В России виадуков — не больше пары десятков, хотя «Википедия» и утверждает, что всего шесть единиц. Но совершенно точно, что в Поволжье такая переправа одна. Построена она чуть больше 100 лет назад и находится в Чувашии, всего в 3,5 часа езды от Саранска. Денис Тюркинотправился полюбоваться совершенно французскими видами.

На фотографию этого виадука я наткнулся случайно в Интернете и был удивлен, когда узнал, что он расположен в нашей стране, да еще и в 240 км от Саранска. Настолько впечатлился его необычным для обычного русского пейзажа видом, что хотел поехать туда уже на следующее утро. Но отложил поездку. И, как оказалось, правильно: через пару недель я уже смотрел на мост, приехав с оказией (отвез семью знакомых бездельников в аэропорт Казани, а это по пути).

Деревня Мокры, Канашский район Чувашии, в нескольких километрах от райцентра. Дорога нормальная, асфальтированная. Череда серых арок с массивными колоннами словно переносит тебя на европейский юг. И как странно, даже нелепо смотрится конструкция среди нищих домишек со ржавыми крышами. Как вообще эта красота могла здесь появиться?! «Википедия» дает две перекрестные версии. По первой, мост через овраг и речку Утку был построен для движения железнодорожных составов на ветке Арзамас — Шихраны в 1914–1918 годах «под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера». По второй, в 1913–1917 годах «по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия». Согласно «Википедии», в то время он являлся вторым по величине железобетонным сооружением в Европе. Но это вряд ли, и дальше вы поймете, откуда сомнения. Хотя размеры конструкции впечатляют. Высота — около 30 м, длина «воздушной» части — более 300 м, ширина — 4 м.

Характерная конструкция с массивными опорами и тонкими вертикальными «перепонками»-перегородками над арками — только у двух железнодорожных виадуков, расположенных в Пермском крае и построенных примерно в то же время (опоры обложены камнем, в отличие от мокринского). Сарсинский и бартымский виадуки. Но у первого только шесть пролетов, а у второго и вовсе четыре. Разве сравнишь с 15-ю мокринскими!
Но мне не нравится подобный подход интернет-энциклопедий. То ли эта версия, то ли другая. Наверняка вся документация есть в архивах. Стал искать выход на канашских краеведов. В краеведческом музее Канаша затруднились назвать точную датировку постройки объекта, признавшись, что конкретно по мосту в архивах не работали. Помогли журналисты канашской газеты, подсказавшие контакты бывшего учителя истории из деревни Мокры. Леонид Николаевич Михайлов вместе со своей дочерью Ольгой лично в архивах по мосту ничего не искали, но хотя бы делали запросы в ведомства разных городов. Ольге Леонидовне, как она мне пояснила, ответили из Мурома, где в советское время, судя по всему, располагалась обслуживающая интересующую нас ветку организация.

Ей прислали фотокопии отчета «об обследовании виадука через реку Квакушку на 655 км участка Арзамас — Канаш Казанской железной дороги, произведенном Мостоиспытательной станцией НИИЖТа(судя по всему, научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта — «С»)» от 27 августа 1953 года. В краткой справке в начале этого документа говорится, что «виадук рассчитан по нормам 1907 года и построен в 1915–1916 годах». Его длина «между задними гранями устоев (по сути, от первой опоры в насыпи до последней — «С») равна 368,35 м», а высота «от обреза фундамента в среднем пролете до подошвы рельсов — 23,7 м».

Дочь историка утверждает, что переправа создана по проекту русского инженера Григория Передерия, академика, специалиста в области мостостроения и строительной механики (1871, Ейск — 1953, Москва). Недолгий и неглубокий поиск в Интернете подтвердил ее слова. На сайте isaran.ru «Информационная система «Архивы Российской академии наук» размещен скан «Библиографии трудов академика Г. П. Передерия», датированный 1946 годом. И вот что читаем в главке «Проекты мостов»: «1917 г. Виадук 595 версты линии Арзамас — Шихраны (так до 1925 года назывался Канаш — «С») длиной 400 м (построен)».
Но в акте государственной историко-культурной экспертизы от 6 октября 2017 года (этот документ есть у дочери историка) фигурируют другие даты постройки. Процитируем: «Строительство моста связано с бурным строительством железных дорог в Российской империи в конце XIX века. По указу императора Александра III Акционерное общество «Московско-Казанская железная дорога» в 1891 году приступило к сооружению новой железнодорожной линии через Рязань, Саранск и Алатырь. Проект железнодорожного моста-виадука был разработан в 1902 году, в 1903 году были начаты подготовительные работы, с началом Русско-японской войны 1905 года работы были приостановлены, возобновлены в 1913 году под руководством немецкого инженера Гехарда Шумахера, завершены в 1915 году, в 1916 году мост был сдан в эксплуатацию».

Все смешалось! И Передерий, и Шумахер, и годы… Дальше я уже углубился в тему и на сайте Росавтодора rosavtodor.gov.ru в разделе «Книги» (есть и такой, представьте) нашел прекрасно выполненный скан произведения Передерия «Курс мостов. Конструкция, проектирование и расчет. Часть первая. Мосты малых пролетов. Каменные, деревянные и железные» (издано в 1931 году). Зачитавшись (какие там иллюстрации!), я уже захотел во дворе построить виадук, но вспомнил, что журналист. В исторической справке Передерий пишет, например, что Древний Рим «имел около 75 000 км шоссейных дорог, а до этого числа не дошла еще длина советской железнодорожной сети». Только за эти слова Григорий Петрович мог отправиться в длительную «командировку» куда-нибудь на север СССР, чтобы применять свои навыки мостостроения в условиях вечной мерзлоты и бараков, окруженных колючкой. В 1936 году, кстати, одного его сына осудили на 5 лет лагерей, и тот вскоре умер. Но — не об этом…

А вот о чем. В параграфе 4 главы 1 «Каменные мосты» Передерий довольно подробно рассказывает о виадуках Франции. Судя по всему, не прошла даром его командировка в 1908 году в эту страну, а также в Германию и Швейцарию «для ознакомления с практикой строительства мостов» (цитата из биографической справки сайта isaran.ru). И что же мы видим на странице 93? Схему виадука deCommelle (во французских источниках он называется deCommelles), построенного в 1858 году на железнодорожной ветке Париж — Крей (во времена Передерия название этого городка на севере Франции транслитерировали как «Крель»). 15 арок, ширина между колоннами по 19 м, длина около 400 м… Так это же мокринский виадук! С той лишь большой разницей, что viaducdeCommelles был каменным, а доморощенный чувашский — железобетонный. Еще небольшое отличие российского: расстояние между тремя центральными арками составляет 23,74 м, остальными же — 19,4 м.
Кстати, на момент возведения моста в Мокрах железобетон не был «инновационным материалом», как пишут многие российские интернет-источники. Строить из него начали в Европе (в первую очередь — в той же Франции, а также в Англии) чуть ли не в середине XIX века, в России — с конца XIX века. Активное применение железобетона для транспортных конструкций в нашей стране началось в 1910-е. В частности, первым крупным таким объектом стал мост в Лебедяни, очень похожий по конструкции на Посопский мост в Саранске. Первый был построен в 1910-м, второй — спустя два года одной и той же компанией «Грингоф и брат». Переправы эти возводились за несколько месяцев, а значит, технология была отработана от и до.

Но, конечно, 120-метровый лебедянский (в прошлом году он был закрыт для движения транспорта с введением в строй нового) и в два раза более короткий посопский уступают мокринскому не только в длине, но и красоте, и сложности возведения. Поэтому строение в Мокрах в какой-то степени уникально для России. И жаль, что заброшено. Да. Движение поездов там прекращено с 1986 года, когда был введен в эксплуатацию новый мост, расположенный с северной стороны Мокров, в полукилометре от старого. Рельсы разобрали, металлический парапет сняли… Вода точит железобетон, обнажая арматуру. Специальные водопропускные клапаны на поверхности виадука, естественно, забились… И при этом мост является всего лишь объектом культурного наследия районного (!) уровня. Так что езжайте, любуйтесь, пока не рухнул. Словно во Франции побываете. Кстати, «прародитель» мокринского виадука — deCommelles — был разрушен в 1985 году, прослужив 127 лет. На его месте выстроена современная конструкция. Конечно, вовсе не такая красивая…