«Один из секретов нашего успеха — ​всесторонняя поддержка руководства республики!»

Республиканскому лицею для одаренных детей исполнилось 10 лет

Евгений Вдовин: «За 10 лет у нас не было проблем со сдачей ЕГЭ, а в прошлом году мы вообще побили рекорд — ​у нас было 10 стобалльников. Это очень высокий уровень…» Фото: Столица С

11 мая 2010 года распоряжением Правительства Мордовии был создан лицей для одаренных детей. Тогда Президентом России был Дмитрий Медведев, и на заседании Правительства он дал поручение субъектам РФ разработать комплекс мер по поддержке талантливых детей на местах. Регион‑13 одним из первых включился в эту работу. Сейчас в местном лицее обучаются ребята из разных уголков страны. О том, как в республике раскрывают талант каждого ребенка, Анне Оправхат рассказал директор Евгений Вдовин.

Директор встретил корр.«С» в большом холе, увешанном наградами и фотографиями лицеистов, флагами регионов, из которых те прибыли… «Лицей сравнительно молод — ​10 лет, но уже есть заметные достижения, — ​начал Вдовин. — ​Обучение ведется с 7 по 11 класс по математическому, физическому и химико-биологическому профилям. На математическом ​профильными предметами являются математика, информатика и программирование, на физическом — ​физика и астрономия, на химико-биологическом — ​химия, биология и экология. Благодаря такому разделению мы можем давать более глубокое и индивидуализированное образование. Особенность еще и в том, что у нас обучаются дети не только из Саранска и районов республики, но и из субъектов России. В настоящее время у нас 341 обучающийся, в том числе — 64 ученика из 25 регионов страны. Большое внимание мы уделяем олимпиадам. Одно дело, когда ребенок изучил материал и пересказал, а другое — ​когда он применил знания на практике. Для себя мы условно делим олимпиады на три группы по аналогии со спортом — ​физкультура, спорт и спорт высоких достижений. «Физкультура» — ​это олимпиады регионального уровня, «спорт» — ​олимпиады федерального уровня, «спорт высоких достижений» — ​международные и мировые олимпиады. Благодаря поддержке руководства республики мы имеем возможность вывозить детей за пределы региона и страны. Расходы на это заложены в бюджете лицея. Не варимся в своем соку, а набираемся опыта, участвуя во всевозможных тренировочных сборах, профильных лагерях, тренировочных олимпиадах. Сотрудничаем с президентским лицеем № 239 Санкт-Петербурга, физико-математическим лицеем № 31 Челябинска, с президентским центром «Сириус» и др. Сотрудничество с «Сириусом» вышло на высокий уровень. Раньше мы просто отправляли детей на смены, а теперь там преподают наши педагоги. Ряд наших педагогов преподают и для педагогов России. «Сириус» признал нас опорной школой, их по России всего около двадцати. Девиз нашего учреждения — ​слова Владимира Путина: «Знание — ​лучшая валюта XXI века». На международные олимпиады могут приехать любые участники, а в мировых ​участвуют лишь прошедшие жесткий отбор. По результатам российской олимпиады дети проходят серьезный отбор, и на мировые олимпиады едут единицы. Мы сотрудничаем также с нашими предприятиями. Многие лабораторные установки сделаны благодаря им. Заключили договоры о сотрудничестве со многими вузами страны. За весь период наш лицей окончили порядка 600 обучающихся. 60 % уезжают в вузы за пределы республики, 40 % остаются в Мордовии. Подчеркну, что это плавающие цифры — ​кто-то переводится из Москвы обратно в наши вузы, а кто-то, наоборот, в процессе учебы переводится и уезжает в Москву».

Когда лицей только создавался, на работу брали учителей школ Мордовии, а те в процессе повышали квалификацию вместе с учениками на тренировочных сборах, профильных лагерях и всевозможных олимпиадах. Сегодня  благодаря республиканскому финансированию есть возможность приглашать к себе ведущих педагогов и ученых России с лекциями и семинарами. «Коллектив формировался вместе с лицеем, — ​продолжил Евгений Вдовин. — ​Были и приглашенные — ​Юрий Сергеевич Синицын, Дмитрий Владимирович Подлесный, а в остальном все окончили мордовские вузы и совершенствовались на трудовой практике в лицее. Мы уделяем внимание не только образовательной части, но и воспитательной. И в этой части выступаем за двигательную активность детей. Учебный процесс заканчивается в 18.00. Важно, чтобы ребенок развивался не только умственно, но и получал физическую нагрузку. Для этого у нас есть спортивные секции и кружки. Также действует клуб «Что? Где? Когда?» и патриотический клуб «Адмирал». Ежегодно летом наши дети выезжают в места, где проходила Великая Отечественная война, занимаются раскопками и «поднимают» павших бойцов. Учиться у нас сложно, но интересно. Дети не корпят целыми днями за учебниками, у них нормальная подростковая жизнь со всеми эмоциями. Образование индивидуализированное, и если дети готовятся к какой-то олимпиаде, мы обеспечиваем им индивидуальную траекторию в учебном процессе.

Определяя понятие «одаренные дети», надо отметить, что прежде всего это дети, имеющие внутренние предпосылки (зачастую скрытые) к выдающимся достижениям и большое упорство в области своих интересов. Чтобы ребенок проявил свои таланты, должны сложиться три составляющие: среда, в которую он попадает, квалификация педагогов и трудоспособность самих детей, их самодисциплина. Я думаю, что нет «неодаренных», все дети от природы чем-то одарены — ​кто-то в плане спорта, кто-то в плане искусства и музыки, кто-то в плане наук. Один ученик, который приехал к нам из Московской области, говорил: «В своей прежней школе, занимаясь до 14.00, я уставал больше, чем здесь — ​до 18.00». Здесь он занимался любимым предметом и чувствовал отдачу педагогов».

Этой весной лицей вместе со всей страной перешел на дистанционное обучение. Для организации учебного процесса лицей применял интернет-платформы, электронные ресурсы — ​видеокамеры, интерактивные доски, вещал на всю Россию. «Во время пандемии наши дети были вынуждены разъехаться по своим регионам, — ​пояснил директор. — ​Все находились по месту своей прописки. За время дистанционного обучения я сам неоднократно связывался с учениками и родителями. Считаю, что мы справились. Могу судить лишь по нашей образовательной организации — ​пока серьезных упущений я не увидел. У нас был и родительский чат, и преподавательский чат, видео-конференц-связь. Дистанционное обучение дало определенный толчок некоторым педагогам. Кто-то был близок со всевозможными электронными приборами, а кому-то пришлось научиться. С правовой стороны мы не можем отделять родителей от детей. С точки зрения закона, Конституции, закона об образовании, семейного права, за обучение и воспитание в первую очередь несет ответственность родитель. Понятно, что ничто не заменит живое общение с педагогами и своими сверстниками. Надеюсь, это не повторится. Ну а если что, мы готовы. Уже известно расписание ЕГЭ. Дети имеют право сдавать экзамены на местах. Многие у нас изъявили такое желание и будут сдавать экзамены по месту пребывания. На первом месте — ​сохранение здоровья детей. Пакет документов отправляется в регионы, родители связываются с пунктами сдачи ЕГЭ. Любая региональная олимпиада в пять раз сложнее ЕГЭ. Понятно, что нельзя исключать психологические моменты, волнение. Иногда ситуация просто нагнетается родителями. За 10 лет у нас не было проблем со сдачей ЕГЭ, а в прошлом году мы вообще побили рекорд — ​у нас было 10 стобалльников. Это очень высокий уровень».

В лицее действуют приемные испытания, в зависимости от профиля дети сдают вступительные экзамены. Есть возможность поступить в любой класс, и сроки вступительных экзаменов по времени не ограничены. Нужно лишь зайти на сайт лицея, заполнить анкету и прислать ее на адрес электронной почты. Затем преподаватель назначает день сдачи экзаменов. Для всех поступающих — ​русский язык и математика, остальные предметы зависят от профиля. «В сухом остатке поступают почти все, — ​сообщил Вдовин. — ​Если экзамен не сдан, мы проводим работу над ошибками, поясняем просчеты. Через две недели можно прийти еще раз. Быть круглым отличником — ​не самоцель, на первом месте должна быть жажда знаний. Места для проживания предоставляются обычно для иногородних обучающихся. Бывает так, что ребенок, проживающий в Саранске, готовится к большой олимпиаде и ему нужно абстрагироваться, погрузиться в предмет. Мы идем навстречу и заселяем в этот период в отдельную комнату, если позволяет жилой фонд. Конечно, дети в седьмом классе еще привязаны к дому, родителям. Мы занимаем их досуг, ребенок ни на минуту не остается один. Он с педагогами, воспитателями. Мы стараемся минимизировать переживания. Иногородним родителям обеспечиваем проживание, когда они приезжают навестить. Для любого родителя свой ребенок самый лучший. Мы постоянно созваниваемся. К каждому классу прикреплен не только классный руководитель, но и воспитатель… Один из секретов нашего успеха — ​хорошие педагоги. У нас есть корифеи, мэтры своего дела — ​это Дмитрий Владимирович Подлесный, Любовь Алексеевна Панкратова, Александр Иванович Перегудин, Татьяна Владимировна Саушкина, Сергей Федорович Серов, Людмила Ивановна Юркина, Валентина Викторовна Щурина, Татьяна Георгиевна Боронина, Сергей Николаевич Сабаев, Виталий Васильевич Радайкин, Юрий Сергеевич Синицын, Алексей Николаевич Протченко, Дмитрий Андреевич Хлевин, Евгений Александрович Келин, Ирина Вячеславовна Тарасова и многие другие. Это педагоги-наставники, на которых держится образовательный процесс. Их знают и за пределами республики. У нас есть и молодая поросль педагогов: Андрей Иванович Кулягин, Юлия Владимировна Понкратова, Алексей Валерьевич Коровин, Максим Сергеевич Челышов, Виктория Валентиновна Ушкина и многие другие. Как я уже говорил, мы имеем возможность приглашать педагогов со всей страны для лекций и семинаров. К нам приезжают и сотрудничают дистанционно Александр Сергеевич Голованов, Дмитрий Анатольевич Александров, Борис Борисович Эскин, Борис Павлович Косяков, Иван Александрович Иогаревич, Григорий Филиппович Шовкопляс и другие. Серьезных конфликтных ситуаций между учениками и педагогами у нас никогда не было и, надеюсь, никогда не будет. Нельзя переходить рамки дозволенного. Должно быть взаимопонимание и взаимоуважение. В чем же формула успеха? Всесторонняя поддержка руководства нашей республики, благодаря которой лицей имеет возможность организовывать индивидуализированное образование с отдельной траекторией для каждого обучающегося, участие за пределами региона на всевозможных учебно-тренировочных сборах и профильных лагерях. И, конечно же, профессиональный педагогический коллектив.

Корр.«С» также удалось пообщаться с учителями лицея. «Я окончил Институт физики и химии МГУ имени Огарева, — ​рассказал куратор направления химии Дмитрий Хлевин. — ​Уже во время обучения у меня появилась мысль стать учителем. Поступил в аспирантуру Московского госуниверситета и там окончательно принял решение. Хотелось работать в школе с углубленным изучением химии, и республиканский лицей оказался оптимальным вариантом. Я вернулся в Мордовию и устроился на работу. Мне очень нравится учебный процесс, хорошо отстроенная система подготовки к олимпиадам. Приятно работать со способными ребятами. Мы занимаемся малыми группами в индивидуальном режиме, что дает возможность найти подход к каждому ребенку. Конечно, такой труд требует больших усилий, но меня все устраивает. Будучи школьником, я сам участвовал в олимпиадах. Это близко моему сердцу, и хочется свой опыт направить в дело. Мне нравится и коллектив, и атмосфера, и сами ребята. В обычной школе намного труднее раскрыть таланты детей, а в нашем лицее созданы все условия, что позволяет справляться с нашими амбициозными задачами, а в последнее время нас устраивают только призовые места на всероссийских и международных олимпиадах. Это очень высокий уровень. В лицее сложилась конкурентная среда, ребята постоянно соревнуются друг с другом, пытаются быть лучше. Но это здоровая конкуренция, позволяющая находить мотивацию. Нет ни одного человека, у которого в жизни одни победы. На пути есть и проигрыши. Естественно, все переживают, но дети постоянно в тонусе, это дает психологическую закалку и готовит к любому исходу событий». «Три месяца не видела детей, соскучилась, — ​призналась куратор направления биологии и экологии Людмила Юркина. — ​Но мы созваниваемся, общаемся. Подбираю материал для лабораторных занятий, готовлю растения для исследований. Дети очень любят занятия в лаборатории. Работаю педагогом более 45 лет. Мне нравится учить детей, я знаю, что у меня это получается. Сейчас думаю о начале учебного года, о том, как начну занятия. Я люблю свой предмет — ​это живая природа, изучение человеческого организма. Дети получают качественные знания и поступают в самые престижные вузы. Ради этого и стоит работать, постоянно совершенствовать свои знания, давать детям что-то новое и интересное. Не скажу, что на дистанционном обучении было сложно, мы постоянно общались с детьми, выполняли лабораторные задания». «Очень много женщин, которые действительно любят математику и умеют решать задачи. У нас трудятся и мужчины, и женщины — ​талантливые педагоги, — ​добавила куратор направления математики Любовь Панкратова. — ​Среди девочек у нас нет победителей всероссийских олимпиад, но много победителей математических турниров. Среди мальчиков тоже есть и очень великие, и великие. Я работала много лет и в обычной школе с очень хорошими детками. Уже 10 лет работаю куратором математики и учителем в лицее. У нас больше возможностей — ​много всего выделяется, чтобы дети ездили по турнирам и олимпиадам. Это финансирует лицей. Каждый год в «Орленке» проходят турниры, мы выезжаем в математические лагеря. Там учатся не только дети, но и педагоги. Я сама повышала свою квалификацию в Санкт-Петербурге у Александра Голованова, который иногда и к нам приезжает. Мы можем приглашать педагогов к себе. К нам приезжают и бывшие наши ученики — призеры всероссийских олимпиад. Они влюблены в математику! Мы видим разных людей со всей России. Учим детей и учимся сами».