«Ягуар» делает машины, а «Тесла» — ​софт»

Сельский предприниматель, выбирая электромобиль
между «Теслой», «Порше», «Ауди» и «Ягуаром», сделал ставку на «англичанина»

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Атюрьево стало настоящей столицей электромобилизма в Мордовии: сейчас в селе «прописаны» четыре машины, которые не потребляют сгораемое топливо. Причем одна из них — ​новейший кроссовер «Ягуар Ай-Пэйс» (Jaguar i-Pace). 400 лошадиных сил, менее 5 секунд разгона до 100 км/ч и запас хода около 400 км на одной зарядке. «Я на нем и в Питер уже ездил, правда, три раза по пути приходилось заряжаться, но зато поездка в Саранск вообще не составляет никакого труда», — ​рассказывает владелец «Ягуара», заслуженный предприниматель РМ Александр Сяткин. О нюансах атюрьевского электромобилизма с ним поговорил Денис Тюркин.

Об атюрьевском предпринимателе Александре Сяткине «Столица С» писала осенью 2016 года. Тогда у него было два электромобиля: китайская «коробчонка» Byvin BD326J Moca (нечто вроде гольф-кара), которая из-за слабосильности движителя даже не требовала регистрации в ГИБДД, и полноценное транспортное средство в виде хечтбэка Mitsubishi i-MiEV с электромотором мощностью 66 л. с. На первой машинешке ездила супруга Александра Ивановича, на второй, совершенно не стесняясь ее малых размеров и нестатусности, — ​сам предприниматель. Хотя, стоит заметить, в гараже у него стояли (и до сих пор не только стоят, но и используются по прямому назначению) «Хаммер» и бизнес-универсал «Ауди-Оллроад-Кватро».

Но интересующемуся электротематикой Сяткину хотелось что-то побольше «Мицубиси», на котором невозможно было бы доехать до Саранска и вернуться в Атюрьево, не подзарядившись где-то по пути. Запас хода этого хетч-бэка составляет менее 150 км. Тогда, в 2016-м, Сяткин заявлял о желании пересесть на нечто более дальнобойное и электрическое и даже обещал мне, что, когда сделает это, сообщит, чтоб можно было подготовить еще одну статью.

И слово свое сдержал. Понятно, что четыре года назад мечтать можно было только о «Тесле». Но за этот небольшой, в сущности, временной промежуток вслед за мистером Маском подтянулись другие производители электромобилей, на которых можно не только уехать далеко, но уехать далеко с чувством собственного достоинства. Поэтому в 2020 году у Сяткина в России был следующий выбор: «Порше-Тайкан», «Ауди Е-трон» и «Ягуар Ай-Пэйс». Входной билет в этот премиум-класс без запаха бензина и, прости Господи, солярки, начинается с 7 миллионов рублей. Нет, конечно, на ценниках каждого представителя этой троицы написано что-то около 7,3 миллиона, но продавцы легко скидывают несколько сотен тысяч.

Реклама
В передний багажник емкостью менее 30 литров влезет лишь мелочь. Размер заднего — около 600 л. Ни запаски, ни докатки там нет, только инструменты с герметиком. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Это капот. И щель в капоте. Функциональная. Набегающий воздух попадает на лобовое, и это должно максимально сохранять его чистым. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Выдвижные ручки из разряда моды перешли в обыденность. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Салон «Ягуара» — это кожа, металл и много глянцевых быстро пачкающихся поверхностей. Прорисовка системы мультимедиа и качество видео с камер обзора отстает даже от бизнес-класса «обычных» машин вроде новой «Киа К5». Фото: Денис Тюркин / Столица С
У «Ягуара» есть система предупреждения пассажиров об опасности при выходе из салона. Если рядом будет ехать, например, другая машина, загорится тревожный индикатор. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Картография «Ягуара» прекрасно знает мордовскую глушь. Автопилот третьего уровня ориентируется не только на дорожные знаки, считывая их камерой, но и на загруженные в память карты. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Вот и для Александра Ивановича в день рождения скинули. «Машину мне жена подарила, — ​говорит предприниматель. — ​Нет, ну ты посмотри на эти линии! Это же безобразно красиво! Хотя атюрьевцы «Ягуар» почти не замечают. Взрослые мужики и женщины — ​точно. А вот молодежь… Молодежь понимает! Фотографируется, в «Инстаграм» выкладывает…» Слова предпринимателя о нулевой реакции взрослых подтверждает житель сельца Мордовская Козловка, куда мы приехали, тестируя «Ягуар». Дядечка среагировал на редакционный фотоаппарат с огромным объективом, но не на алый приземистый корпус электрического чуда: «Эт вы чего снимаете? Эт вы откуда?» Эх, дядечка, посмотри: ведь это же представитель XXI века здесь.

Хотя и дядечку можно понять: внешний вид «Ай-Пэйса» вовсе не кричит об иной, отличной от поглощения нефтепродуктов, сущности. Иномарка и иномарка, кто ее разберет, тут на похожих ездят те, кто в Москве на вахте! Но знаток поймет. «Почему я не купил «Теслу»? — ​отвечает на мой банальный вопрос Александр Иванович. — ​Например, из-за дизайна. Садясь в «Теслу», ты себя чувствуешь в мыльнице, очень дешевой машине. А здесь — ​премиум-салон. Скажу так: «Ягуар» делает машины, а «Тесла» делает софт. Теперь понятно? Далее. На «Тесле» стоит ограничение по мощности электромоторов. Там четыре раза максимально ускоришься, и батарея греется. А здесь — ​хоть 100 раз ускоряйся, мощность не упадет. То есть функционально охлаждение батарей в «Ягуаре» лучше устроено. Возможно, главная причина, по которой я остановил свой выбор на «кошечке», как я называют этот электромобиль — ​тот факт, что он поставляется в нашу страну официально. Это не только квалифицированное техническое обслуживание, но и отношение к клиенту. В случае какой-то проблемы машину у меня заберут из любой точки России. «Ягуар» оплачивает мне билет (стоимостью до 100 тысяч рублей) на самолет. А в случае необходимости заселиться в гостиницу оплачивается также проживание моих пассажиров. На каждого — ​до 10 тысяч рублей в сутки.

Я уже не говорю о том, что оплачивается такси и питание. У меня ситуация была по дороге в Питер. Я боялся, что «разряжусь» где-то под Тверью, и ночью позвонил по специальному номеру, который сообщается клиентам «Ягуара» специально для таких ситуаций. Мне готовы были выслать службу технической поддержки, чтобы подзарядить, но я прикинул и понял, что доеду до нужной точки, в итоге отказавшись от помощи. Вот такой сервис не предложит ни одна «Тесла». Почему эта американская фирма не начинает официальные поставки своих электромобилей в Россию? Думаю, из-за санкций США. Ну и опять же, думаю, у них есть секреты по софту».

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Jaguar I-Pace, характеристики: Продажи в Европе начались в 2018 году. Автомобиль имеет полный привод через два двигателя, питающихся от литий-ионного аккумулятора LG мощностью 90 кВтч (по некоторым данным, он составляет 40 % стоимости автомобиля). Каждый двигатель выдает 197 л.  с. и 350 Н*м крутящего момента при общей мощности 395 л.  с. и общем крутящем моменте 700 Н*м. «Ягуар» разгоняется до 100 км/ч за 4,8 секунды и развивает максимальную скорость, ограниченную электроникой, в 200 км/ч. В зависимости от разных методик подсчета запас хода электромобиля варьируется от 377 до 470 км. Батарея содержит 432 ячейки. Она может заряжаться от 0 до 80 % за 85 минут с помощью постоянного тока мощностью 50 кВт или за 45 минут с помощью зарядного устройства мощностью 100 кВт. Домашняя зарядка переменным током (7 кВт) занимает 10 часов. Электромобиль поставляется с приложением для смартфона, которое может определить местоположение машины, сообщить о ее блокировке, тревоге и состоянии зарядки, а также запустить предварительную подготовку аккумулятора и/или обогрев/охлаждение кабины. При этом последняя функция якобы может продлить общий запас хода на 50 км. В России электрический «Ягуар» продается в одном техническом исполнении (два мотора, одна мощность), но с массой опций. Например, шикарная прозрачная крыша стоит как новая «Лада-Гранта» — ​полмиллиона рублей.

На «Ягуаре» Сяткин сделал то, что было невозможно на «Мицубиси». Съездил в Саранск и вернулся обратно на одном заряде (это более 300 км, да еще по возвращении борткомпьютер показывал запас хода в 50 км). Теперь поездки в столицу республики на электромобиле для него — ​обыденность. Мы встретились однажды на улице Лодыгина, у здания энергосбытовой компании. Оказывается, там уже пару лет стоит единственная в Мордовии общественная зарядная станция для электромобилей. По словам охранников предприятия, сидящих в будке рядом, за все это время на станцию заезжал только один мужичок «на каком-то «Ниссане» (судя по всему, «Лиф», единственный в Мордовии леворульный электромобиль «Ниссан» — ​«С»). Покрутился — ​и уехал. Вот так же и Сяткин. Попробовал подзарядиться — ​не получилось. Вставил штекер, но зарядка не идет. Позвонил по номеру телефона, указанному на табличке рядом (мол, звоните для получения карты, которая нужна для зарядки). Но ответил… тот же охранник из будки со словами: «Ни о каких картах знать не знаю». Да и мощность станции такова, что полное время зарядки составит около 7 часов. Продвинутых пользователей это уже не устраивает.

Вопрос зарядки в других городах так остро не стоит. Когда Сяткин ездил в Санкт-Петербург (а он именно на «Ягуаре» ездил в Санкт-Петербург, а это, на минуточку, 1200 км от Атюрьева), то «заправлялся» три раза. Бесплатно на специальных мощных станциях. В Рязани, Твери и Валдае. «Ехал сутки, — ​поясняет он. — ​Для меня не составляло сложности попить кофейку, пока батарея заряжается. Это где-то полтора часа на станции мощностью 50 кВт. Максимум я проезжал 370 км. «В ноль» еще ни разу батарею не «высаживал». Говорят, что можно 500 км проехать, но я что-то не поймал этот момент, не нашел, как это сделать».

Александр Сяткин — словно продолжатель традиций русских купцов. Живет там, где работает. Его офис и… квартира находятся в принадлежащем ему огромном торговом центре на главной площади Атюрьева. На Руси купцы та кже жили на втором этаже, а на первом велась торговля. Сяткин оснастил торговый центр каскадом аккумуляторов (на фото) с инверторами, и в случае аварии на сетях здание начинает питаться от этих батарей. Заряда хватит на сутки, а потом в случае чего в дело вступит дизельный генератор. Пока без ДВС никуда… Фото: Денис Тюркин / Столица С

Александр Иванович, говоря о плюсах электромобилей, отмечает огромный межсервисный интервал (для «Ягуара» — ​30 тысяч км), гарантию (для «Ягуара» — ​8 лет) и саму конструкцию: во время ТО не нужно менять масло, антифриз, свечи и прочее, прочее, прочее… Из расходников — ​только салонный фильтр и иногда — ​тормозная жидкость. «Мой «Мицубиси» — ​«миявка», как называю эту машинку, — ​находится сейчас в Рязани у сестры моей жены, я дал покататься, — ​рассказывает Сяткин. — ​Так вот, подошел срок ТО. При пробеге в 25 тысяч км. И что же поменяли? Фильтр салонного воздуха и тормозную жидкость. До этого в машину не было вложено ни копейки! Вот и «Ягуар» для меня сейчас почти бесплатный. Я не трачусь на топливо. Ну не считать же 230 рублей, которые стоит электричество для одной зарядки в моем гараже. Сравни эту сумму с той, что я трачу на заправку дизтопливом «Ауди». Это порядка 4 тысяч рублей. Хотя понятно, что на одном баке на «Ауди» я проеду около 1 200 км, но и технологии электромобилестроения не стоят на месте. Всего несколько лет назад запас хода в 300 км считался огромным, а сейчас уже есть машины, способные преодолевать расстояние в два раза больше».

Сколько электромобилей в Мордовии?

На этот простейший вопрос не так-то просто ответить. В республиканском Управлении ГИБДД говорят о четырех (по состоянию на начало года) зарегистрированных транспортных средствах, «способных к передвижению только на электродвигателях». Ни марки, ни модели не раскрываются. Давайте думать сами. Александр Сяткин формально владеет двумя такими машинами. Это «Ягуар» и «Мицубиси». Но последняя сейчас эксплуатируется в Рязани, как сказал сам предприниматель. Китайскую «коробчонку», которая не стоит на учете в ГИБДД, по рассказам нашего героя, он передал личному водителю, чтоб тот сдал ее на металлолом: «Батареи «устали», а покупать новые нет смысла из-за стоимости по отношению к самой машине». Но водитель выпросил ее себе и оставил в пользовании. Далее. В Атюрьеве есть немолодой праворульный электромобиль «Ниссан-Лиф» первого поколения, на котором ездит другой местный предприниматель. Такая же модель, но поновее и леворульная, проданная в РФ официально, пару лет колесит по Саранску. Самый первый в Мордовии электромобиль, «Тесла Модель Эс», о которой «Столица С» писала в 2014 году, был вскоре продан саранским бизнесменом в Санкт-Петербург. Взамен мужчина в 2019 году, как он сам рассказал корр.«С», приобрел такой же «Ягуар», как у Сяткина. Но в этом году продал, захотев покататься на другом премиум-электрокаре — ​«Ауди Е-трон». Правда, белый «Ягуар» остался также в Саранске. В итоге считаем и получаем семь относящихся к Мордовии электромобилей, включая эксплуатирующийся в Рязани «Мицубиси» и нерегистрируемый в ГИБДД «китаец».

Комментарии
Закрыть
Реклама
Закрыть