Недокучаево

Регулярному телевещанию в Мордовии уже 60 лет!

«Внимание! Запись!» — ​несется из-под студийного занебесья умноженный динамиками приказ Андрея Байкова. И я, натягивая самую из своих приветливых улыбок, начинаю тараторить в телекамеру приветственный текст. Уже который раз к ряду. «Стоп! — ​обрывает меня режиссер. — ​Чернавин! Соберись!!! Опять слова проглатываешь…»

…В начале нулевых на мордовском телевидении родилась совершенно фантазийная идея — ​подружить меж собой работников нашего пестрого и на тот момент многолюдного журналистского цеха: местных газетчиков, радийщиков, телевизионщиков и прочую медийную шатию-братию. «Дружение» должно было происходить в громадной студии телецентра на Докучаева в программе «Пресс-клуб». По задумке, должно это было стать некоей дискуссионной платформой, участники которой в конце разговора обязаны были приходить к единому мнению. Причем в студию набивалось человек если не до полусотни. Ну а вести это шоу почему-то доверялось именно мне (на тот момент уже заматерелому писаке). Признаюсь сразу, что стать регулярным, рейтинговым, а тем более поспособствовать потеплению отношений в нашей профессиональной среде задумке той не довелось. Но вот любовь мою к телевидению как процессу, несмотря на все черновые трудности и потраченные нервы, только укрепило. Любовь к тому моменту уже давнюю (впервые на телевидении мне довелось поработать в девять лет, и с тех пор я делаю это регулярно!) и, похоже, поселившуюся во мне навсегда…

Фото: Столица С

Кто это придумал?

Основоположником телевидения считается Владимир Зворыкин. Революционные изобретения начала ХХ века позволили выпускнику Петербургского технологического института и парижского Коллеж де Франсе передать на расстоянии движущееся изображение, — ​рассказывает старший научный сотрудник Музея им. С. Д. Эрьзи, культуролог и краевед Виктор Махаев в своем проекте «Мордовский хронограф». — ​Иммигрировав в 1917 году в Америку, гениальный русский инженер вскоре стал доктором наук и профессором нескольких университетов. В 1930-х годах он возглавил американскую радиокорпорацию и лабораторию электроники в Принстоне. Здесь он создал первую передающую трубку — ​кинескоп.

Реклама

А вот вождь пролетарской революции едва ли представлял, что такое телевидение, но страстно мечтал, чтобы движущаяся большевистская пропаганда вошла в каждый советский дом. Получив 18 апреля 1921 года сообщение о создании в нижегородской лаборатории прибора, позволяющего видеть на экране движущееся изображение, В. Ленин просил его регулярно информировать о результатах дальнейших опытов. Манипулирование сознанием трудящихся было делом не менее важным, чем обеспечение их продовольствием.

В 30-х годах у нас в стране были созданы приборы, передающие сначала неподвижное изображение, а потом и движущееся. Картинка была мутной, с разложением всего на тридцать строк, — ​продолжает В. Б. Махаев. — ​Первое советское телекино со звуком было показано в 1934 году. Довоенные передачи были посвящены Первомаю, 15-летию Октябрьской революции, пуску Днепрогэса, 20-летию Первой конной армии. В передачах участвовали знатные люди — ​Михаил Калинин, Серго Орджоникидзе, Алексей Стаханов, Валерий Чкалов (по воспоминаниям последнего, его покоробило, что для передачи на экран анатомии его лица ему на «фейс» густо наложили массу темно-зеленого цвета, которую потом смыть удалось с превеликим трудом — ​С. Ч.).

Регулярные телепередачи начались 31 декабря 1938 года. Тогда в Москве и Ленинграде функционировали небольшие телецентры. Правда, их смотрели только инженеры, потому что телевизоров у населения не было. Несмотря на это, репортажи о важнейших событиях начали передавать в прямом эфире. Первый из них прошел с открытия XVIII съезда ВКП (б). Первые телеприемники поступили у нас в стране в продажу в 1940 году и назывались 17-Т‑1. Экранчик там был небольшой, но изображение довольно четкое, — ​рассказывает Виктор Борисович.

15 декабря 1945 года Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное телевещание. Столичный и Ленинградский телецентры стали оснащаться новым оборудованием. По-настоящему народным телевидение стало 16 ноября 1949 года, когда Александровский радиозавод стал выпускать первый массовый советский телевизор — ​КВН‑49, являющийся копией американского аппарата фирмы RCA RR‑350. Причем острословы расшифровывали аббревиатуру КВН как «купил, включил, не работает». Однако любовь народа к телевидению с каждым годом разгоралась все сильнее. В конце сороковых было налажено массовое производство телевизоров «Москвич», «Ленинград» и КВН. К 1950 году их было выпущено 4 тысячи штук. Телевидение стало полноправным инструментом идеологической обработки населения. Репортажи с заводов, строек и колхозов чередовались с развлекательными фильмами и классическими постановками. «Ленинский телеуниверситет миллионов» принял своих первых зрителей. В пору тотального дефицита были распространены коллективные просмотры популярных передач. Увы, но «Дневник соцсоревнования» к ним не относился, — ​признается профессор Махаев.

Тележурналист Маргарита Шаинова избиралась в саранский горсовет. Тогда народ верил в представителей СМИ. Фото: Столица С

Первый телезритель Саранска

Телевидение считалось отраслью радиотехники, а радиоинженеры всегда были самыми продвинутыми технарями. Первый радиоузел появился в Саранске в 1927 году. В год «великого перелома» в Мордовии было 40 детекторных передатчиков. В 1933 году в республике был пущен в строй первый широковещательный передатчик. Местные активисты радиодела участвовали в соревнованиях, уже после войны они поддерживали устойчивую связь с шестью тысячами советских и восточно-европейских радиолюбителей. Находясь на самых передовых рубежах научно-технической революции, они мечтали овладеть новейшим на тот момент средством связи — ​телевещанием, — ​отмечает автор «Мордовского хронографа».

В конце 1953 года старший инженер местного радиоклуба ДОСААФ Герман Терентьев обнаружил в журнале описание учебной телестудии, созданной в Харькове. Он решил сделать аналогичную в Саранске. Летом 1954 года республиканский комитет военизированного общества собрал для этого группу энтузиастов. В нее входили сотрудник мордовского Совмина Борис Алещугин, инженер завода «Электровыпрямитель» Леонид Феррари, радиолюбитель Вениамин Тюрин. Проект курировал горком партии и лично мэр Саранска Иван Вешуткин. Телестудии требовалось помещение, средства для приобретения аппаратуры и многое другое. Инженеры «саранского телепроекта» поехали в Москву, Ленинград и Горький перенимать опыт и закупать приборы для будущей станции.

Герман Терентьев собрал телеприемник и хотел, чтобы кто-нибудь разработал дизайн корпуса для него. Помог ему в этом Сергей Левков. О городском архитекторе инженер вспомнил, когда потребовался проект помещения для студии и расчет телемачты. Поначалу Терентьев с Левковым пытались для этой цели что-нибудь приспособить. В пригородной Николаевке они нашли 12-метровый ветряк. Если сделать к нему антенну-завершение, то получится настоящая телемачта! Но выдержит ли такая конструкция вихревое воздействие? — ​рассказывает Виктор Махаев.

Бурные 1990-е. Валентина Дворянчикова берет интервью у зарубежных коллег на Советской площади. С камерой — Андрей Байков. Тогда мордовское телевидение Сергей Десяев «разбил» на команды. Дворянчикова возглавляла «Команду-1». Ее поддерживал создатель ассоциации «ХХХ век» Олег Еникеев… Фото: Столица С

В конце концов, стальную мачту высотой 47 метров с вибратором по проекту Сергея Левкова сделали на «Электровыпрямителе». Ее установили в Саранске на месте снесенного туберкулезного диспансера, во дворе одного из домов по улице Большевистской — ​у республиканского радиокомитета. Мачту поднимали рабочие мотороремонтного завода. Когда кран приподнял конструкцию, она согнулась, как удочка. Испугавшись, что она переломится, прораб Антипов скрылся от греха подальше. Но Левков, присутствовавший при монтаже, не растерялся, крикнул крановщику: «Быстрей крути лебедку!» — ​и мачта встала вертикально.

Летом 1956 года, когда инженеры настраивали оборудование, Левков, будучи проездом в Ленинграде, в магазине на Невском увидел огромный телевизор «Авангард». Тот поразил архитектора отличной видимостью. Диагональ экрана — ​40 см! Поднимающаяся крышка! Пришлось потратить деньги, скопленные на пальто. Тяжелый, как сундук, аппарат был установлен в «красном углу» квартиры. Такого красавца не было даже в обкоме КПСС! Как правило, на республиканских пленумах в фойе устанавливали телевизор с мизерной 18-сантиметровой диагональю.

По просьбе телевизионщиков Левков вычертил таблицу для настройки изображения. Включив аппарат, он с нетерпением ждал ее появления. Вдруг что-то замигало, и на экране возникло удивленное женское лицо… Это было пробное включение. А Левков стал, таким образом, первым саранским телезрителем!

23 февраля состоялась первая телепередача: концерт ансамбля песни и пляски им. Александрова. Кроме Саранска эфир транслировался на Рузаевку и Ромоданово. Саранский учебный телецентр был создан одновременно с Новосибирским, Рижским и Таллиннским. Через год количество телевизоров в Мордовии достигло 200 штук.

Любительский телецентр работал пять лет. Его передачи выходили 3–4 раза в неделю. Первым теледиктором у нас стала студентка пединститута Нина Щетинина, которую посылали в Москву учиться у профессиональных ведущих, — ​пишет Махаев.

Было время, когда телевидение фиксировало революционные события. Фото: Столица С

«Тили-центр»

В конце 50-х годов министр связи СССР Николай Псурцев баллотировался в депутаты Верховного совета от Мордовской АССР. В качестве выполнения депутатского наказа он пообещал построить в Саранске государственный телецентр. В 1958 году на окраине города за кладбищем, на улице, видимо, названной в честь Василия Докучаева (1846–1903) — ​известного естествоиспытателя и почвоведа, основателя русской школы почвоведения и географии почв, — ​началось строительство ретранслятора для приема Центрального телевидения. Зона уверенного эфирного покрытия составляла 100 км. В октябре 1961 года вступил в строй телецентр с аппаратно-студийным комплексом и телеканалом, сигналы которого принимала вся республика. «Тили-центр», разместившийся на той же Докучаева, включал в себя крохотную дикторскую студию с примитивной отечественной камерой КТ‑6 и кинопроекционную. Настройку аппаратуры вели радиоинженеры Вениамин Голубцов и Юрий Глушков. 7 октября 1961 года в 18.00 телезрители республики увидели новую заставку — ​панораму Саранска с телемачтой. Телепередачи стали выходить тогда 4 раза в неделю. Инженерам и артистам приходилось ползать под камерами, настолько тесным было помещение, — ​рассказывает Махаев.

Сама же телемачта была построена в начале 1960-го года. Типовую конструкцию с оттяжками устанавливал московский трест «Радиострой». Высота ее составила 196 метров. Диаметр несущей трубы — ​1,6 м, а ее непосредственная высота — ​150 м. Конструкцию венчает этажерка с антеннами. Причем с обслуживанием всей громадины справляется один мачтовик. Строение настолько надежно, что за все прошедшие годы не претерпело ни одной аварии! — ​констатирует профессор Махаев. — ​Единственное, что там может выйти из строя, — ​фидера, через которые происходит проток энергии от передатчика к антенне. Под воздействием сильного ветра и влаги возможно замыкание на опорных изоляторах. Отклонение мачты от вертикальности проходит постоянную проверку. Возможный крен никогда не фиксировался сверх допустимого — ​одной пятисотой высоты! Единственный случай наблюдался однажды в Атюрьеве, где аналогичная по конструкции мачта при порывах ветра вошла в резонанс и получила сильный изгиб. Саранская мачта имеет лестницу и люльку для подъема на высоту к оборудованию. Причем электромагнитное излучение передатчиков опасно лишь вблизи антенн. Ни жилой застройке, ни кладбищу, расположенным в непосредственной близи, оно не угрожает.

На редкость надежными оказались и французский передатчики ТВ‑331. В СССР их было установлено всего 7! Они отличались высоким качеством и большим запасом мощности. Передатчики проработали 25 лет. Их демонтировали лишь в середине 2010-х, при этом — ​в рабочем состоянии.

…В 1963 году начало регулярно вещать Центральное телевидение СССР. В Мордовии количество телевизоров увеличивалось лавинообразно: с 276 в 1961-м до 34 600 в 1966 году. В декабре 1965 года в Саранск поступила передвижная телевещательная станция на базе двух автобусов. «Боевое крещение» ПТВС прошла трансляцией церемонии крепления председателем Всесоюзного центрального совета профсоюзов, кандидатом в члены ЦК партии Виктором Гришиным (не путать с бывшим ректором академии им. Плеханова!) ордена Ленина к знамени Мордовской автономии. В 1969 году на саранском телецентре запустили второй вещательный канал — ​для местных передач. А через десять лет программы мордовского телевидения стали выходить в цветном изображении. С начала 1990-х, когда вступил в строй мощный ардатовский ретранслятор, Мордовия была полностью охвачена телевещанием. Сегодня на территории республики работает три мощных ретранслятора — ​в Саранске, Атюрьеве и Ардатове. С 2019 года в регионе началось вещание в цифровом формате, пришедшем на смену устаревшему аналоговому.

«Изобретая велосипед»

Начиная с 1960-х годов телевидение все время ищет новые формы. Это происходит как в столице, так и на периферии. В те далекие годы здесь, например, родился жанр телевизионного театра, — ​продолжает свой рассказ Виктор Борисович. — «Конечно, мы изобретали велосипеды, — ​вспоминал профессор Василий Брыжинский, в 1960-е годы главный режиссер мордовского телевидения, — ​но каждый из них был нам дорог…» Телевидение у нас создавалось главным образом с целью развития мордовской культуры. Во главе него встали люди, так или иначе связанные с театром: режиссеры Борис Карпов, Игорь Переслени, Игорь Кузьмин, которые с самого начала своей работы ставили телеспектакли. Возможности телестудии были мизерные: всего 24 квадратных метра. А постановки требовали пространственных панорам. Первым стал спектакль Переслени «Под звездно-полосатым флагом». Опыт был сочтен удачным, началась череда постановок. Снимали много на натуре — ​по всем уголками Мордовии. Кинокадры монтировали со студийными съемками. Кроме того, в прямых эфирах осуществлялись трансляции всех спектаклей саранских театров. А для выступлений в здешней студии со своими концертными программами регулярно приезжали московские знаменитости.

В 1965 году была введена в действие радиорелейная линия Москва — ​Горький — ​Арзамас — ​Вечкусы — ​Саранск. Благодаря чему трудящиеся Мордовии получили возможность устойчивого приема и регулярного просмотра первой программы Центрального телевидения. 5 ноября1979 года в Саранске открыт новый аппаратно-студийный комплекс телевизионного центра, в котором установлена аппаратура для цветного телевещания. В этот же день осуществлен выпуск в эфир первой местной телепередачи в цветном изображении. В 1992 году на базе Государственного комитета МАССР по телевидению и радиовещанию образована государственная телерадиовещательная компания «Мордовия».

Сегодня в Мордовии вещают уже три телекомпании, развивается сеть FM-радиостанций, расширяют географию покрытия сети кабельного телевидения. В городах предпринимаются попытки создания собственных телестудий. Наибольшего успеха из них сегодня достигли рузаевские энтузиасты.

28 декабря 2020 года Владимир Путин подписал указ о присвоении директору филиала ФГУП ВГТРК — ​ГТРК «Мордовия» Наталии Грановской звания «Заслуженный журналист России». Первый случай присвоения этого звания в Мордовии! Учрежденной в 2018 году впервые в истории страны степенью профессионального отличия представителей медиасообщества (до этого журналисты относились к деятелям культуры) на сегодняшний день удостоено что-то около полусотни специалистов нашего профессионального цеха…  

Комментарии
Закрыть
Реклама
Закрыть