Пятница, 19 апреля
Транспорт

«Столица С» оценила, как Саранск борется со стихией в ночь на 15 января

Северо-Восточное шоссе на отрезке от «Резинотехники» до Александровского шоссе. Фото: Столица С/Денис Тюркин

Снег уровнял всех: бедных и богатых, живущих в многоэтажках и собственников частных домов, автомобилистов и пешеходов. Такой вывод сделал Денис Тюркин, проведя в ночную смену своеобразное дежурство в главном городе региона, и оценив, как убираются саранские улицы и дворы.

Улица Солнечная, Светотехстрой. Фото: Столица С/Денис Тюркин
Фото: Столица С/Денис Тюркин
Фото: Столица С/Денис Тюркин

Я приехал на служебной «Гранте» на работу прямиком из автомойки днем 14 января. В офисе пробыл минут 40, но когда вышел на улицу, увидел на машине сантиметров 10 снега. Урожайная в этом году зима на снег. И это традиционно печалит автомобилистов, чей стон раздается при каждом снегопаде. «Плохо чистят! Не посыпают! Дороги нечищеные! Непосыпанные!» Ну и все в этом роде. Удивительно, но мы, живущие в этом географическом поясе России, никак не можем смириться со снегом зимой. Не умеем ездить ни по снегу, ни по льду, и в случае аварии все валим на кристаллизовавшуюся воду. Летом в России в нашей широте ни снега, ни льда нет, но аварий происходит даже больше, чем зимой. И те, чей стон раздается, знают, на что свалить вину и в данном случае, но это — немного другая история.

Улица Миронова, Светотехстрой. Фото: Столица С/Денис Тюркин

А сейчас — заснеженный Саранск, восемь вечера 14 января. И мы с коллегой покупаем для машины лопату в «Мегастрое». Ассортимент широк, но количество товара, судя по топчущимся вокруг мужикам, будет редеть. Ну вот, в багажнике «Гранты» появилась вторая лопата. А все для того, чтобы, в случае чего, помочь застрявшим автомобилистам. Изначально цель моего репортажа виделась такой: поездить по городу до утра, заглянув в каждый район. Но пришла мысль кинуть клич в соцсетях с предложением о помощи тем, кто застрянет в эту ночь. Мол, звоните, откопаем, подтолкнем. В качестве помощников беру с собой товарищей, Николая и Егора.

Стоянка возле «КС-банка» на Воинова, Светотехстрой. Фото: Столица С/Денис Тюркин
«Тут машина». Между улицами Металлургов и Воинова, Светотехстрой. Фото: Столица С/Денис Тюркин
Улица Рабочая, Центр. Фото: Столица С/Денис Тюркин

Итак, едем с Николаем от «Мегастроя» на Солнечную, где живет Егор, по Северо-Восточному шоссе. Вообще, днем я по городу вдоволь поездил, и особых проблем с транспортной доступностью не обнаружил. Как и со временем прибытия в нужную точку. Магистральная дорога, связывающая Химмаш и Светотехстрой, сразу выявила проблему. Но не со снегоуборочной техникой, как вы могли бы подумать, а с водителями. На четырехполосной дороге — колеи для двух машин. Водители жмутся к центру дороги, будто сразу за обочиной — 50-метровый обрыв. Тут накладывается друг на друга два момента. Первый — неистовая любовь занимать левую полосу. Второй — неумение или нежелание соблюдать рядность. В итоге зимой это приводит к тому, что транспорт двигается строго по колее ближе к центру дороги, стараясь ехать именно по асфальту. Такой поток ни объехать, ни обогнать. Ребята! Вы так боитесь укатанного снега, будто из него торчат гвозди. Хотя, напомню, мировой рекорд скорости на дорожном автомобиле на дорожных (обычных!) шинах на льду составляет более 300 км/ч. Неужели вы не можете удержать машину на скорости 60 км/ч?

Советскую площадь тоже засыпало снегом. Фото: Столица С/Денис Тюркин
Фото: Столица С/Денис Тюркин
Фото: Столица С/Денис Тюркин
Знаменитый элитный(?) дом номер 1 на Демократической, где был прописан Жерар Депардьё. Новейшие «Порше», «Ауди», «Тойота Ленд Крузер 200», «Рейндж Ровер»… Фото: Столица С/Денис Тюркин
Фото: Столица С/Денис Тюркин

Приезжаем на Солнечную. Картина, что мы видим в местных дворах, типична для всей страны. Автовладельцы настолько обленились, что желают припарковаться едва ли не в подъезде. При такой кучности как расчищать двор? Только договорившись со всеми и вовремя перед трактором убрав мешающий транспорт. Для этого нужен не только деятельный домком, но и понимающие жители. Во дворах на Солнечной, судя по колеям и сугробам на машинах, таковых немного. Забегая вперед, скажу, что идеально вычищенную (причем гигантскую!) придомовую парковку мы увидели только на улице Кочкуровской в жилом комплексе «Арена». А на Солнечной же, как и в большинстве дворов, люди зачастую бездумно паркуются, надеясь, что снег растает, что снег испарится, что снег будет мгновенно расчищен дворниками (или лично Тултаевым). Радует, что есть отдельные ребята (и девчата!) которые не ленятся, и расчищают парковочное место для себя (часто и для соседей).

Возможно, единственной «вылизанной» придомовой парковкой в ту ночь была гигантская площадка у дома № 7 на улице Кочкуровской (жилой комплекс «Арена»). Фото: Столица С/Денис Тюркин
Улица Красноармейская и Советская «полировались» особенно тщательно. Фото: Столица С/Денис Тюркин
Фото: Столица С/Денис Тюркин
Фото: Столица С/Денис Тюркин

Но с карманами вдоль проезжей части сложнее. Их-то никто не ощущает «своими», они-то расположены у дорог, не перед подъездами. Поэтому плотно завалены снегом от проезжающей коммунальной техники, и заезжают туда пока только на внедорожниках и машинах с высоким просветом. Очистить их от снега, не убрав машины, коммунальщики, естественно, не могут. Выходит парадоксальная ситуация: паркуясь в снегопады и сразу после них в таких карманах и вдоль обочины, автомобилисты осложняют свою же жизнь.

Улица Большевисткая. Фото: Столица С/Денис Тюркин
И на контрасте с ней — отлично вычищенная Демократическая на отрезке от Коммунистической до Советской. Фото: Столица С/Денис Тюркин
Микрорайон «Юбилейный» — олицетворение типичной проблемы, когда припаркованный на проезжей части транспорт мешает уборочной технике. И сам же затем страдает. Фото: Столица С/Денис Тюркин
Фото: Столица С/Денис Тюркин

Подведу итог поездки по Светотехстрою (та же ситуация, в принципе, характеризует и Юго-запад с Химмашем). Скорость движения по всем магистральным дорогам едва ли не летняя, проехать можно везде, как пока и во дворы. Но снегоуборочную технику после 9 вечера мы там так и не встретили, как, в сущности, и на ТЭЦ-2. Почти везде асфальт там скрыт под снегом. И с одной стороны, как я уже говорил, опытному водителю сей факт не доставит сложностей. Но с другой… Если вовремя не почистить проезжую часть, при относительно высоком трафике и понижающейся температуре снег вскоре собьется в бугры (затем и в ледяные), скакать по которым горным козлом — удовольствие для мазохистов.

Магистральные улицы в Саранске чистят замечательно, но примыкающие к ним тихие улочки с частными домами (как пример на фото — перекресток Гастелло и Ульянова на Юго-западе) «страдают». Фото: Столица С/Денис Тюркин
Многострадальная улица Фурманова местами сузилась до… полутора полос. Фото: Столица С/Денис Тюркин

И центральная часть города показывает пример: оказывается, можно убирать снег почти идеально. И не только на магистральных дорогах вроде Коммунистической. Асфальт как летом — на Демократической, части Советской, Красноармейской и так далее. Все почему? Потому что только там мы встретили работающие тракторы со щетками! По одной комбинированной дорожной машине попалось на Серова и уже затем в микрорайоне Юбилейный. Больше коммунальщики нам не попадались, хотя мы разъезжали по городу почти до 4 утра. И это не упрек, работягам тоже нужно отдыхать, понимаем. Снегопад же начался давно…

«Чистые пруды» с их коттеджами. Здесь владельцы особняков сами расчищают свои придомовые гостевые парковки. И на фото заметно, что расчищают идеально. Фото: Столица С/Денис Тюркин
Но внутриквартальные проезды на «Чистых прудах» могут выглядеть так. Фото: Столица С/Денис Тюркин

Любопытно посмотреть, что происходит в частном секторе. Для этого сначала едем в Цыганский на Химмаше, затем в Макаровку, оттуда — в поселок Добровольный возле пивзавода и напоследок — в «Чистые пруды». Ситуация везде очень похожа. На узких улочках дорожной техники не было давно, а вот сами жители, имеющие автомобили, стараются поддерживать территорию перед домом в чистоте, но не у всех это получается. Они не испытывают проблем с поиском парковочного места, как жители многоэтажек, но зато во всей мере ощущают, что такое работать дворником. Когда снегопад зарядил на сутки, ты физически можешь не успеть убирать все быстро. Мало того, что ты работаешь, а, значит, проводишь время не дома, так по возвращении на тебя падает усталость. А тут опять падает снег… На помощь приходит мобильная снегоуборочная техника или аренда трактора. Но на это нужны средства. И по «Чистым прудам» понимаешь, где они есть. Хотя и здесь на внутриквартальных проездах могут быть заносы. Но на каком-нибудь «Туареге» их, понятное дело, преодолевать гораздо проще, чем штурмовать сугроб во дворе-колодце на Солнечной на «Приоре»…

Улица Овражная в поселке имени Гагарина (в народе — Цыганский). Примерно в таком состоянии все дороги в частном секторе в Саранске. Фото: Столица С/Денис Тюркин
Перекресток Республиканской (нечищенная проезжая часть) и Старопосадской (виден асфальт). На этом примере понятно, какая обслуживающая дороги организация работает лучше. Фото: Столица С/Денис Тюркин

Ну и напоследок о нашей акции по помощи застрявшим. Мы получили мощную моральную поддержку в соцсетях (спасибо за добрые слова!) и даже сообщение от читателя из Рузаевки, в котором он выразил готовность подежурить в своем городе, но… ни одного звонка с просьбой вытащить из снежного плена. На своем опыте поняли, почему: застрять во дворах этой ночью можно было, наверное, только на летней резине и на заниженной «Приоре». Потому что выпавший снег не успел спрессоваться и тем самым осложнить жизнь окончательно. Но выдернуть из сугроба одну «Приору» (не заниженную, кстати) нам пришлось. В самом центре города, на Коммунистической, рядом с проспектом Ленина. Мы проезжали мимо. Как паренек на этой «Ладе» умудрился на шестиполосной почти идеально чищенной дороге влететь в сугроб, я по его сбивчивому рассказу так и не понял. Но у него был трос, а у нас «Гранта» на «Хаккапелиитте»-«восьмерке»… В общем, через две минуты он продолжил свое путешествие. И судя по тому, что снегопад в ближайшие дни продолжится, в сугробе окажется еще не одна «Приора». И не только.

Материалы по теме
Закрыть