Среда, 24 апреля
Общество

Спасение в учении

В Мордовии продолжается реализация «образовательного» нацпроекта

Нацпроект «Образование» — это создание центров «Точка роста», подготовка квалифицированных преподавателей, повышение авторитета региональных вузов, появление социальных лифтов. Данные программы в полной мере реализуются и в Мордовии. Дети из отдаленных районов республики получили доступ к современным технологиям, появляется все больше молодых специалистов, а проекты местных студентов оценены на всероссийском уровне. Подробности — в материалеАнны Новиковой.

Фото: Столица С

Региональный проект «Молодые профессионалы» нацпроекта предполагает модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также существенное обновление материально-технической базы к 2024 году.

В 2020-м в образовательных организациях среднего профессионального образования Мордовии открыто девять мастерских, оснащенных современным оборудованием. В Саранском автомеханическом техникуме — «Кузовной ремонт», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Окраска автомобилей», «Обслуживание грузовой техники», «Управление фронтальным погрузчиком». В Зубово-Полянском педагогическом колледже — «Преподавание в младшей школе», «Преподавание в младшей школе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования», «Физическая культура, фитнес и спорт», «Дошкольное образование».

С 23 ноября по 13 декабря по всей России прошли «Уроки цифры» на тему «Нейронные сети и коммуникации». Состоялся он и в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», действующем в Андреевской средней школе Большеигнатовского района. Урок включал видеолекцию, проф­ориентационный тест и занятия на онлайн-тренажере. Ученики 1–4-х классов освоили основы работы нейросетей и построили алгоритм рекомендации друзей для соцсетей. Ученики средней школы обучили нейросеть распознаванию лиц для примерки масок дополненной реальности.

В 2020 году в Инсарском районе появились сразу две «Точки роста» — в средней школе № 1 и Нововерхисской средней школе. Годом ранее центр образования цифрового и гуманитарного профилей открылся в Сиал.-Пятинской средней школе. Кабинеты, оборудованные под «Точки роста», — это не просто учебные классы, а высокотехнологичные площадки для реализации серьезных задач в разных предметных областях. Они позволят значительно активизировать учебную деятельность, а также призваны сыграть большую роль в дополнительном образовании.

На 2021 год запланировано открытие аналогичного центра образования в Русско-Паевской средней школе, а на 2022-й — в инсарской школе № 2.

Региональный проект «Социальные лифты для каждого» предполагает формирование системы обновления и расширения работающими гражданами своих профессиональных знаний посредством прохождения курсов, самообучения, участия в специализированных конкурсах, в том числе президентской платформы «Россия — страна возможностей», объединяющей 26 проектов. В их числе — «Доброволец России», «РДШ — территория самоуправления», «Мечтай со мной», «Лига вожатых», грантовый конкурс молодежных инициатив, акция признательности «БлагоДарю», «Лучший социальный проект года», «Студент года», фестиваль «Российская студенческая весна». В этом году шестеро представителей Мордовии стали победителями конкурса «Моя страна — моя Россия». Номинация «Мой родной язык» проходила при поддержке МГПИ имени Евсевьева. В ней сразу трое жителей республики стали победителями. Магистрант Виктория Еремина представила проект научно-образовательного центра продвижения родного языка и литературы. Он получил наивысшую оценку экспертов и принес ей специальную премию имени Вербицкой в размере 150 тысяч рублей. Михаил Шабайкин, также являющийся студентом педуниверситета, разработал виртуальные экскурсии по литературным местам региона на русском и мордовских языках. Еще одной победительницей, но уже в младшей возрастной категории для участников от 14 до 17 лет, стала Мария Киркина — ученица саранской гимназии № 12. Ее проект «Мрдатамаётайшизонк. Возвращение к истокам» основан на методике погружения: дети вместе со своими родителями смогут отправиться в села Зубово-Полянского района Мордовии, где пообщаются с носителями языка и культуры коренных народов республики, изучат национальный костюм, этапы его изготовления, мордовскую вышивку с ее характерными особенностями и значением каждого символа в орнаменте.

Студентка Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности Мария Зинкина заняла первое место в номинации «Экология моей страны», представив экологичную технологию производства бумаги. Студент Роман Кузнецов стал обладателем специального приза от партнера номинации «Мой город» ассоциации «Чистая страна», презентовав свой проект «Уроки чистоты», направленный на формирование экологической культуры жителей города на примере популяризации раздельного сбора бытовых отходов и озеленения жилых зон.

Цель регионального проекта «Экспорт образования» — привлечение в вузы Мордовии иностранных граждан, развитие сотрудничества с зарубежными партнерами в разработке и реализации совместных образовательных программ. У нас развивается многоканальная система продвижения бренда Мордовского университета и научно-образовательного потенциала республики за рубежом. Вуз представлен на зарубежных образовательных рынках — в печатных СМИ, а также через партнерство с рекрутинговыми компаниями. В 2020-м университет принял участие в 18-й китайской международной конференции и выставке по обмену профессионалами CIEP–2020. Получило развитие сотрудничество с зарубежными вузами по реализации совместных образовательных программ в сетевом формате — запущены новые программы магистратуры по направлениям «География», «Экология и природопользование» и «Биология» совместно с Северо-Казахстанским государственным университетом имени Козыбаева. Реализуются программы двух дипломов с Университетом науки и технологий Цзянсу. В 2020 году по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Английский язык для академических целей» обучены более 70 преподавателей вуза, осуществляющих преподавание профильных дисциплин на английском языке иностранным студентам.

В настоящее время социальная адаптация иностранных обучающихся, реализация образовательных, научных, культурных, спортивных и общественных мероприятий, направленных на вовлечение иностранных обучающихся и поддержание мультикультурной среды в МГУ имени Огарева, осуществляется в комбинированном формате.

В ноябре прошел фестиваль культур «Огаревский колорит», в рамках которого была организована онлайн-трансляция народного творчества иностранных обучающихся, а также круглый стол «Исторический облик победителя: за что сражался солдат Красной армии». Его участниками стали огаревцы, общественные деятели, активисты, журналисты из разных стран, а в качестве слушателей присоединились ученики 9–10-х классов из Таджикистана.

Материалы по теме
Закрыть