Понедельник, 25 января

Какие болевые точки устраняет «дорожный» нацпроект в Саранске в этом году

В Саранске кипят дорожные работы. А куда деваться, когда жизнь продолжается? Фото: Денис Тюркин / Столица С

Почти 350 тысяч человек живет в городском округе Саранск, здесь же сосредоточено более трети парка транспортных средств региона. Потому именно здесь наиболее заметно раздражение людей некачественными дорогами. В этом сезоне на замену асфальта, бордюров и установку знаков в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в столице в общей сложности будет потрачено около 304 миллионов рублей. Денис Тюркин посмотрел на то, что сделано и что предстоит успеть сделать.

Отставание нивелируется

В списке дорог на ремонт в Саранске — 21 объект протяженностью более 13 км. Недавно «Столица С» сообщала, что заказчики разных уровней (в том числе саранская администрация) немного затянули с включением в план-график торгов дорожных объектов. Например, по состоянию на 8 июля в регионе было законтрактовано 66 объектов из 75 (согласно данным системы оперативного управления «Эталон», опубликованным на сайте нацпроекта bkdrf.ru). В процентном соотношении данный показатель был равен 88, что ставило нашу республику на седьмое место с конца, если ранжировать регионы по степени законтрактованности. Хуже ситуация была только в Республике Крым (14,86 %), Чукотском автономном округе (50 %), Ивановской области (69,49 %), Пермском крае (70,91 %), Сахалинской области (82,14 %) и Приморском крае (87,5 %). В 56 регионах заказчики заключили с исполнителями контракты по 100 % запланированным к ремонту или строительству объектам. Основной заказчик в Мордовии — Управление автомобильных дорог, у него 39 объектов из 39 законтрактовано. Остальные заказчики — это муниципалитеты, в частности саранский. Затягивание процедуры может привести к тому, что подрядчик выйдет на дороги к осени с ее непогодой. Это может повлиять на качество выполненных работ. Но по состоянию на 20 июля в Мордовии законтрактовано уже 96 % объектов. В Саранске осталось проторговать один важный и крупный лот, об этом позже.

Где поменяли асфальт?

Реклама

Сначала стоит рассказать об улицах, где асфальт уже обновили. За 4,5 миллиона рублей восстановили покрытие на улице Московской на перекрестках с Республиканской и Невского. Это были совсем маленькие пятачки, но с такими большими ямами, объехать которые не было никакой возможности, потому водители негодовали. И это слишком мягкое описание эмоций. Ямы заваливались щебнем, но уже после первого дождя щебень вымывало, и все повторялось. Поэтому даже приведение в порядок такого маленького участка принесло положительные эмоции.

Наконец-то кончился ад на Большевистской (378-метровый отрезок) от Васенко до Промышленного проезда, где в последние годы активно строились многоэтажки и тяжелые грузовики все увеличивали и увеличивали ямы. На «борьбу с адом» было выделено 13 миллионов 600 тысяч. Этот отрезок Большевистской используется не только для подъезда к новым многоэтажкам (а там теперь живет очень много людей), но и в качестве части опорной сети дорог. Направляясь, например, в ГИБДД, можно проехать там, а не через перекресток Васенко — Пролетарская со светофором.

Далее. За 9,5 миллиона рублей починили полукилометровый отрезок дороги на Попова от Расковой до Комарова. И не просто уложили новый асфальт (там тоже были ямы и огромные трещины), но и создали парковочные карманы. Расширение на данном участке планировалось еще несколько лет назад, о чем «С» писала, но только сейчас благодаря нацпроекту администрация смогла выполнить эти работы.

На Химмаше дорожники уложили новый асфальт на улице Пуркаева (248 м и 4,7 миллиона рублей) и Гожувской от Косарева до Бибиной (протяженность — 620 м, потрачено 10 миллионов). На Гожувской осталось «протянуть» новые тротуары. Там же нужно будет создать искусственные неровности. Парадокс: раньше люди жаловались на разбитую дорогу, сейчас, когда появился новый асфальт, жалуются на быстрых ездоков.

Восстановлено асфальтовое покрытие в самом центре города, на улице Мордовской от Невского до Первомайской (550 м и 11 миллионов 271 тысяча). На примыкающую улочку — Первомайскую протяженностью всего 170 м — выделено 2,5 миллиона рублей. Там — и Пушкинский парк с зоопарком, и многоэтажки, и детский сад, и поликлиника… В общем, востребованный участок.

Еще весной за 21,4 миллиона рублей устранили «танковый полигон» на улице Октябрьской в Луховке (примерно от пруда до поворота на Булгаково). Это 1,5 км. Настолько большие трещины там были, что ездить было почти невозможно. А ведь это главная дорога, ведущая к восьмитысячной Луховке! Плюс по ней же едет поток на Кочкурово и Пензу. Кстати, возле остановок общественного транспорта на данном участке создали интересные искусственные неровности. Они достаточно широкие, но не высокие, что позволяет проехать их на скорости около 30 км/ч. То есть функции торможения потока они выполняют, но при этом не раздражают водителей, как те лежачие полицейские, перед которыми нужно останавливаться почти полностью, переключаясь на первую передачу. Единственный негативный момент: до сих пор там так и не нанесли разметку. Пора бы!

Невероятно разбитой была дорога на Евсевьева от Ульянова до Транспортной (630 м) на Юго-Западе. Всё починили за 15 миллионов рублей. Важно, что и по Евсьевьева, и по Октябрьской в Луховке ездит общественный транспорт, там проходит несколько маршрутов. То есть большое число людей ранее испытывали дискомфорт, проезжая по данным участкам и в качестве пассажиров.

Продолжим. На Химмаше теперь новый асфальт во внутриквартальном проезде, ведущем к дому № 42/3 на Севастопольской мимо Октябрьского районного суда (300 м и 4,45 миллиона). Переместимся на Юго-Запад. За 7,7 миллиона рублей восстановили асфальтовое покрытие на 680-метровом отрезке на Щорса от Филатова до Кошевого, а также на Лазо от Щорса до Фурманова (200 м и 4,5 миллиона). Щорса памятна многим тем, что там этой зимой застрял реанимобиль. Просто провалился в яму и «лег» на пороги. Хотя капитальный ремонт участка прошел осенью 2011 года, ямы уже стали появляться через пару лет… Про Щорса еще стоит сказать вот что. Власти отреагировали на замечание журналистов «С» об отсутствии части тротуаров. В торце дома № 14 таковой появился. Конечно, неплохо было бы перепроектировать участок так, чтобы тротуары не прерывались парковками.

Там же, на Юго-Западе, привели в порядок улицу Расковой от проспекта 50 лет Октября до Фурманова, за 9,4 миллиона рублей заасфальтировав 400 метров «разбомбленной» дороги, которая, по официальным данным, в последний раз ремонтировалась в 2014 году.

Внушительную сумму — 29 миллионов 788 тысяч — потратили на замену асфальта на 314-метровом участке улицы Севастопольской от кольца у гипермаркета «Магнит» в сторону проспекта 70 лет Октября. На самой круговой развязке водителей давно мучили внушительные трещины, да и дальше покрытие было некачественным. На Севастопольской завершают перекладку коммуникаций, дорожная одежда для этого вскрывалась, поэтому новый асфальт там пришелся кстати. За 4 миллиона рублей восстановили покрытие на 300-метровом участке Хмельницкого от Гагарина до Титова, не ремонтировавшегося долгие годы из-за активного жилого строительства в округе.

Начало работ

Теперь о том, где работы только начались. За 16,7 миллиона восстановят километровый дублер Коваленко. Там активно идет фрезерование старого покрытия. Дорога очень важна не только как подъезд к торговому центру «Глобус», но и к многочисленным многоэтажным домам. Фрезерование ведется и еще на одном важном участке, проклинаемым всеми, — 1-й Промышленной улице от Пролетарской до Лямбирского шоссе (1,48 км). На нее потратят 29 миллионов рублей. Там находятся несколько производств плюс по участку этой улицы ездит маршрутный автобус. Помимо замены верхнего покрытия дорожникам придется в двух местах проложить водопропускные трубы.

Ремонт еще не стартовал

Пока не начались работы на внутриквартальном дублере (390 метров) проспекта 60 лет Октября от Лямбирского шоссе до дома № 19. Ремонт там последний раз, судя по официальным данным саранской Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства, был 27 (!) лет назад. На восстановление асфальтового покрытия и бордюров выделяется 4 миллиона рублей.  За 6,1 миллиона должны отремонтировать внутриквартальный проезд (630 метров) от проспекта 60 лет Октября до рынка «Ринг» (восточная сторона) там же, на Светотехстрое. Дорожной технике только предстоит выйти на Школьную площадь в Николаевке (380 м), которая официально не ремонтировалась никогда (!). И вот за 7 миллионов 160 тысяч ее должны привести в порядок. Огромное число нареканий от горожан поступает на улицу Кооперативную в той же Николаевке (760 метров). На нее выделяется 6,6 миллиона рублей, и работы должны вот-вот начаться.

Теперь — о самом крупном городском объекте. Это проспект 70 лет Октября от Короленко до Бибиной (1,97 км). Проезжая часть там очень широкая. Если на участке от Бибиной до Косарева это всего две полосы, от Короленко до Севастопольской — четыре, то от Севастопольской до Косарева — уже шесть. Предварительная сумма, выделяемая на капремонт, — 85 миллионов рублей. Контракт по объекту пока не заключен. По словам Петра Тултаева, документация проходит госэкспертизу. Чиновники даже рассматривали вариант замены объекта сразу на несколько мелких. Чтоб всем сестрам по серьгам, так сказать. Но в итоге все же остановились на проспекте…

Наконец, последний момент. Согласно почти всем заключенным контрактам, работы по объектам должны быть завершены в сентябре, либо октябре, либо ноябре 2020 года. В первую очередь дорожники, конечно, меняют асфальт. Кое-где в этот срок нужно будет установить дорожные знаки и восстановить земляное покрытие на газонах.

Тултаев

18 июля глава администрации городского округа Саранск Петр Тултаев оценил, как ведется дорожный ремонт на Химмаше. На перекрестке улиц Гожувской и Пуркаева, где дорожники клали новый асфальт, градоначальник пообщался с журналистами. «Во-первых, я должен сказать благодарность президентской программе «Безопасные и качественные дороги», — заявил Тултаев. — Все эти дороги, что мы делаем, это не для какой-то галочки… Возьмите улицу Гожувскую, где мы сейчас стоим. К сожалению, так складывалась ситуация, что здесь долгое время дорог не было. И вот все эти дороги, что мы сейчас ремонтируем… Ситуация с ними мало чем отличалась. С большой натяжкой можно было говорить, что это дороги. Много было нареканий по улицам Попова, Евсевьева, Щорса… На Щорса весной скорая помощь застревала, и нас сильно ругали люди. Некоторые говорят, что внутриквартальные дороги не обязательно чинить в первую очередь. Но это жизнь! Люди по ним каждый день ездят, каждый день с проблемами сталкиваются. Если говорить о каких-то крупных проектах, то они, конечно, все нужны. Но если при этом во дворах, внутриквартальных проездах невозможно пройти, детям на велосипедах невозможно проехать, то вряд ли стоит ожидать одобрения каких-то крупных проектов. Вот это близко к людям, им это понятно. И вот с президентским нацпроектом, как нигде, силен народный контроль. Мы каждый день проводим проверки (по вечерам, утрам бываем), но люди, местные жители, еще раньше нас смотрят, оценивают, подходят к строителям, что-то подсказывают и внимательно следят за качеством работ. И мы за это им очень благодарны! Работы по нацпроекту в Саранске мы начали с Юго-Запада, перешли в Центр, потом на Химмаш… Сейчас вот пришли на Светотехстрой. Началось фрезерование на Промышленном шоссе. После займемся внутриквартальными проездами по проспекту 60 лет Октября. Дальше — Николаевка, улица Кооперативная и Школьная площадь. Наконец, останется проспект 70 лет Октября. Проект есть, смета есть, на следующей неделе (напомним, беседа проходила 18 июля — «С») будем торговать объект. Почему затягивали конкурсные процедуры по проспекту 70 лет Октября? К моему стыду, в Саранске есть немало дорог в худшем состоянии, и мы планировали вместо проспекта сделать девять участков дорог на эту же сумму. Но все-таки остановились на проспекте…»

Затем Петр Тултаев поделился предварительными планами по «дорожному» нацпроекту на следующий год. «У нас есть сметы с заключением госэкспертизы на 15 дорог по 15 улицам, — заметил градоначальник. — В частности, улица Расковой от Ульянова до проспекта 50 лет Октября. В этом году мы там ямочный ремонт сделали, но нужно делать капитальный ремонт (остается надеяться, что на улице будет грамотно спроектирована ливневая канализация, иначе асфальт смоет талыми водами, текущими из леса весной, и дождями, как это уже бывало не раз; ведь в последний раз там асфальт ПОЛНОСТЬЮ перекладывали в 2014 году к визиту Патриарха Кирилла, открывавшего храм на Юго-Западе — «С»). Далее. Проспект 50 лет Октября, улица Грузинская, улица Комарова и так далее. Общая протяженность участков — 11,5 км, а стоимость работ предварительная — 198 миллионов рублей. Пока. Но мы надеемся, что количество дорог (которые можно будет включить в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»— «С») увеличится, потому что потребность в городе как минимум в два раза больше. Также мы заключили контракты на 27 миллионов на ямочный ремонт в городе. Расчеты сделали, оказалось, что у нас более 22 тысяч ям. Таких крупных, неприятных. Сейчас заделано более 16 тысяч ям. Мы сосредоточились на магистральных дорогах, внутриквартальных проездах, заездах во дворы. Работа будет продолжаться до тех пор, пока погода позволяет. Нам нужно как минимум 10 миллионов рублей еще на эти цели. Большая потребность ремонта во дворах. К сожалению, не всегда хватает средств. Есть такая особенность: у нас действует запрет на капитальные вложения, мы не можем свои финансы тратить. Как известно, заключена договоренность между Минфином РФ и Мордовией, муниципалитетами. Суть следующая: если есть федеральная составляющая, мы можем свои (муниципальные — «С») деньги тратить, если нет — то не можем».

Мэр напомнил о болевой точке — улице Солнечной, которая не будет устранена и в текущем году. «Еще в 2019 году мы разработали проектно-сметную документацию на капитальный ремонт этой дороги протяженностью 1 километр 300 метров, — сообщил Тултаев. — Общая стоимость — 139 миллионов рублей. Будет два этапа — от Лямбирского шоссе до разворотного кольца у школы № 10. Стоимость — 100 миллионов рублей. Там дорога будет расширяться, будут строиться парковки. Второй этап — от разворотного кольца до улицы Пушкина. К сожалению, средств на эти объекты пока нет и в этом году мы не сможем капитально отремонтировать. Но через две недели встаем туда на ямочный ремонт. Попытаемся сделать, чтобы эту осень и зиму дорога выдержала. А далее попробуем с помощью депутатов Госдумы войти в федеральные программы и получить эти 139 миллионов рублей на ремонт этой многострадальной дороги. Люди, пока не сделаешь, не поверят. Нас часто ругают за наши обещания. Но мы исходим из тех возможностей, которые есть. Мы стареемся. К сожалению, бюджет муниципальный складывается напряженно, и, конечно, нам хотелось бы более ощутимую помощь из других уровней бюджетов…»

Комментарии
Закрыть
Реклама
Закрыть