Вторник, 11 августа

«Любовь — это… «Сон»

В Саранске открылась первая послесамоизоляционная выставка

Фото: Юрий Кемаев / Столица С

В среду, 8 июля, в Выставочном зале Мордовского музея изобразительных искусств имени Эрьзи (Советская, 29) открылась III республиканская художественная выставка «ART-Fresh».  Она приурочена ко  Дню семьи, любви и верности и получила название «Любовь – это…» . Живописцы, фотографы, скульпторы, визионеры поделились с публикой своим видением этого извечного вопроса, который встречался нам на вкладышах жевательной резинки.

Фото: Юрий Кемаев / Столица С

Первым делом посетителя встречает освященная икона святых преподобных Петра и Февронии Муромских, в честь поминовения которых и был учрежден праздник — День семьи, любви и верности. Тут же разместились несколько полотен на религиозную тематику: крещение, лик Богоматери, деревянная статуэтка Старца Серафима Ивана Козина, картина Степана Короткова. Их сменяет более привычные темы для местных мастеров кисти. Бессчисленные цветочные натюрморты и статичные городские пейзажи. Дабы мы не забывали тему выставки, на стенах меж полотен размещены отрывки из лучших образчиков литературы, прославляющей любовь и прекрасную половину человечества. Вот цитата Иоанна Златоуста и выдержка из «Домостроя». По соседству с ним притаилось стихотворное послание Байрона.

Фото: Юрий Кемаев / Столица С

Вдруг, размеренность цветочно-городского бытия прерывает «Яблочный спас» Никиты Пичугина. Теплая прохлада деревенского оазиса отправляет тебя в интимную кладовую. Подобное чувствовал ресторанный критик Антуан Эго из оскароносного «Рататуя»: «Я снова маленький, солнце яркое, мама опять сильнее всех в мире…»

Темой детства объединены и семь работ Людмилы Калчановой-Нарбековой, занявших «несущую» стену. Перед нами буквально биография художника. Ее наследие. Куда сложнее видится замысел Александра Ливанова. В его работе «Темнолет La TENTIS», поначалу кажется, только разрозненные буквы. Но спустя мгновение они трансформируются в зацикленную словно уроборос фразу: «ПРОСТО НОЧЬ ЛЕТИ». А потом снова распадаются на фрагменты.

Увы, но третья выставка «ART-Fresh» оказалась не столь разнообразны в жанровом плане, как предыдущая. Концептуальность носила однообразный характер в плане выборов сюжетов и жанровых решений. Эмоциональную глубину черно-белых рисунков Натальи Качановой,  нарушали этнографические эрзацы, преследующие тебя повсюду. Но тут же ты устремляешь взгляд на «Мальчика с автоматом» Георгия Саковича. Вот, он сидит, обняв автомат Калашникова, глядя прямо нам в глаза, либо своему врагу. Через мгновение мальчика не станет. И  он не успеет познать «любовь», пострадав за человеческие грехи.

Фото: Юрий Кемаев / Столица С

«Любовь — это …  «Сон». Таким видится ответ на канонический вопрос Мастеру Ш. Смотришь на полотно этого загадочного автора и думаешь, что ты попал в чье-то сновидение. Возможно, Мишеля Гондри или самого Марка Шагала. С последним видимо у Мастера особая связь. Ибо «Сон» и «Сон в летнюю ночь» цитируют великого белорусского творца. В «Ура, Море!», «Мелодия любви»и «Осени» Никита Шалдыбин, таящийся по этим замысловатым псевдонимом,  обжигает зрителя своими яркими и насыщенными цветами. От такого великолепия не хочется отходить.