Воскресенье, 20 сентября

Креста на ней нет

В Мордовии начались продажи внедорожника «Лада-Нива»

Прощай, «Шерволе-Нива»! И здравствуй, «Лада-Нива»! АвтоВАЗ выкупил последнюю часть акций у совместного с американцами предприятия и стал выпускать внедорожник под своим брендом. Как 19 лет назад.Денис Тюркин узнал, что изменилось в машине, а заодно вспомнил ее историю.

Фото: Денис Тюркин / Столица С

В начале июля пресс-служба Авто­ВАЗа сообщила о старте выпуска на дочернем предприятии «ЛАДА ЗАПАД ТОЛЬЯТТИ» внедорожников «Нива» под брендом «Лада». Ранее, в декабре 2019 года, автогигант выкупил оставшуюся половину акций у совместного с американской компанией GeneralMotors предприятия ­GM-AVTOVAZ, где с 2002 года выпускалась «Шевроле-Нива».

А начиналось все так. Разработанная в конце 90-х годов модель ВАЗ-2123 базировалась на улучшенной конструкции советского внедорожника ВАЗ-2121 («Нива»). Но главное — изменились кузов (хотя дизайнером был тот же Валерий Семушкин) и салон. На заднем диване спокойно умещались три пассажира. В январе 2001 года на мощностях опытно-промышленного производства АвтоВАЗа были собраны первые экземпляры ВАЗ-2123. Мало кто помнит, что продавались они за баснословные 13 тысяч долларов (почти 950 тысяч по нынешнему курсу), тогда как «обычная» «Нива» — за 3800 долларов.

Первые журналистские тесты выявили массу проблем у нового внедорожника. И бог с ними, с эстетическими претензиями («корявый» блок управления климатом, тонкий «десяточный» руль, поручень из отвратительного на вид и ощупь материала для переднего пассажира, отваливающиеся пластмассовые декоративные детали)… На прежнем уровне остались вибронагруженность, а также невнятное рулевое управление. Ну и тот же чахлый мотор. Зато журналисты отметили более комфортную в сравнении с обычной «Нивой» подвеску.

Реклама

Отвратительное качество выпускаемого автомобиля удалось победить только благодаря помощи американской GM. Было создано совместное предприятие, которому стали принадлежать права на бренд Niva (поэтому старушку ВАЗ-2121 «Нива» пришлось переименовать в Lada 4*4, под этим именем модель продается до сих пор). Производство модели 2123 было приостановлено и возобновлено только в конце 2002 года уже под новым брендом. Вазовская ладья с капота «уплыла», а вместо радиаторной решетки, вертикальными прорезями навевающей мысли о «Джипе», появился «крест» Луи Шевроле. И цена «упала» до 8 тысяч долларов за базовую версию.

Руль стал другим, более удобным, пассажирский поручень убрали, элементы управления климатической системой заменили на более презентабельные. Но главное — серьезно снизились трансмиссионные шумы и вибрации. Мотор, к сожалению, оставили прежним. Были попытки заменить его, когда одно время продавались дорогие внедорожники с моторами «Опель» и кондиционерами. Было сделано около тысячи экземпляров, но рынок не принял их из-за дороговизны.

В 2010 году силами итальянского ателье «Бертоне» внедорожник пережил серьезное внешнее обновление, а через полтора года впервые начались массовые (если не считать тысячи «Нив» с опелевским мотором и подушками) продажи автомобилей с системами безопасности: АБС и фронтальными подушками. Едва ли не каждый год в «Ниве» что-то изменяли. В первую очередь пытались побороть знаменитые трансмиссионные шумы и вибрации, которые так негативно влияли на восприятие автомобиля. Для этого на карданах крестовины заменили шрусами. Улучшили шумоизоляцию, еще «поколдовали» с раздаткой… И это помогло!

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Но автомобиль уже не вписывался в современный рынок. Возможно, в первую очередь благодаря крайне слабой динамике. 80-сильный мотор… Началась активная разработка «Нивы» нового поколения. Вот что говорил директор СП Джеффри Гловер в интервью «Столице С» в 2013 году. «Этот автомобиль хорош и для города, и для сельской местности, и для бездорожья. Кроме того, он по-прежнему доступен, и мне это нравится. Такая проходимость за такие деньги? Мы предлагаем покупателю очень хорошую сделку! Что мне не нравится? Интерьер, он устарел. Некоторые компоненты не соответствуют требованиям времени, они устарели. Еще мне не нравится тот факт, что у «Нивы» нет автоматической коробки. По этой причине мы не можем обеспечить должный уровень продаж в Москве и Санкт-Петербурге. Все перечисленные недостатки мы будем исправлять на новом поколении автомобиля, будет и «автомат». На текущей модели внедрять какие-то глобальные изменения вроде коробки-автомата неэффективно. Понятно, что если в машине есть устаревшие компоненты, их нужно модифицировать. Но бывают и детали, которые хорошо себя зарекомендовали, они не ломаются, к ним нет претензий по качеству. Их можно заимствовать, то есть брать с прежней модели и ставить на новую. Так делает большинство автопроизводителей, и даже «Порше». Новое — не всегда значит лучшее. Это всегда риск. Люди должны быть уверены, что новое не принесет проблем, что деталь не сломается. Перемены — враг стабильности. Поэтому сейчас, когда у нас грядут эти самые перемены, мы должны обратить особое внимание на качество».

Прототип новой «Шеви-Нивы» даже презентовали на Московском автосалоне — 2014, но в стране грянул очередной кризис, а вместе с ним рухнул и автомобильный рынок… В общем, оживить проект «Шеви-Нива-2» не удалось, несмотря на высокую степень готовности модели (говорят, она прошла все ресурсные испытания в условиях и жаркого, и холодного климата). Но с уходом из России GM, который состоялся в том же 2014 году, и с выкупом Авто­ВАЗом оставшихся акций СП у проекта, кажется, появилось будущее, и история может сделать очередной виток.

Давайте порассуждаем. Два года назад на Московском автосалоне АвтоВАЗ показал прототип новой «Лады 4*4 Вижн». Яркой, молодежной, которой планируют заменить старушку 4*4 (ну не должен автомобиль в XXI веке ржаветь уже после схода с конвейера!). В прессе появилась информация, что сделают ее на базе «Дастера» (напомним, что тольяттинский автогигант входит в группу «Рено-Ниссан-Мицубиси»). Но все-таки «Дастер» — кроссовер без блокировок, хотя и мало уступающий по проходимости «Шеви-Ниве». И если в «семье» нежданно-негаданно появился почти готовый серийный внедорожник «Шевроле-Нива-2»… То, может, сделать из него новую «4*4»?! Точнее, «Ниву», ведь имя-то тоже вернулось в семью. С честью «похоронят» старую трехдверку, выпустив очередную юбилейную версию «Эльбрус-Урал-Жигули-Воробьевы горы СпешлЭдишн»… А? Интересно даже, что предпочтет АвтоВАЗ.

Но такие мысли пришли мне на ум после того, как я поездил на «переобувшейся» «Ниве». Может, с другими чувствами открывал бы эту тугую дверь, садился бы в это плохо двигающееся кресло, искал бы кнопку включения магнитолы, щурившись и создавая тень ладонями, пытался бы увидеть, горит ли пиктограмма кондиционера. Может, с уважением к возрасту легенды, а не со словами: «Да ёперный театр!» — с четвертого раза включал бы четвертую передачу… Может, может, может. Я все понимаю: «Нива» поедет только тогда, когда пройдет обкатку. Когда притрутся все эти неоднократно модернизированные шестерни в трансмиссии. А пока — не торопись. Займи правый ряд и не вздумай вылазить оттуда, даже когда уперся в троллейбус. А лучше сверни на плохую дорогу. Вот там ты поймешь, кто делает лучшие подвески для России.

Может, ничего и не менять, тем более что так уже поступил АвтоВАЗ? Он ровным счетом пока ничего не изменил, начав продажи машины с 21 июля («база» — 726 тысяч, машина в самой дорогой комплектации — 869 тысяч). Не считать же другие эмблемы на решетке радиатора, руле и экране мультимедийной системы? Исторический момент, друзья. Ждем слово АвтоВАЗа.

Закрыть