к руководителю Управления автомобильных дорог РМ Валерию Резепову.

— По итогам 2020 года Мордовия не освоила 243,6 миллиона рублей федеральных средств, направленных на реализацию «дорожного» нацпроекта. 170,5 миллиона из них должны были быть перечислены компании «Хотьковскийавтомост» в качестве авансового платежа на строительство путепровода на улице Строительной в Саранске. К сожалению, у нас было позднее заключение контракта — 30 декабря. Итоги аукциона были подведены 11 декабря, победителем стал «Хотьковскийавтомост». Но уже 14 декабря сама компания подала жалобу в ФАС, заявив о нарушениях в работе электронной площадки аукциона. Но Федеральная антимонопольная служба, изучив документы, отклонила жалобу. В итоге контракт стоимостью 3 миллиарда 278 миллионов 497 тысяч 959 рублей 46 копеек был заключен, повторюсь, 30 декабря. Подрядчик несвоевременно предоставил нам реквизиты счета, который должен был быть открыт в казначействе РМ, соответственно, платеж не прошел. Остальная сумма, 73,1 миллиона рублей, — это сэкономленные на торгах средства, в том числе по объектам Саранской городской агломерации, по дорогам регионального значения.

«С»: Что в итоге? Эти деньги сгорели?

— Нет, это несгораемые средства. Мы проводим сейчас работу по защите этих денег, восстановлению и направлению на те же цели, но уже в текущем дорожном сезоне.

«С»: Контракт на строительство путепровода в Саранске в рамках дороги Светотехстрой — Химмаш стал самым крупным в современной истории города. Когда мы увидим строителей?

— Ждем представителей компании «Хотьковскийавтомост» в Саранске в предстоящий понедельник (беседа проходила 28 января — «С»). Выедем на место будущей стройки, обсудим организационные моменты. С этими специалистами мы познакомились на днях в ходе совещания в Зубово-Полянском районе, где «Хотьковскийавтомост» строит новый участок М5 «Урал». Я лично увидел, что техники у них много. Да и по всей стране они возводят несколько крупных объектов. Думаю, все будет хорошо!

«С»: Вопрос касаемо другого путепровода — в Ковылкине, возведенного при СССР, но не эксплуатировавшегося. Почему расторгнут контракт на демонтаж объекта?

— Возникли некоторые моменты при согласовании так называемых технологических окон в движении поездов РЖД (время, на которое прекращается железнодорожное движение и начинаются работы по демонтажу непосредственно на путях, — «С»). Кроме того, у РЖД появились дополнительные требования по корректировке проекта, которые не были учтены заключенным контрактом. Поэтому пришлось его расторгнуть. Но уже в ближайшее время мы проведем согласительное совещание и организуем новый аукцион.

Материалы по теме
Закрыть