Суббота, 19 сентября

«Я до пандемии получал по 30 тысяч рублей. Сейчас урезали до 20. На каком основании?»

Работники саранского муниципального транспорта устроили забастовку и… Победили?

В Саранске 25 августа бастовали работники «Горэлектротранса». Вместо того чтобы выйти на привычные маршруты общественного транспорта, кондукторы и водители собрались у здания предприятия с требованием выдать задержанную зарплату и поднять тарифные ставки. Для беседы с ними приехал мэр Саранска Петр Тултаев. В течение двух дней задолженность погасили. Более того, сотрудникам обещали компенсировать урезанные из-за пандемии надбавки. В центре событий побывали Елена Куприкова и Денис Тюркин (фото).

Та самая кондуктор, которую пригласил на работу в администрацию Петр Тултаев. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Забастовка

В Саранске движение общественного транспорта начинается в 5.30. Но 25 августа троллейбусы и автобусы «Горэлектротранса» встали возле гаражей. Работники собрались у здания предприятия и объявили забастовку. О своем решении они сообщили властям в письме, которое направили в администрацию Саранска… «У нас работают целыми семьями, у всех дети, которых нужно одеть к первому сентября, — ​рассказывают рабочие. — ​А как гасить ипотеки с кредитами? Банкам все равно, что тебе зарплату не платят. Дело касается не только кондукторов и водителей, у нас уборщицы при большом объеме работы получают минималку. У одной из них четверо детей, разве их прокормишь на такие деньги…»

«Это только кажется, что кондуктор — ​это очень простая профессия, — ​говорят сотрудники. — ​А нам приходится вставать в три часа утра. Некоторые маршруты, например № 20, вообще конечных остановок не предусматривают, даже в туалет сходить негде. А некоторые троллейбусники у нас возят с собой смену белья, потому что просто переодеться некогда. Кроме того, нам буквально на себе приходится поднимать в салон пенсионеров и помогать им выйти тоже. И после этого мы даже свои маленькие зарплаты получить не можем вовремя».

Реклама
Фото: Денис Тюркин / Столица С

Со слов работяг, задерживать зарплату начали еще в 2017 году, когда в «Горэлектротрансе» директорствовал бессменный Петр Дергунов. Была встреча с руководителем транспортного управления Саранска Игорем Белоруновым. Обещали, что проблемы будут решены. Но в 2020-м стало только хуже. «Лично я последний раз получала зарплату 30 июля, — ​рассказывает кондуктор Ольга Опарина. — ​Ее обычно выдают 12-го числа, но в этом месяце задержали и даже не сказали, когда выплатят. В связи с этим было направлено письмо в администрацию города о том, что мы прекращаем работу. Хочу заметить, что претензии адресованы именно саранским властям, которые осуществляют финансирование. К руководству нашего предприятия (с августа 2019-го директором стал Андрей Кулагин — ​«С») вопросов нет. У нас отличный директор. Мы хотим сохранить его в качестве руководителя. Он хороший человек и никогда не отказывает в помощи. Например, мне срочно понадобились выходные, чтобы ухаживать за отцом-инвалидом, он пошел навстречу, сказал, чтобы брала столько дней, сколько понадобиться…»

Тем временем директор Андрей Кулагин просит подчиненных начать работу, но все остаются на месте. «Я иссяк морально за этот год, — ​обращается к ним руководитель. — ​Иссяк здоровьем. Я говорю сейчас свои крайние слова вам. Если сейчас мы не поедем, я сегодня пишу заявление по собственному желанию и ухожу с этой должности. Я такой же человек, как и вы. Добили вы просто меня, и они (видимо, имеются ввиду чиновники — ​«С») со своей стороны. Спрашиваю последнее слово коллектива: пойдете работать?» «Нет!» — ​отвечает толпа.

Работники хотят видеть мэра Саранска Петра Тултаева. В 6.00 к «Горэлектротрансу» подъезжает машина, из которой выходит градоначальник. Кондукторы и водители встречают его аплодисментами. «Доброе утро! — ​приветствует бастующих Тултаев. — ​Давайте поговорим сначала о зарплате, а затем обо всем остальном». «Нам задерживают заплату, — ​объясняет один из водителей. — ​Я до пандемии получал по 30 тысяч рублей. Сейчас урезали до 20. На каком основании? Отпускные задерживают. Мы же не просто так вышли…» «Вас никто не обвиняет, — говорит мэр. — ​Я понимаю, что вы вынуждены таким образом поступать. Что касается выплаты зарплаты, действительно, мы задержали, это наша вина, моя вина, раз отвечаю за город… Почему задержали? За июль республиканский бюджет задолжал нам 21 миллион рублей за перевозку льготных пассажиров (значительную часть пассажиропотока составляют различные льготники, которые не платят «живые» деньги, за них предприятию перечисляют определенные суммы из республиканской казны — ​«С»). Вчера уже было перечислено 5,5 миллиона. Мы договорились с председателем Правительства Мордовии, и нам пообещали 10 миллионов, но они идут через министерство социальной защиты. Деньги поступят либо сегодня вечером, либо завтра…»

Что касается урезания зарплаты, то об этом мэр узнает впервые. «Дело в том, что упал пассажиропоток, — ​поясняет ситуацию Андрей Кулагин. — 30 % зарплаты водителей и кондукторов связаны с выручкой, а она снизилась. Соответственно, мы два месяца пандемии платили по среднему. В июне и июле зарплата стала меньше из-за снижения выручки». «Но работать мы меньше не стали!» — ​возражают работники «Горэлектротранса». «Кто виноват в том, что пассажиропоток упал? Виновата ситуация с пандемией, — ​замечает Петр Тултаев. — ​По зарплате надо подумать. Для меня это неожиданность. Я сейчас не готов сказать сиюминутно, как мы будем исправлять положение. Потому что если что-то обещаешь — ​надо выполнять. Мы сегодня соберемся, проанализируем ситуацию. На первый взгляд, здесь нужны субсидии. Но для того, чтобы пообещать их, нужно все просчитать и найти законные основания. Может быть, сделаем это в форме дотаций через сессию городского совета… Я не оправдываю себя за то, что мы задерживаем зарплату, и прошу прощения. Но, к сожалению, такая ситуация не только у вас. Не хватает доходов. Чиновники тоже получают зарплату не вовремя…»

Сотрудники «Горэлектротранса» жаловались на низкие тарифные ставки. У кондукторов она составляет 37 рублей за час, у водителей — ​46 рублей. «По тарифам надо подумать, сделать расчеты, посмотреть, как их поднять, — ​говорит градоначальник. — ​Дайте нам 2–3 дня. Потом мы встретимся и все обсудим…» Также работники общественного транспорта обиделись на то, за работу во время пандемии их не отметили, а условия были опасными для здоровья. Они хоть и не работали в «красной зоне», но шансы заразиться инфекцией довольно велики. По их словам, на предприятии переболело 70 человек, некоторые в тяжелой форме, двое скончались. «Например, с диспетчером Татьяной, которая скончалась во время пандемии, мы даже не попрощались, — ​рассказывают работники. — ​Ее хоронили в мешке, как ковидную больную». Также поступило предложение от сотрудников ограничить число передвижений пенсионеров на муниципальном транспорте. И дать им 30 льготных поездок на месяц, как, например, в Казани. А в остальные дни пусть ездят за свой счет.

Во время беседы пошел дождь…

В итоге договорились встретиться с руководством города 28 августа. Мэр обещает озвучить решение о поднятии тарифов. После этого водители и кондукторы расходятся по своим автобусам и троллейбусам. Движение общественного транспорта в Саранске возобновилось в 6.39…

Андрей Кулагин (в светлом пиджаке) и Петр Тултаев (в маске) открыто общались с муниципальными работниками. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Решение

Через два дня сотрудники «Гор­электротранса» пришли на прежнее место. В пятницу народу оказалось поменьше. В 5 часов утра приехал Петр Тултаев: «Заплату и аванс получили?» — ​«Да, Петр Николаевич. Спасибо!» Градоначальник поделился результатами анализа экономической ситуации на предприятии. По статистике, пассажиропоток с каждым годом падает не только в Саранске. В некоторых городах троллейбусы признаны убыточным транспортным и от них отказались вообще. «Мы этого делать не станем, — ​заявил Петр Тултаев. — ​Кстати, нам предлагали отдать троллейбусы из Москвы, но мы их не взяли. Они часто «встают» на линии».

Пассажиропоток муниципального транспорта ежегодно падает на 10 %. В первую очередь это связано с тем, что машин становится больше и люди передвигаются на своем транспорте. Вторая причина — ​основную часть пассажиров составляют пенсионеры и прочие льготники. В этом году по прибыли ударила еще и пандемия. Как показал сравнительный анализ летнего периода 2020-го и прошлого года, предприятие за три последних месяца недополучило более 5 миллионов рублей выручки. Но деньги, которые недоплатили сотрудникам за это время, власти решили компенсировать.

«10 сентября у нас сессия городского совета, — ​говорит Петр Тултаев. — ​Мы эту сумму должны заложить в бюджет. Найти возможности, хотя они уже есть. Но нужно обосновать, как провести эти деньги. Вероятно, они будут оформлены в качестве субсидий. Дальше мы установим порядок расходования средств. Это произойдет небыстро, но до 30 сентября вы должны получить компенсации. Их размеры будут зависеть от фактически отработанного времени. Зарплату будем стараться платить вовремя. Мало приятного встречаться с вами по этому поводу. Одно дело поздравлять вас на празднике, другое дело видеть глаза ваши и слышать проклятия до седьмого колена. Здоровья это не прибавляет».

Затем речь зашла о «ковидных» выплатах транспортникам. Здесь порадовать оказалось нечем. Как заявил Петр Тултаев, по закону такие компенсации положены только врачам. Причем только тем, кто работает непосредственно в «красных зонах». «Если платить вам, то надо тогда платить и дворникам, продавцам, воспитателям и учителям дежурных групп, — ​говорит Тултаев. — ​Здесь оснований для выплат нет».

После этого зашел вопрос о поднятии зарплаты. Согласно статистическим данным, в российских регионах у сотрудников муниципального транспорта зарплаты невысокие. Например, в Нижнем Новгороде водители получают 35 тысяч рублей, кондукторы — ​16. В Саратове оклады ниже: 24 тысячи и 14 тысяч рублей. Поднять тарифные ставки в Саранске пока не представляется возможным, так как увеличение возможно только за счет повышения стоимости проезда. В конце года администрация поднимет вопрос об увеличении проезда как минимум на 2 рубля. «В этом случае станет возможно пересмотреть тарифную ставку (персонала «Горэлектротранса» — ​«С»), — ​заявил Петр Тултаев. — ​К этому вопросу мы вернемся в декабре. Раньше просто не сможем. Обязательно приеду и встречусь с вами. Прятаться ни от кого не собираюсь».

Во время беседы вспомнили и предложение об ограничении льготного проезда для пенсионеров, но его сочти несостоятельным. Количество пассажиров от этого не увеличится, а дотация, которая в настоящее время составляет 24 миллиона, станет меньше. Также сотрудники затронули еще одну наболевшую проблему. Пенсионеры нередко отдают свои социальные карты молодым родственникам, которые «ездят по проездным бабушек». «Фотографии на карте нет, может ездить кто угодно, — ​рассказывает кондуктор. — ​Система не отработана. Что делать с ними? Камеры не работают во многих автобусах». И привели пример, что в Москве есть специальная группа, которая проверяет подлинность социальной карты. Нарушитель в этом случае платит административный штраф. «Мы свяжемся с разработчиками этой программы и поставим вопрос, что можно сделать, — ​ответил Петр Тултаев. — ​Для выявления таких нарушителей нужны правовые основания, чтобы прокуратура нам потом не сказала, что действуем неправомерно».

В конце встречи Петр Тултаев вспомнил, как некоторые рабочие в прошлый раз посетовали на большие оклады в администрации города, и пригласил занять вакансии. «У нас пустуют должности ведущего и главного специалиста, — ​говорит Петр Тултаев. — ​Пойдемте к нам, зарплата 14 тысяч и надбавка за выслугу лет». Самая активная собеседница градоначальника, кондуктор, согласилась. «Я приду, я вас найду!» — ​заявила женщина.

…В 5.30 директор «Горэлектротранса» напомнил собравшимся, что город просыпается и пора запускать движение. Водители и кондукторы заняли свои рабочие места и отправились по маршрутам.

Закрыть