Понедельник, 15 августа

Учиться интересно!

Математика, физика, информатика формируют мышление школьника

Современные жизненные реалии требуют математического, проективного, инженерного мышления. Этот вид мышления поистине уникален, и лишь исключительные личности в истории им обладали, делая невероятные вещи, меняя мир к лучшему, двигая прогресс. Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Александр Попов, Фердинанд Порше, Сергей Королев, Стив Джобс… Развитие в ученике инженерного мышления – один из основных критериев качественного образования.

Физика и математика как предметы школьной программы являются основой инженерной мысли. В настоящее время нет ни одной естественнонаучной или технической области, где в той или иной степени не использовались бы достижения физики. Это увлекательный мир, раскрывающий процессы в окружающем нас пространстве.

Углубленное изучение точных наук открывает перед вчерашними школьниками прекрасные перспективы. Физика и математика помогут ребенку в перспективе стать успешным, прогрессивным, получить достойную, интересную, востребованную в любой точке земного шара профессию.

Реклама

К сожалению, в школе физика традиционно считается сложным предметом, и совсем нечасто выпускники выбирают его для ЕГЭ. Следствие этого — небольшой конкурс на технические специальности в вузы, что приводит в перспективе к дефициту кадров на современном наукоемком производстве.

Конечно, в первую очередь интерес к предмету должен пробуждать учитель. Открыть перед учеником дверь в высокотехнологичное будущее невозможно без фундаментальной подготовки по физике и математике, информатике и астрономии. В этом и заключается призвание педагога!

Именно поэтому одним из приоритетных направлений подготовки педагогических кадров в МГПИ им. М. Е. Евсевьева являются профили: «Физика», «Информатика», «Математика».

Стоит отметить, что МГПИ ежегодно осуществляет подготовку физиков, в то время как другие педагогические вузы страны несколько последних лет не набирали абитуриентов на одноименный профиль.

Марина Владимировна Антонова, ректор Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева:

Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в регионе выступает популяризация математических знаний и математического образования как основного компонента в создании инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития.

Пристальное внимание к математическому образованию в регионе обозначено в Послании Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова. Перед педагогическим институтом поставлен ряд задач по повышению качества математического образования и укрепления лидирующих позиций в рейтинге регионов по показателям уровня математической подготовки учащихся и качества подготовки будущих учителей математики.

Мы в данном направлении являемся проводниками в реализации научных идей и методик обучения, в котором успешно сочетаются традиции и большой опыт, а также современные разработки в области обучения студентов и школьников точным наукам.

В 2020 году в педагогическом институте завершили образовательную траекторию 76 дипломированных специалистов – учителей математики, физики, информатики. 50 из них связывают свою профессиональную деятельность с образовательными организациями региона – школами, колледжами, центрами дополнительного образования детей. 26 выпускников продолжат обучение в магистратуре вуза, совершенствуя свои профессиональные компетенции в области математического и физического образования, информационных технологий в образовании.

Дербеденева Наталья Николаевна, и. о. декана физико-математического факультета:

В МГПИ в соответствии с распоряжением Правительства Республики Мордовия реализуется «Дорожная карта», регламентирующая перечень мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в России. Педагогический институт подготовил серию проектов, направленных на повышение качества математического образования в регионе, популяризацию, привлечение интереса школьников и студентов к точным наукам и формирование осознанного выбора выпускниками профессии учителя математики.

Происходит модернизация всей инфраструктуры вуза. Создана современная образовательная среда. Организованы математические коворкинг-зоны, в основе которых заложена идея совместного творческого поиска идей и реализации проектов. Образовательное пространство нового формата позволяет осуществлять учебный процесс в контексте электронного обучения и интерактивных образовательных технологий, в том числе дистанционно.

С начала 2020-2021 учебного года стартуют новые проекты: «Волонтеры математического просвещения» – педагогами и студентами МГПИ ведется разработка серии уроков и мероприятий, направленных на формирование интереса школьников к изучению математики; проект «Профориентационный навигатор» направлен на популяризацию математических знаний и осознанный выбор школьниками профессии учителя математики; проект «Математическая онлайн-школа»; профориентационный проект «Неделя без турникета» – проведение на физико-математическом факультете мастер-классов, тренингов, экскурсий для обучающихся общеобразовательных организаций; проект «Математический нетворкинг» объединит студентов и педагогов, друзей и единомышленников, действенное «сетевое» взаимодействие на площадке МГПИ позволит обменяться идеями, новостями, тенденциями в своей сфере.

Для студентов старших курсов в вузе успешно реализуются новые дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это дает возможность будущему учителю математики получить право ведения образовательной деятельности по смежной профессии и обеспечивает социальные гарантии при трудоустройстве. В институте созданы условия для непрерывного повышения профмастерства учителей математики – проект «Школа учительского роста на базе МГПИ».

Ладошкин Михаил Владимирович, и. о. заведующего кафедрой математики и методики обучения математике:

С целью внедрения современных наработок в области методики обучения математике для широкого круга учащихся преподаватели и студенты института активно участвуют в реальном образовательном процессе не только в рамках педагогических практик, но и в работе различных образовательных площадок для школьников.

С сентября текущего года в педагогическом институте стартует проект создания Математической школы. Работа будет организована по двум направлениям – онлайн-школа, математические субботы на площадке МГПИ и Базовая математическая школа на площадке МОУ «СОШ № 5».

Школа ориентирована на максимально широкий охват слушателей, у которых должно развиваться математическое мышление и кругозор, что, безусловно, приведет и к более высоким результатам итоговой аттестации по математике и успешному участию в олимпиадах, конкурсах. Для этого в программу школы включены такие разделы математики, как элементы теории игр, математической логики, шахматной геометрии, теории чисел, конструктивной геометрии. Их изучение расширит общую математическую культуру школьника, повысит его навыки в решении математических задач различного уровня, в том числе и выходящих за пределы школьной программы.

Деятельность Математической онлайн-школы будет направлена в первую очередь на оказание поддержки школьникам в освоении трудных разделов математики путем расширения их математического кругозора, выявления и поддержки интереса к изучению точных наук. Основной формат проведения занятий в школе предполагается в виде практических дистанционных занятий, в ходе которых каждый школьник будет иметь возможность задать вопрос преподавателю. А в дальнейшем выбрать профессию учителя математики и продолжить образовательную траекторию в вузе.

Для успешного решения поставленной задачи будут применяться современные методики, в том числе авторские разработки преподавателей института в области обучения математике.

Зубрилин Андрей Анатольевич, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники:

Цифровизация в настоящее время выступает основополагающим элементом в изменениях, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека. Наиболее заметны эти изменения в системе образования, функционирование которой становится невозможным без сформированных навыков IT-компетенций. Владение компьютерной техникой, умение организовывать проектную деятельность с использованием цифровых технологий – неотъемлемые компоненты современной образовательной среды. Перечисленные компетенции важны для любого педагога – учителя математики, информатики, физики, экономики и позволяют качественно организовать электронное обучение, ставшее обязательной частью образования в последние несколько месяцев.

Многие процессы, реализуемые в цифровой образовательной среде, базируются на математическом образовании. МГПИ ведет целенаправленную работу по обучению будущих педагогов и уже действующих специалистов в области цифровизации образования.

Преподаватели ежегодно повышают уровень своей квалификации, а также готовят студентов к участию в престижных конкурсах и олимпиадах в сфере информационных технологий.

Одним из значимых результатов проектной деятельности студентов физико-математического факультета в прошедшем учебном году является успешное участие в масштабном Всероссийском конкурсе «Моя страна – Моя Россия». Среди заявок, поддержанных экспертами конкурса, — проект магистранта первого курса профиля подготовки «Информатика и информационные технологии в образовании» Максима Макарова.

Макаров Максим Николаевич, магистрант 1 курса физико-математического факультета:

Выбор темы проекта «3D-комплект для формирования начальных профессиональных навыков в области программирования у незрячих и слабовидящих» в номинации «Цифровая среда для повышения качества жизни граждан в регионах», представленного на конкурс, обусловлен желанием помочь детям с ограниченными возможностями здоровья освоить компьютерные технологии.

У меня уже сейчас есть опыт работы с детьми в кванториуме, который создан благодаря реализации национального проекта «Образование», где я могу реализовать все свои педагогические идеи, помочь ученикам определиться с будущей профессией. После окончания вуза я планирую продолжить деятельность в качестве учителя в одной из школ республики. Знания и опыт, полученные в институте, позволят мне быть успешным!

Харитонова Анна Анатольевна, и. о. заведующего кафедрой физики и методики обучения физике:

Одним из приоритетных направлений подготовки педагогических кадров в МГПИ является профиль «Физика. Информатика», в рамках которого студенты изучают широкий спектр естественно-технических наук на стыке с информационными и образовательными технологиями. Это является необходимым условием для формирования профессиональной компетентности будущего учителя физики.

В МГПИ осуществляется целенаправленная подготовка специалистов для преподавания астрономии. Проведены курсы повышения квалификации для студентов по дополнительной образовательной программе «Преподавание астрономии в современной школе в контексте требований ФГОС», что актуально в связи с введением в школе астрономии как отдельного предмета и существующей нехваткой кадров в нашем регионе.

В начале 2020 года преподавателями вуза разработана дополнительная общеобразовательная программа «Моделируем физику» для учащихся 9-11 классов.

Педагогами разработаны и реализуются в учебном процессе новые дисциплины по выбору: «Компьютерное моделирование явлений и законов разделов физики (механики, оптики, молекулярной физики и термодинамики)»; «3D-моделирование в физике»; «Применение системы MathCAD для решения физических задач»; «Применение языка программирования MatLab для решения физических задач»; «Компьютерная обработка результатов физических исследований». Содержание дисциплин тесно связано с математическим аппаратом, методами математической статистики, проектированием математических моделей реальных физических процессов и их интерпретацией, что отвечает современным образовательным требованиям.

Закрыть