Министр приказал — светофоры подчинились

Кто стоит за массовым изменением режима работы светофорных объектов в Саранске и зачем это нужно

Водители Саранска на минувшей неделе узнали, что в городе могут быть пробки. Не московские, конечно, но «яка страна, такі й теракти». Заторы неожиданно стали образовываться там, где их не ожидал никто увидеть. Причина — в резко сократившейся пропускной способности регулируемых перекрестков. Это, в свою очередь, произошло из-за перенастроенных светофоров. Денис Тюркин расскажет, кто и что за этим стоит.

Фото: Столица С

Массово изменять режим работы светофоров начали еще в феврале в центре Саранска. Перекрестки Хмельницкого — проспект Ленина, Большевистская — Полежаева, Большевистская — Васенко… Тогда пошла первая волна непонимания как среди пешеходов (думая, что долгое время горящий красным светофор не работает, они переходили дорогу под сигналы автомобилей), так и среди водителей (приходилось дольше стоять на запрещающий). К маю таких перекрестков стало 11, в том числе на Юго-Западе. И тогда же администрация городского округа Саранск анонсировала распространение новой схемы почти на 100 светофорных объектов по всей столице.

Идея была и остается следующей: транспортные и пешеходные потоки не должны пересекаться. При стандартной, простейшей схеме работы автоматических регулировщиков добиться этого невозможно, так как поворачивающие на пересечении улиц машины «конфликтуют» с пешими участниками. С февраля стали внедрять такую схему: транспорт со всех направлений стоит, пешеходы по всем направлениям идут, и наоборот. Плюс этого — исключение возможности наезда машины на человека именно на перекрестке (а такие происшествия в городе случаются регулярно). Минус — время горения красных секций (для всех участников движения) увеличивается, соответственно, пропускная способность перекрестка в определенные временные рамки уменьшается.

Еще весной администрация в информации на своем сайте называла причину перевода светофоров на так называемый трехфазный режим работы: требование ГОСТ Р 52289-2019. Тогда бы нам, журналистам, заинтересоваться темой и рассказать подробнее населению, но… Не знаю, почему не заинтересовались. Но именно ГОСТ в этой истории — главный, и я чуть позже поясню, почему.

Реклама

Тем временем в Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства Саранска гнули свою линию, постепенно увеличивая число перепрограммированных светофоров. Вторая волна недовольства пошла где-то в конце лета, после того как иначе стали работать автоматические регулировщики на перекрестке Расковой — проспект 50 лет Октября. Каждый вечер, в час пик, там стала образовываться пробка начиная от бывшего магазина «Чайка». Выехать с Расковой снизу, на проспект, стало проблемой. Все те же сложности сохраняются до сих пор.

Вот такие бело-лунные секции должны появиться в Саранске, если следовать требованию ГОСТ. Фото i-techniks.ru

И вот наконец маленький такой коллапс наступил на прошлой неделе, когда новую схему применили еще на ряде уличных пересечений. В частности, Титова — Строительная. Простой личный пример. Вечером во вторник я заехал на заправку на углу этих улиц. На Строительной в этот момент (с двух сторон) стоял неслабый такой заторчик, один из участников которого — водитель вазовской «девятки» — пропустил меня, заезжающего на АЗС. Я не спеша залил полный бак, обнулил показания борткомпьютера, поговорил по телефону… В общем, провел там минут десять. Выезжая с АЗС (благо мне нужно было в сторону Васенко, где пробка отсутствовала), я обратил внимание, что та самая «девятка» продвинулась к перекрестку ровно на три корпуса. Финиш.

Соцсети уже бурлили, читатели писали мне личные сообщения с одним вопросом: «Что за?..» Я попытался взять комментарий в республиканском Управлении ГИБДД — не получилось. В городской Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства — тот же результат. Все разъяснил информированный источник в одной госструктуре. Оказывается, с инициативой как можно скорее завершить процесс перепрограммирования светофорных объектов в Саранске выступил лично министр внутренних дел Борис Шейнкин, озаботившийся безопасностью пешеходов. Он даже обсуждал этот вопрос с руководителем региона и нашел поддержку.

Но личная инициатива, пусть даже генерала, вряд ли выльется в такой масштабный проект. И здесь самое время вспомнить о том самом ГОСТ Р 52289-2004. Напомню, именно он — главный во всей этой истории. Данный ГОСТ («Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств») введен в нашей стране 1 апреля этого года. И его требования, как вы понимаете, обязательны для исполнения. А требования касательно светофорных объектов там такие.

Процитирую пункт 7.2.6: «При светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла допускается движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов) при одновременном выполнении следующих условий:

— суммарная интенсивность транспортных средств, поворачивающих в одно направление, не более 120 ед./ч, а интенсивность движения пешеходов не более 600 пеш./ч; 

— применение информационных световых секций по 7.4.12 для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает с режимом белолунного мигания с частотой по 7.5.3».

Теперь расшифрую. Допускается, когда на регулируемом перекрестке и транспортный, и пешеходный поток пересекаются, но только при трех условиях. Условие первое: количество совершающего маневр поворота транспорта не превышает 120 единиц в час. Второе: число пешеходов в час не более 600 человек. Третье: у светофоров есть дополнительные бело-лунные секции, предупреждающие водителей о пешеходах.

Как вы думаете, есть ли хотя бы на одном перекрестке в Саранске такие секции? Да их в глаза никто не видел, даже сами специалисты, отвечающие за дорожную инфраструктуру! По данным «С», надзорный орган в лице УГИБДД еще в конце зимы мягко пытался подсказать, что городу потихоньку придется закупать эти табло, если город не хочет переводить светофоры на тихих перекрестках на трехфазный режим. Но цена одного такого устройства, если судить по сайту производителя «Айтехникс», почти 10 тысяч рублей! То есть на оборудование только одного перекрестка нужно несколько десятков тысяч. Плюс — иные контроллеры, дополнительные кабели, оплата работ…

В нынешней экономической ситуации, когда одни муниципальные предприятия Саранска банкротятся («Гаражстройэксплуатация»), а в других задерживают на несколько месяцев зарплату («Горэлектротранс»), как вы понимаете, возможности бюджета, мягко говоря, ограничены. Поэтому отвечающие за дорожную инфраструктуру чиновники при согласии надзорного органа решили проводить работу светофоров в соответствии с ГОСТ постепенно, лишь по возможности закупая эти бело-лунные секции. Но в ситуацию вмешался министр внутренних дел. Дальше вы, стоявшие в заторах, знаете.

Фото: Столица С

22 октября администрация городского округа Саранск сообщила о приостановке процедуры перепрограммирования светофоров. И… опубликовала опрос (который продлится до 1 ноября) на эту тему. Мол, поддерживаете ли вы трехфазный режим работы. Представители ГИБДД в беседе с корр.«С» выразили удивление этому опросу: «Спрашивать население, соблюдать ли закон, — это нормально?»

Теперь о том, что же нас, пешеходов и водителей, ждет в ближайшем будущем. Так или иначе, но автоматические регулировщики в главном городе региона заработают но новому ГОСТ. Ситуация, сложившаяся в последние дни, показала, что не на всех перекрестках должен быть трехфазный режим. Возьмем проспект 50 лет Октября — Расковой. Непростой, с точки зрения организации дорожного движения, перекресток. Для начала скажу, что там не везде есть пешеходные светофоры. Поэтому нынешний трехфазный режим там просто абсурден. Ведь, по Правилам дорожного движения, пешеход в случае отсутствия пешеходного светофора должен руководствоваться сигналами транспортного. То есть когда для машин горит красный, часть пешеходов должна стоять, хотя другие идут, да и вообще весь транспорт стоит. Понимаете степень идиотизма? Та же ситуация навскидку — на углу улиц Коммунистической и Титова. Вернемся к пересечению проспекта 50 лет и Расковой. Проблема еще заключается в низкой пропускной способности потока, поворачивающего с проспекта на Расковой, вверх. То есть, очевидно, там вообще нужно либо «включать» стрелку, либо продлевать зеленый для потока в направлении Энгельса, а для встречного включать красный чуть раньше.

То есть движение на отдельных перекрестках нужно анализировать, чего в дирекции коммунального хозяйства, кажется, и не делают вовсе. Потому что включить трехфазный режим на перекрестке Юго-Западного и Ключаревского шоссе, где за сутки проходит 100 пешеходов, — это нонсенс. Ждем умного анализа со стороны ответственных организаций?

Комментарии
Закрыть
Реклама
Закрыть