Понедельник, 25 января

Мокринский мост. Из прошлого — в никуда?

В России виадуков — не больше пары десятков, хотя «Википедия» и утверждает, что всего шесть единиц. Но совершенно точно, что в Поволжье такая переправа одна. Построена она чуть больше 100 лет назад и находится в Чувашии, всего в 3,5 часа езды от Саранска. Денис Тюркинотправился полюбоваться совершенно французскими видами.

Нынешнее состояние моста. Фото: Денис Тюркин / Столица С

На фотографию этого виадука я наткнулся случайно в Интернете и был удивлен, когда узнал, что он расположен в нашей стране, да еще и в 240 км от Саранска. Настолько впечатлился его необычным для обычного русского пейзажа видом, что хотел поехать туда уже на следующее утро. Но отложил поездку. И, как оказалось, правильно: через пару недель я уже смотрел на мост, приехав с оказией (отвез семью знакомых бездельников в аэропорт Казани, а это по пути).

Деревня Мокры, Канашский район Чувашии, в нескольких километрах от райцентра. Дорога нормальная, асфальтированная. Череда серых арок с массивными колоннами словно переносит тебя на европейский юг. И как странно, даже нелепо смотрится конструкция среди нищих домишек со ржавыми крышами. Как вообще эта красота могла здесь появиться?! «Википедия» дает две перекрестные версии. По первой, мост через овраг и речку Утку был построен для движения железнодорожных составов на ветке Арзамас — Шихраны в 1914–1918 годах «под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера». По второй, в 1913–1917 годах «по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия». Согласно «Википедии», в то время он являлся вторым по величине железобетонным сооружением в Европе. Но это вряд ли, и дальше вы поймете, откуда сомнения. Хотя размеры конструкции впечатляют. Высота — около 30 м, длина «воздушной» части — более 300 м, ширина — 4 м.

Григорий Петрович Передерий. Фотоархив

Характерная конструкция с массивными опорами и тонкими вертикальными «перепонками»-перегородками над арками — только у двух железнодорожных виадуков, расположенных в Пермском крае и построенных примерно в то же время (опоры обложены камнем, в отличие от мокринского). Сарсинский и бартымский виадуки. Но у первого только шесть пролетов, а у второго и вовсе четыре. Разве сравнишь с 15-ю мокринскими!

Реклама

Но мне не нравится подобный подход интернет-энциклопедий. То ли эта версия, то ли другая. Наверняка вся документация есть в архивах. Стал искать выход на канашских краеведов. В краеведческом музее Канаша затруднились назвать точную датировку постройки объекта, признавшись, что конкретно по мосту в архивах не работали. Помогли журналисты канашской газеты, подсказавшие контакты бывшего учителя истории из деревни Мокры. Леонид Николаевич Михайлов вместе со своей дочерью Ольгой лично в архивах по мосту ничего не искали, но хотя бы делали запросы в ведомства разных городов. Ольге Леонидовне, как она мне пояснила, ответили из Мурома, где в советское время, судя по всему, располагалась обслуживающая интересующую нас ветку организация.

Схема французского виадука de Commelles…

Ей прислали фотокопии отчета «об обследовании виадука через реку Квакушку на 655 км участка Арзамас — Канаш Казанской железной дороги, произведенном Мостоиспытательной станцией НИИЖТа(судя по всему, научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта — «С»)» от 27 августа 1953 года. В краткой справке в начале этого документа говорится, что «виадук рассчитан по нормам 1907 года и построен в 1915–1916 годах». Его длина «между задними гранями устоев (по сути, от первой опоры в насыпи до последней — «С») равна 368,35 м», а высота «от обреза фундамента в среднем пролете до подошвы рельсов — 23,7 м».

…и виадука в Мокрах

Дочь историка утверждает, что переправа создана по проекту русского инженера Григория Передерия, академика, специалиста в области мостостроения и строительной механики (1871, Ейск — 1953, Москва). Недолгий и неглубокий поиск в Интернете подтвердил ее слова. На сайте isaran.ru «Информационная система «Архивы Российской академии наук» размещен скан «Библиографии трудов академика Г. П. Передерия», датированный 1946 годом. И вот что читаем в главке «Проекты мостов»: «1917 г. Виадук 595 версты линии Арзамас — Шихраны (так до 1925 года назывался Канаш — «С») длиной 400 м (построен)».

Но в акте государственной историко-культурной экспертизы от 6 октября 2017 года (этот документ есть у дочери историка) фигурируют другие даты постройки. Процитируем: «Строительство моста связано с бурным строительством железных дорог в Российской империи в конце XIX века. По указу императора Александра III Акционерное общество «Московско-Казанская железная дорога» в 1891 году приступило к сооружению новой железнодорожной линии через Рязань, Саранск и Алатырь. Проект железнодорожного моста-виадука был разработан в 1902 году, в 1903 году были начаты подготовительные работы, с началом Русско-японской войны 1905 года работы были приостановлены, возобновлены в 1913 году под руководством немецкого инженера Гехарда Шумахера, завершены в 1915 году, в 1916 году мост был сдан в эксплуатацию».

Фото сделано в начале 80-х мокринским учителем истории Леонидом Михайловым

Все смешалось! И Передерий, и Шумахер, и годы… Дальше я уже углубился в тему и на сайте Росавтодора rosavtodor.gov.ru в разделе «Книги» (есть и такой, представьте) нашел прекрасно выполненный скан произведения Передерия «Курс мостов. Конструкция, проектирование и расчет. Часть первая. Мосты малых пролетов. Каменные, деревянные и железные» (издано в 1931 году). Зачитавшись (какие там иллюстрации!), я уже захотел во дворе построить виадук, но вспомнил, что журналист. В исторической справке Передерий пишет, например, что Древний Рим «имел около 75 000 км шоссейных дорог, а до этого числа не дошла еще длина советской железнодорожной сети». Только за эти слова Григорий Петрович мог отправиться в длительную «командировку» куда-нибудь на север СССР, чтобы применять свои навыки мостостроения в условиях вечной мерзлоты и бараков, окруженных колючкой. В 1936 году, кстати, одного его сына осудили на 5 лет лагерей, и тот вскоре умер. Но — не об этом…

Фото: Денис Тюркин / Столица С

А вот о чем. В параграфе 4 главы 1 «Каменные мосты» Передерий довольно подробно рассказывает о виадуках Франции. Судя по всему, не прошла даром его командировка в 1908 году в эту страну, а также в Германию и Швейцарию «для ознакомления с практикой строительства мостов» (цитата из биографической справки сайта isaran.ru). И что же мы видим на странице 93? Схему виадука deCommelle (во французских источниках он называется deCommelles), построенного в 1858 году на железнодорожной ветке Париж — Крей (во времена Передерия название этого городка на севере Франции транслитерировали как «Крель»). 15 арок, ширина между колоннами по 19 м, длина около 400 м… Так это же мокринский виадук! С той лишь большой разницей, что viaducdeCommelles был каменным, а доморощенный чувашский — железобетонный. Еще небольшое отличие российского: расстояние между тремя центральными арками составляет 23,74 м, остальными же — 19,4 м.

Кстати, на момент возведения моста в Мокрах железобетон не был «инновационным материалом», как пишут многие российские интернет-источники. Строить из него начали в Европе (в первую очередь — в той же Франции, а также в Англии) чуть ли не в середине XIX века, в России — с конца XIX века. Активное применение железобетона для транспортных конструкций в нашей стране началось в 1910-е. В частности, первым крупным таким объектом стал мост в Лебедяни, очень похожий по конструкции на Посопский мост в Саранске. Первый был построен в 1910-м, второй — спустя два года одной и той же компанией «Грингоф и брат». Переправы эти возводились за несколько месяцев, а значит, технология была отработана от и до.

Непосредственно к виадуку примыкает жилая застройка, которая, несомненно, портит вид на творение Передерия. Но посмотрите на фото: владелец этого дома при постройке забора (или гаража?) явно вдохновлялся «соседом»! Фото: Денис Тюркин / Столица С

Но, конечно, 120-метровый лебедянский (в прошлом году он был закрыт для движения транспорта с введением в строй нового) и в два раза более короткий посопский уступают мокринскому не только в длине, но и красоте, и сложности возведения. Поэтому строение в Мокрах в какой-то степени уникально для России. И жаль, что заброшено. Да. Движение поездов там прекращено с 1986 года, когда был введен в эксплуатацию новый мост, расположенный с северной стороны Мокров, в полукилометре от старого. Рельсы разобрали, металлический парапет сняли… Вода точит железобетон, обнажая арматуру. Специальные водопропускные клапаны на поверхности виадука, естественно, забились… И при этом мост является всего лишь объектом культурного наследия районного (!) уровня. Так что езжайте, любуйтесь, пока не рухнул. Словно во Франции побываете. Кстати, «прародитель» мокринского виадука — deCommelles — был разрушен в 1985 году, прослужив 127 лет. На его месте выстроена современная конструкция. Конечно, вовсе не такая красивая…

Комментарии
Закрыть
Реклама
Закрыть