Треногам подставили ножку

В Мордовии расторгнут рекордный контракт на выставление передвижных радаров

Фото: Юлия Честнова | Столица С

Если вы думаете, что государство зарабатывает на водителях, устанавливая на дорогах многочисленные камеры, то знайте: в Мордовии это вовсе не так. Подтверждением может стать ситуация, которая сложилась вокруг исполнения крупнейшего за всю историю региона контракта (заключен в 2019 году) на эксплуатацию передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, так называемых треног. Исполнитель — компания «Лаборатория цифрового зрения», до 2022 года обязанная передать в ГИБДД информацию для вынесения почти полумиллиона постановлений, — обратился в суд с иском к заказчику, государственному казенному учреждению РМ «Служба заказчика». Причина — миллионные долги за выполненную работу. В итоге контракт расторгнут, уже больше четырех месяцев радары не выставляются, тогда как именно летом наступает пик дорожной аварийности. В удивительной ситуации разбирался Денис Тюркин.

Небезопасный регион

К написанию этого материала меня подтолкнуло сообщение товарища в ВК. «Как законопослушный гражданин хочу выразить возмущение следующими обстоятельствами, — написал он мне. — Страшно ехать на личном автомобиле с детьми по Северо-Восточному шоссе. Мое авто, движущееся с разрешенной скоростью, в нарушение скоростного режима и дорожной разметки постоянно стремятся обогнать прочие участники движения. Вероятно, это связано с чувством безнаказанности у последних, т. к. на данном участке не работают камеры контроля скорости. Так ли это? Если так, то с чем это связано и когда безобразие закончится?»

Так, Вячеслав, так… Твое предположение подтвердили в республиканском Управлении ГИБДД. «В настоящее время в Мордовии работают только 25 комплексов ФВФ (фотовидеофиксации нарушений ПДД — «С»), — говорится в их ответе на журналистский запрос. — Или 12 % от общего количества размещенных в рамках комплексной системы обеспечения жизнедеятельности «Интеллектуальный безопасный регион». Сроки действия контрактов с ООО «Автодория» истекли, новые контракты не заключены. За 8 месяцев снижение количества вынесенных постановлений составило 84,2 %».

Реклама

Что становится понятно из информации ГИБДД? Что из 208 стационарных комплексов «выписывают» штрафы только 25. Что работающих комплексов, фиксирующих среднюю скорость, в регионе вообще нет. Хотя именно они наиболее действенны, так как вынуждают лихачей притормаживать не только перед одним радаром, а ехать с разрешенной скоростью определенный участок. Последнее: сотрудники республиканского ЦАФАП (отдел в Госавтоинспекции, курирующий камеры), по сути, вообще не работают, потому что не с чем работать. Снижение поступающей с радаров информации катастрофическое!

И это вряд ли можно объяснить только тем, что значительно поредел транспортный поток в период пандемии и люди стали меньше нарушать. Достаточно изучить статистику аварийности за апрель — август 2019 года и тот же период нынешнего. Да, в апреле, когда люди в регионе почти жестко соблюдали карантинные меры, дэтэпэшные цифры резко контрастировали с данными за апрель–2019, но затем ситуация стала выравниваться (то есть ухудшаться), и в июне — июле этого года людей погибло больше! (Смотрите график на стр. 52.)

18 июня в саранской Николаевке в столкновении двух автомобилей «Лада-Гранта» погибли шесть человек. ДТП случилось прямо под камерами «Безопасного города». Но в тот момент камеры не работали… Фото: Денис Тюркин / Столица С

Треноги

Дальше — больше. В ГИБДД пояснили, что переносные комплексы фиксации нарушений в республике уже давно не выставляются. За комментариями по этой теме я обратился уже в другие организации (о чем — позже), потому что Госавтоинспекция лишь составляет план для эксплуатанта треног и обрабатывает получаемую от них информацию. Эксплуатантом является частная организация, которую на торгах выбирает, по сути, Правительство Мордовии (если точнее — подведомственное Министерству информатизации и связи РМ государственное казенное учреждение РМ «Служба заказчика органов государственной власти РМ в сфере информационно-коммуникационных технологий»). Схема такова: частник выставляет радары по схеме ГИБДД, каждый день передает зашифрованную информацию с комплексов в ту же ГИБДД, где персонал отсматривает фото (игнорируя нечитаемые номера и прочий брак) и выносит постановление о штрафе, отсылая «письмо счастья». За каждое постановление частник затем получает определенную сумму, которая выплачивается из республиканского бюджета. Вот здесь собака и порылась.

Напомню, что в Мордовии последний контракт на установку и обслуживание мобильных комплексов фиксации нарушений ПДД был заключен 2 апреля 2019 года между «Службой заказчика» и санкт-петербургским филиалом сколковского ООО «Лаборатория цифрового зрения». Да еще какой контракт! Такого в Мордовии не было никогда.

В электронном аукционе участвовали 5 организаций. Изначально контракт «стоил» 69 миллионов 300 тысяч, но победитель предложил самую низкую сумму: 52 миллиона 321 тысячу 500 рублей. За эти деньги филиал сколковской компании до 31 декабря 2021 года должен был передать в мордовский ЦАФАП информацию для формирования 462 тысяч постановлений. То есть одно постановление стоило бы региональной казне 113 рублей 25 копеек. Согласно контракту № 0809500000319000171_322556, устанавливать на дорогах республики нужно было не менее 20 комплексов. Места установки — аварийно опасные участки автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения, проходящие по территории нашего региона.

Я уже подсчитывал, что штрафы в казну должны были принести более 63 миллионов рублей (462 тысячи постановлений умножаем на скидочные 250 рублей и вычитаем плату частнику за работу). 63 миллиона — это минимум, потому что очевидно, что не все штрафы были бы за превышение скорости на 20–40 км/ч. Но этих денег нищий бюджет не увидел! Почему? Парадокс: потому что нищий, но об этом чуть позже.

В самом начале исполнения контракта появились проблемы. Сотрудники «Лаборатории цифрового зрения» начали выставлять приборы «Коперник» лишь через месяц от оговоренных сроков, то есть не в апреле–2019, а в мае. До конца года им удалось «настрелять» около 23 тысяч штрафов. При том что в 2017 году фотоснимки с треног превратились в 27 тысяч постановлений, а годом позже — более чем в 42 тысячи. И первоначальная задержка в работе частника, и слабая активность не понравились «Службе заказчика», представители которой высказывались об этом в беседе с корр.«С».

С января по май включительно этого года «охотники» за нарушителями скоростного режима передали в ЦАФАП информацию для возбуждения менее 6 тысяч постановлений. И перестали выходить на работу. Почему так произошло, становится понятно после изучения решения Арбитражного суда РМ по делу № А39-1379/2020 (опубликовано на сайте суда). Да-да, представители «Лаборатории цифрового зрения» обратились к служителям Фемиды для защиты своих интересов!

Из материалов суда следует, что «Служба заказчика» (подразумеваем: Мордовия) задолжала «Лаборатории цифрового зрения» 3 миллиона 318 тысяч 354 рубля 13 копеек. В эту сумму входит плата за выполненную работу и пени. Оказывается, фирме не платили с июля 2019 года (хотя по контракту платежи должны быть каждый месяц), а в общей сложности она успела передать в ЦАФАП информацию для формирования 28 629 постановлений (в итоге выполнив лишь 6 % от законтрактованного объема). Если умножить это число на скидочные 250 рублей (представим, что все штрафы выписаны лишь за превышение скорости на 20–40 км/ч), то получается 7 миллионов 157 тысяч 250 рублей. Согласно Бюджетному кодексу РФ, штрафы за нарушения ПДД перечисляются в бюджет региона. Поэтому выходит парадоксальная картина: Мордовия, получив в свою казну «штрафные» деньги, не смогла расплатиться с исполнителем услуги.

В «Службе заказчика» корр.«С» уверили, что задержки по выплатам не являются основанием для расторжения контракта (а контракт в итоге оказался расторгнут еще до решения суда). Что «Лаборатория цифрового зрения» нарушила сроки оказания услуги, и вообще: исполненный лишь на 6% контракт — это плохо, что нет уверенности в наверстывании упущенного. Эти доводы заказчик озвучивал и в Арбитражном суде, но судья Волкова их не приняла, «поскольку (цитата из материалов дела — «С») данное утверждение не опровергает факт оказания услуг истцом, в подтверждение которого… представлены подписанные сторонами документы… Встречный иск ответчиком не заявлялся». В итоге служительница Фемиды 24 августа постановила взыскать со «Службы заказчика» выше оговоренную сумму, вдобавок — почти 37 тысяч рублей расходов по уплате госпошлины. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев. «Лаборатория цифрового зрения» на журналистский запрос не ответила.

Вот такая ситуация сложилась в Мордовии. Стационарные камеры из-за неуплаты счетов за электричество не работают (за редким исключением), передвижки не выставляются… Вот вам и «Безопасный регион», вот вам и забота о дорожной безопасности со стороны чиновников.

Закрыть