Поставить на попа

Приятели-цыгане ответят в суде за вымогательство денег у иеромонаха Серафима. Им грозит до 15 лет неволи

Здесь служил отец Серафим. Фото: Столица С

Больше года понадобилось сотрудникам Следственной части Следственного управления МВД по РМ, чтобы завершить расследование дела о «цыганском шантаже». 19 ноября перед Краснослободским райсудом предстанут жители Тамбовской области — ​31-летний Николай Федоренко и 38-летний Николай Незгуренко. Их обвиняют в «вымогательстве денежных средств в особо крупном размере». Приятелям грозит по 15 лет неволи. По данным следствия, жертвой цыган стал иеромонах Серафим (Владимир Жданов), настоятель трех церквей в Краснослободском и Темниковском районах. В 2019 году священник за 2,5 миллиона рублей «выкупил» у них видео, на котором ругался матом. Но вымогатели не успокоились — ​сняли батюшку Серафима в пьяном состоянии и снова потребовали денег. А потом на кадрах рядом с ним появились обнаженные мальчики. Правоохранители утверждают, что это было «постановочное видео».

«Цыганский шантаж»

Иеромонах Серафим является настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы в темниковском селе Старый Ковыляй, церкви Казанской Божией Матери в Старом Шайгове и церкви апостолов Петра и Павла в селе Шувары. Проблемы начались после того, как он познакомился с двумя Николаями — ​Незгуренко и Федоренко, которые приехали из Нижегородской области. Первый цыган имел за плечами всего два класса образования, второй вообще в школу не ходил. Приятели стали приходить в дом священника, расположенный в нижегородском селе Дивеево. Они заметили, что отец Серафим испытывает слабость к алкоголю, и стали приносить «угощения». Просили крупные суммы денег в долг, но получали отказ. Однажды Незгуренко завел со священником нелицеприятный разговор. Тот за словом в карман не полез и не поскупился на матерные выражения. Федоренко незаметно заснял его речь на камеру своего мобильника. Вскоре товарищи стали шантажировать иеромонаха. Мол, выложим компромат в Интернет и тогда тебе придется с рясой попрощаться! «Гони 2,5 миллиона рублей! — ​заявили проходимцы. — ​Тогда видео удалим!» Священнослужитель, чья зарплата складывается из пожертвований, принес вымогателям требуемую сумму. Но мошенники не успокоились. Решили, что такого зажиточного «клиента» можно «доить» до бесконечности. В октябре они сильно напоили батюшку и сняли на мобильник. «Не заплатишь 8 миллионов — ​распространим в Сети!» — ​пригрозили Федоренко и Незгуренко. На этот раз иеромонах обратился в полицию. Стражи порядка вручили ему меченые купюры. 30 октября прошлого года в Краснослободске во время получения этих денег подозреваемых задержали. Уголовное дело было возбуждено по статье «Вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору… в особо крупном размере» (от 7 до 15 лет лишения свободы). Подозреваемых арестовали и поместили в СИЗО. Кстати, на тех самых «пьяных» кадрах рядом с настоятелем появляются обнаженные мальчики. Правоохранители утверждают, что эта «постановка» была для того, чтобы «выдоить» больше денег…

Адвокат

После ареста подозреваемых корр. «С» долго пыталась получить комментарий отца Серафима. «Переговоры» проводили его послушники. В итоге на общение с прессой согласился адвокат Владимир Майоров. «Мой подзащитный болеет и уехал лечиться в Москву, — ​пояснил он. — ​Вкратце объясню, как было дело. Федоренко и Незгуренко шантажировали его умышленно, заранее все спланировав. Первый раз вели себя непристойно, после чего священник был вынужден их выгнать. При этом использовал вполне литературные слова! Нецензурной брани не допускал. Второй раз они встретились в доме жителя села Ковыляй. Эти два «товарища» принесли какое-то спиртное, а батюшка налил себе кагора. Цыгане попросили принести кружки. Отец Серафим вышел из комнаты. Когда вернулся и выпил из своего бокала, почувствовал себя плохо. Его начало тошнить. После чего священник лег спать. Поэтому не помнит, что происходило потом. На видео голый 11-летний мальчик, племянник одного из мошенников, ползал по батюшке. Это было сделано специально. Некоторые части «сюжета» смонтированы…» Что касается 2,5 миллиона рублей, которые отец Серафим отдал вымогателям, то, по словам адвоката, он взял эти деньги в долг у друзей из Ульяновска, Пензы и Саратова. «Я сам лично видел расписки», — ​отметил Майоров…

Священник

В 2016 году «Столица С» публиковала материал о иеромонахе Серафиме, который уехал из российской столицы в мордовскую глубинку. Сообщалось, что он буквально вдохнул новую жизнь в вымирающее темниковское село Старый Ковыляй. Также речь шла об уникальном даре священника облегчать страдания людей — ​избавлять от недугов и пагубных пристрастий… «Когда впервые приехал сюда, подумал: «Господи, помоги!» — ​рассказывал тогда корр.«С» отец Серафим. — ​Все было в жутком состоянии. Центральный придел храма не отапливался, от сырости со стен осыпалась старинная роспись, частично отсутствовала ограда вокруг заросшего травой храма… К Богу я пришел еще в  детстве. Моя бабушка была верующей, пела в церковном хоре на Кубани. Все ранние годы моей жизни прошли в храме. Уже с 10 лет я пел на клиросе…» Ребенку с православным крестиком на шее в школе приходилось несладко. В пионерско-комсомольские времена таких «отщепенцев» клеймили и стыдили прилюдно. По словам батюшки, лишь благодаря милости Божией удалось перенести все тяготы. Затем юношу забрали в армию. Служба проходила в городе Ставрополе. Но даже во время нее Владимир находил время, чтобы посетить кафедральный собор апостола Андрея Первозванного. Сослуживцы удивлялись: мол, зачем тебе, такому молодому, перед иконами поклоны бить? Но он лишь смиренно улыбался… После демобилизации в 1993 году молодой человек вернулся в родной Майкоп и вскоре надел стихарь алтарника в Троицком кафедральном соборе. Данный ему от Бога чудесный голос пришелся по душе настоятелю. Молодого человека определили петь на клиросе. Спустя два года правящим епископом Майкопским и Армавирским был назначен ректор Московской духовной академии епископ Филарет (Карагодин). Он взял молодого прислужника в иподиаконы. Позже Владимир был пострижен в монахи. При постриге владыка Филарет нарек его Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского. На тот момент священник горячо почитал этого старца. Он помнил, как вера в святого Серафима в середине 1990-х помогла соседским сестренкам, у которых стало ухудшаться зрение. Мама повезла их на обследование в Москву. Врачи подтвердили диагноз, при котором требовалась операция. Вместо больницы женщина повезла дочек в Дивеево. Искупала в целебных источниках, приложила к раке с мощами преподобного, провела с горячими молитвами по канавке Богородицы. Спустя неделю семья повторно показалась медикам. Их изумлению не было предела: от болезней не осталось и следа! Еще один случай с чудесным исцелением произошел в 2009 году. Тогда владыка Филарет слег с тяжелой болезнью. Целый год провел под наблюдением врачей. Занемогшего архиерея вывели за церковный штат. У кровати больного днем и ночью дежурил отец Серафим. «Врачи говорили: «Послушайте, владыка — ​не жилец. Даже если он пойдет на поправку, то останется инвалидом! И даже в таком случае он долго не проживет!» А я посмотрел на медиков и подумал: я вам не верю! У меня в сердце есть надежда, и Бог поможет». За лечение принялись… иподиаконы. Каждую неделю на протяжении года они возили владыке Филарету воду из святых дивеевских источников. Медсестры разводили в ней сухую пищу и кормили больного через зонд. Иеромонах Серафим ежедневно протирал владыку святой водой. В 2010 году больного повезли в Дивеево. После литургии его чуть ли не на руках понесли поклониться к раке с мощами преподобного Серафима Саровского. Затем под руки повели по канавке Божией Матери и вернулись в московскую больницу. Владыка быстрыми темпами пошел на поправку. В 2014-м его назначили в московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. В сентябре 2015 года он вызвал к себе отца Серафима: «Зачем ты будешь прозябать тут со мной? Я стал стар, служу при монастыре. А ты — ​молодой священник, тебе нужна самостоятельность! Поезжай к владыке Клименту в Мордовию. Он определит тебя на приход…»

Реклама
Отец Серафим не смог «замолить» грех деньгами. Фото: Столица С

Так отец Серафим стал настоятелем церкви Рождества Божией Матери в темниковском Старом Ковыляе. Начинавший ее возрождать протоиерей Алексей (Ямашкин) умер летом 2014 года от сердечного приступа. Здание пришло в запустение. Отец Серафим с помощью местных жителей начал восстановительные работы. Помогали московские духовные чада настоятеля, которые присылали деньги. Постепенно приход ожил. На службы стали приходить жители окрестных сел. При храме открылась воскресная школа. «Многие верующие ценят священника за доброту и любовь к людям. Пообщавшись с ним и услышав теплое слово, они возвращаются домой обновленными и одухотворенными», — ​так писала тогда «Столица С». «Владыка Филарет говорил: «Окончание семинарии и духовной академии не делает вас настоящим священником. Главную оценку ему дает паства», — ​рассказывал в интервью отец Серафим. — ​Настоящий священник приходит к служению церкви по призванию и к каждому прихожанину относится с любовью…» «А любви к прихожанам возможно научиться в семинарии?» — ​спрашивал корр.«С». «Любовь к ближним — ​врожденное чувство, человек появляется с ним на свет. Доброту и любовь ни купить, ни приобрести невозможно, ее можно только возгревать. И научить испытывать эти чувства тоже нельзя…» — ​«Что самое трудное в вашей работе?» — ​«Привести народ в церковь и привить им христианские правила, по которым нужно жить. В советское время народ был насильно оторван от веры. Сегодня эти семена безбожия дали большие плоды. Трудно научить человека правильно жить по-христиански. Ведь многие даже не знают, как правильно вести себя в храме. Некоторые стесняются и боятся исповедоваться… Но самое тяжелое в нашем деле — ​спасти душу человека. Зачастую построить храм и украсить его оказывается легче… Любую душу можно спасти лишь при желании самого человека. Если он переходит за ограду церкви с горячей верой и обращается к Богу, то будет непременно услышан. Многие говорят, что современная жизнь тяжелая, поэтому и случаются беды, преступления и суициды. А я считаю, что люди просто забыли о Боге. Забыли о лишениях, которые испытывали предыдущие поколения. Забыли о своей душе. Современному человеку хочется большего. У многих машины, квартиры, и редкий раз встретишь человека, который действительно питается одним хлебом и водой. Люди сами распускают себя, впуская в мысли лукавого…»  

Комментарии
Закрыть
Реклама
Закрыть