Суббота, 19 сентября

«Газушка» для Умета — плавающая пожарная машина!

Обзор самой интересной техники, которая защищает западные леса Мордовии от пожаров

«А разве еще что-нибудь есть?» — как Винни-Пух у Кролика, спросил Денис Тюркин, когда осмотрел расставленную во дворе Уметской пожарно-химической станции технику и уже собирался уходить. «Есть в гараже… Да он пылью покрылся! Старый, вроде бронетранспортера…» И мы пошли в гараж. И увидели редчайший для Мордовии гусеничный транспортер-снегоболотоход модернизированный, ГТ-СМ, он же — ГАЗ-3403, выпускавшийся в советские годы. Вот это техника! Плавающая пожарная машина!

Фото: Денис Тюркин / Столица С

В Умете, можно сказать, оказался случайно. По рабочему моменту занесло в Вышу (лесная глушь в Зубово-Полянском районе, дальше только печально знаменитая Свеженькая). Глушь-то глушь, но дорога стала почти идеальной! И в Ширингушах доделали центральную улицу, и мост тоже. А какое удовольствие ехать по идеальному асфальту лесной дороги после Старого Бадикова! Но я отвлекся. Так вот, в Выше работники местного лесничества (недавно оно перестало быть самостоятельной административной единицей, сросшись с Зубово-Полянским лесничеством) похвалились новой противопожарной техникой, которая поступила в Умет. Напомним, что в памятном многим 2010 году именно бойцы уметской станции бились с огнем из последних сил возле Свеженькой, возле федеральной трассы… Страшная ситуация многому научила, дала понять, где в государстве тонкие места. Одним из них была слабая работа по защите и восстановлению леса.

Фото: Денис Тюркин / Столица С

В этом году Федеральное агентство лесного хозяйства выделило республике более 57 миллионов рублей. Почти 33 миллиона из них — на приобретение специализированной техники и оборудования. Это, к примеру, седельный тягач КАМАЗ с полуприцепом-тралом для перевозки, например, бульдозеров. Четыре пожарных автомобиля ГАЗ-3308 «Егерь». Два квадроцикла с прицепами. Ну и по одной единице — полноприводник ГАЗ «Садко-Некст» и трактор «Беларус». Если говорить об Уметской пожарно-химической станции, то за пару последних лет по нацпроекту «Сохранение лесов» она получила 30 единиц техники.

Грузовой отсек «Газушки». Фото: Денис Тюркин / Столица С

И вот она вся расставлена буквой «П» во дворе станции. Местные работяги стоят у тракторов и вездеходов. Для телевизионной картинки, с нами ведь толпа журналистов была. Почти вся техника знакома даже обывателю: тракторы, «Газели», «Газоны». Конечно, во внедорожной спецификации, но все же. Два квадроцикла (специалисты их называют мотовездеходами-снегоболотоходами) с прицепами любопытны тем, что произведены в России в Ярославской области на предприятии «Русская механика». Честно, не знал, что в нашей стране есть свое производство. Потом почитал чуть подробнее о нем в Сети — оказалось, что PM 800 DUO (так называется «уметская» модель) не что иное как локализованная копия китайского квадроцикла…

Реклама
Рабочее место водителя «Газушки». Пространства так мало, что даже сложно представить, в каких условиях приходилось рулевому. Фото: Денис Тюркин / Столица С

А это что за гусеничный монстр такой, с передним отвалом и задним плугом огромных размеров? Специалисты разъясняют: это трелевочный трактор ТЛ-5АЛМ. Такой в Мордовии один. Изначальная его спецификация — отволочь спиленное дерево к месту разделки. Такая техника работает на лесных делянках. Но в Умете она служит для создания минерализованных полос. Как для профилактики, так и во время пожара. Проще говоря, на этом тракторе опахивают участок, либо отрезая от огня (если проблема уже возникла), либо «на будущее»: загорится трава и хворост, огонь дойдет до полосы и остановится, ведь дальше гореть нечему. Вот плуг и нужен для этих целей.

Познакомимся поближе с сибирским гостем (трактор произведен на заводе «Алтайские лесные машины»). Снаружи ржавчина уже поселилась где только можно: на раме, навесном оборудовании… Выглядит неопрятно. Внутри кабины при детальном осмотре замечаешь, что все выполнено грубо, неряшливо. Много голого металла, тончайшая шумоизоляция, неровные стыки… И так сойдет! Сядет сюда тракторист, как и прежде — в фуфайке и валенках, — со звуком закрывающейся камеры захлопнет калитку… Айда! Да только тракторист должен быть невысоким: я со своим ростом 178 см уже подпирал потолок макушкой. Боюсь даже представить, что будет на первой кочке. Зато вы только посмотрите: на приборной панели приютился пульт управления автономным немецким обогревателем «Эберспахер». Как в кабине хорошего дальнобойного тягача!

Треволочный трактор. Фото: Денис Тюркин / Столица С

И вот после осмотра этого трелевщика специалисты уметской станции проговорились, что у них на «запасном пути» стоит, можно сказать, свой бронетранспортер. Напросился я посмотреть на чудо-технику. На ней — слой пыли толщиной с палец. И еще старая надпись на носу «ГУП Уметская ПХС». Почему не используют в деле? Разъясняют: зверский расход топлива (о цифрах — позже) и нюансы конструкции. «Если «разуешься», потом гусянку без спецприспособлений не наденешь» — говорят механики. Ну и другие сложности. Называют эту машину здесь «газушка». А точное наименование сразу вспомнить не могут. Спасибо Интернету: оказалось, в Умете стоит  советский гусеничный транспортер-снегоболотоход модернизированный, ГТ-СМ, он же ГАЗ-71, или, точнее, его более поздняя версия, ГАЗ-3403. Детище нижегородского Заволжского завода гусеничных тягачей (дочернего предприятия ГАЗ).

Фото: Денис Тюркин / Столица С

История его такова. С активным освоением Крайнего Севера Стране Советов требовалось что-то, на чем по этому Северу можно передвигаться газовикам, нефтяникам и прочим промышленникам. В начале 50-х чиновники поставили газовцам задачу создать такую технику в кратчайшие сроки. В 1955 году началось производство ГТ-С (ГАЗ-47), представлявшего собой гусеничный вездеход с грузоподъемностью 1 тонна, снаряженной массой в 3,5 тонны и карбюраторным мотором в 70 сил. Низкое удельное давление на грунт обеспечивало машину хорошей проходимостью на снегу и слабых грунтах. ГАЗ-47 стал рабочей лошадкой на советском Севере и был прозван «степанидой».

Фото: Денис Тюркин / Столица С

В 1968 году началось производство модернизированного снегоболотохода ГТ-СМ. Основное отличие от предшественника — другой мотор, тоже бензиновый, но 115-сильный, от «шишиги» ГАЗ-66. А теперь — внимание — про расход топлива. На шоссе эта машина жрет 100–150 литров на 100 км. На тяжелом бездорожье — 200 литров. Больше, чем раллийный КАМАЗ с тысячесильным дизелем на гонке! Очевидно, что у доработанной версии ГАЗ-3403 (у нее увеличенные топливные баки, изменения в подвеске) из-за увеличившейся до 1250 кг грузоподъемности (с тем же мотором) расход бензина еще выше! Теперь понимаю ребят из Умета…

Квадроциклы. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Так вот, эта версия получила прозвище «газушка». Она до сих пор встречается на Севере. И почти только там и эксплуатировалась. Поэтому нахождение «газушки» в центральной части страны, в нашей республике довольно необычно… Чему же она служила в Умете? В качестве пожарной машины! В задней части, в кунге, установлены баки для воды (они же служат сиденьями для личного состава). Любопытно, что машина заявлена плавающей, но с ограничением. Когда баки полны, а экипаж на месте — преодолевать водные преграды запрещено. О чем гласит специальная табличка перед водителем. Потонет «газушка»! Ну и напоследок обращение к работникам уметской станции. Будете списывать эту машину — не сдавайте в металлолом, не отдавайте в случайные руки. Сохранилась она вроде неплохо, пусть послужит хотя бы музейным экспонатом. Где вы еще увидите плавающую пожарную машину? Пусть плохо, но плавающую.

Закрыть