Среда, 2 апреля
Общество

Герой России из Мордовии Александр Янклович: «Воевали не за Кавказ, а за наших детей»

Бывший командир спецназа Александр Янклович — единственный из уроженцев Мордовии награжден во время чеченской войны званием Героя России.

И пули его не брали, и огонь не сжег, и слава с «медными трубами» с пути не сбила… Бывший командир спецназа Александр Янклович — единственный из уроженцев Мордовии награжден во время чеченской войны званием Героя России. Во время штурма населенного пункта Карамахи он вместе с подчиненными вступил в рукопашную схватку с боевиками, в ходе которой захватил одного из них в плен. Получив пулевое ранение, офицер продолжал руководить подчиненными до полного выполнения боевой задачи. Сегодня Александр Янклович — депутат Саратовской городской думы, директор крупного муниципального предприятия и отец четверых детей. С Героем России встретился Михаил Никишин.

Беседа длилась больше четырех часов, но военным событиям Янклович посвятил 20 минут. «Не люблю про это вспоминать и тем более хвастаться званием Героя России, — отрезал он. — Звезда эта не моя, а всех ребят, которые были рядом! Ты лучше с детьми познакомься, с женой. Она у меня просто чудесная! Смотри, какой пес славный бегает. Да и дом вроде ничего». На пороге саратовского жилища Янкловичей корр.«С» встречало «боевое пополнение» — Даниил, Дарья и Георгий. Дети нашего героя. Форма одежды — черные майки с крупной надписью «Я люблю спецназ»…

…Александра Янкловича дважды представляли к ордену Мужества, но наградные документы не проходили в высоких инстанциях. В полку сочувствовали: «Видать, не судьба тебе орден носить. Хоть и заслужил ты его». Он не обижался: «Спецназ не за награды воюет. За идею. До полной победы». Позже, когда был подписан указ о присвоении звания Героя России, командир группы спецназначения майор Александр Янклович очень понятно растолковал, за какую идею воевал: «Перед выездом в чеченскую командировку в августе 1999-го я солдатам своим напомнил о страшных преступлениях, совершенных боевиками. О том, сколько людей захвачено в рабство. О беспределе в приграничных районах. Вывод один: если не накажем бандитов — террор пойдет гулять по всей России! Сегодня они грабят и убивают мирных жителей в Дагестане и Чечне, а завтра придут в наши дома. И значит, мы воюем не за Кавказ, а за всю Россию! За спокойный сон наших детей и близких! Вот она, наша идея…»

Отец Александра Янкловича — Юрий Павлович, руководитель и солист военного оркестра. Мама — Валентина Александровна, подполковник милиции в отставке, 27 лет прослужила в системе МВД. «Мне было тяжело стать кем-то другим, — улыбается наш собеседник. — После 8-го класса поехал поступать в Одесскую мореходку, хотел доказать себе и родителям, что могу чего-то добиться самостоятельно. Полученных на экзамене баллов хватило для Нижегородского речного института, где я начал осваивать профессию судомеханика загранплавания. Год отучился, потом понял — не мое, и вернулся в школу…»

Он рос активным и подвижным ребенком — любил футбол, лыжные прогулки. Иногда озорничал, но в то же время всегда слушал и уважал родителей. Особенно отца, авторитет которого был для него непререкаем. Среди сверстников Александр пользовался уважением. В нем искали не только защитника от обидчиков, но и рассудительного посредника в спорах. Никто не сомневался: Янклович — честный парень! Знает цену слова, зря никого не обидит, всегда рассудит по справедливости. «В жизни все надо делать с отличием! Именно так я настраивал своих бойцов, — говорит Александр. — Если уж пришел в армию — служи добросовестно! Так, чтобы стыдно не было!»


…Сентябрь 1999-го. Подразделение Янкловича, успешно выполнив задачи по зачистке селений Ботлихского района Дагестана, прибыло в Кадарскую зону. 2 сентября выехали на рекогносцировку. На подступах к селению Карамахи нарастал захлебистый пулеметный лай, гулким эхом в горах отзывался грохот «шайтанок». В эфире на тревожной ноте — позывной калачевской бригады: бандиты крепко зажали их колонну. «На тебя, Юрьич, вся надежда, — обратился к Янкловичу командир отряда. — Там все офицеры ранены. Быстро выдвигаешься на северную окраину села, в тыл бандитам, и занимаешь лысую высотку. Дальше — как учили. С Богом!..»


Сразу после школьного выпускного бала Янклович, огорчив всех невест Яваса, уехал поступать в Ленинградское высшее военное командное училище МВД. И с отличием окончил вуз. «Сказывалось советское патриотическое воспитание, — продолжает Янклович. — За Родину на одном энтузиазме мы были готовы горы свернуть! Учеба в престижном вузе оказалась не легкой. Но у меня принцип: взялся за дело — вгрызайся в него до конца! Красный диплом давал право выбирать место службы. Я решил поехать в столицу — в дивизию имени Дзержинского». В октябре 1995-го — через 10 дней после окончания училища — его вместе с товарищами отправили в Чечню. Домой вернулся только в марте 1996-го, получив первое ранение. После госпиталя Александр создавал группу спецназа в поселке Явасе. Бойцы выезжали в боевые командировки прямо из Мордовии. «За три года мы создали с нуля войсковой спецназ, который был одним из лучших в Приволжском округе. Позже прошло укрупнение подразделений, и нашу группу перевели в Саратов. Так я и оказался в этом городе, где живу по сей день…» В это же время Александр встретил свою первую и единственную любовь — будущую жену Татьяну. «Она у меня тоже из Мордовии. Мы поженились в 1996 году, сразу после моего возвращения из первой военной командировки, — рассказывает Янклович. — Обожаю Татьяну, она замечательный человек! Окончила Темниковское медучилище, устроилась в медсанчасть спецназа в Саратове и три года честно отдала службе. Нашему старшему сыну Даниилу 14 лет, дочке Даше — 12, а Гошке — 2,5 годика. Так что мы на всех фронтах успеваем!»


…Расстояние до высотки прошли на одном дыхании. Так же стремительно проползли по крутому каменистому склону. Залегли в траве. Минута на размышление-решение. Бандиты долбят с капустного поля — группа у них небольшая, но перемещается быстро. Нужно перехватить инициативу. «Камышан, спускаешься вниз и начинаешь молотить по бандитам с фронта, непрерывно меняя позиции, — махнул рукой капитан Янклович. — Отвлекаешь своим пулеметом внимание, втягиваешь их в перестрелку. Пусть побегают по капусте. А мы тем временем с тылу им задницы поджарим. Остальные работают парами… К бою!»

«Кого тогда набирал в спецназ? Бандитов в законе, — смеется Янклович. — Были ребята, которым в «лихие 1990-е» просто некуда было деваться. Я пытался вытащить их из криминальной грязи. Набрал 40 нормальных пацанов, которые пошли не за деньги, а за идею. Честная и надежная команда. Кстати, в Явасе всех своих заставил учить мордовский язык. На нем бойцы вели переговоры в Чечне. Никакого шифрования не нужно. Сегодня со мной бок о бок трудятся те же самые ребята. Вы знаете, я доверяю любому человеку. Но если он меня подвел — тогда до свидания! А так мне абсолютно все равно, что про него говорят. Предательство? Сталкивался, и не раз. На войне проще — вот черное, вот белое, человеческая сущность быстро обнажается. Негодяи долго при тебе не приживаются. В гражданской жизни сложнее. Слишком много полутонов. Для меня особенно дико, когда человек предает родных. Как бы ты ни жил с женой, устрой своему ребенку счастливое детство, а потом разводись. Самое дорогое в нашей жизни — дети, ради них мы и живем».

Сколько раз подразделение Янкловича приходило на помощь туда, где даже у опытных военных опускались руки! Однажды в штаб объединенной группировки сил в Дагестане поступила информация о пересечении реки Терек группой подозрительных лиц. Когда группа Янкловича накрыла бандитов, завязался серьезный бой. В ходе операции было уничтожено 16 боевиков, а одного удалось взять в плен. Янклович взял его лично. Это оказался не чеченец, а международный террорист, иранец по происхождению. Позже благодаря четким действиям группы Янкловича стало возможным освобождение из плена восьми заложников…


…Лихой маневр полностью себя оправдал. Бандиты сосредоточились на нашем пулеметчике, а потом выскочили из укрытий и попали под меткий огонь спецназовцев. Только обеспечили отход калачевцев — новый приказ. Надо помочь разведчикам, которых достали бандитские снайперы. «Камыш, повторим нашу игру, у тебя это здорово получается!» Янклович указал позицию пулеметчику и присоединил к автомату магазин с трассерами. И на этот раз замысел удался на все сто. Дагестанские омоновцы, отслеживавшие передвижения бандитов, пустились от радости в пляс: «Ай, красавчик, попал!» Вскоре в том месте нашли пулемет и американскую винтовку «Магнум» с мощной оптикой. А к концу дня были уничтожены еще три вражеских снайпера…


«Наша семья была верующей, — говорит Александр Янклович. — Но по-настоящему я обратился к Богу лишь на войне. Сильно благодарен отцу Иерониму из Санаксарского монастыря, который был моим духовником. Он провожал наш спецназ. Сказал, что все останутся живы. Так и случилось. Теперь всегда ношу простой крестик, который батюшка Иероним подарил….»


…7 сентября. Главная задача: действуя в авангарде отряда, захватить две господствующие высоты и обеспечить огневое прикрытие штурмовых групп. Боевики в Карамахах уверены: атака федералов начнется по классической схеме — со склонов гор вниз, характер здешнего рельефа местности исключает другие варианты. Именно поэтому командир принял дерзкое по замыслу решение. «На выходе из ущелья нас не ждут, там почти отвесные склоны, — сказал он. — Докажем, что спецназу под силу невозможное. Янклович, твои бойцы пойдут первыми…»


«Было ли мне страшно? Да! — улыбается наш герой. — Страх — это один из способов держать себя в руках, он твой помощник, а не враг. Если ты вообще ничего не боишься, ты дурак! Правда, это чувство надо контролировать и не путать с паникой. Страх ответственности, страх за близких и родных, страх перед Богом… Что такое смерть? Это лишь переход в иное состояние, не более того. В душе нужно остаться правильным и праведным. Глупо, конечно, говорить фразами из фильмов, но одна мне нравится: «В чем сила, брат? В правде». Такому отношению к жизни я и детей своих учу. Три срока работаю депутатом в своем районе. Но спокойно хожу по улицам и смотрю людям в глаза. Никогда не обещай того, что сделать не можешь. А если пообещал, разорвись, но сделай».


…Они прошли. На спецназовской воле, на характере, на боевой злости. Мокрые, седые от пыли бойцы, цепляясь изодранными ладонями за камни, поддерживая друг друга, вскарабкались наверх. Перевели дух. А затем, как и было задумано, начали окружать дома на окраине. В ответ — тишина. Бандиты ждали их с противоположной стороны. А когда спохватились — было поздно. Спецназ закрепился в домах. Пока подтягивались штурмовые группы, притаившиеся в «зеленке» боевики ударили минометным огнем. Вот где пришлось по-настоящему туго… 12 бойцов получили ранения. Будь на месте Янкловича офицер послабее, кровью бы умылись все. А он и командовать успевал, и медицинскую помощь оказывал. Вытащил из-под огня и перевязал пятерых…


«Сейчас много говорят о полковнике Буданове, — размышляет Янклович. — Неизвестно, как каждый из нас поступил бы на его месте. Нет, я не оправдываю Буданова, себя нужно держать в руках… Все указывало на то, что девушка была снайпером. Но чтобы раскусить врага, нужна хитрость, провокация. Следовало проявить оперативную смекалку. Русская простота хуже воровства. За нее Буданов и пострадал. Если бы в нашей судебной власти не было избирательности, Россия давно стала бы Швейцарией. Согласись, что за один поступок глава района и тракторист ответят по-разному. А кто-то и вовсе уйдет от наказания. Президент и премьер-министр постоянно твердят: закон должен быть равным для всех. Думаешь, причиной межнациональных конфликтов сегодня является ненависть? Как бы не так! Причина — избирательность законодательства. Законы у нас очень хорошие, но применяются они плохо».


…10 сентября. Близились к финалу горячие события в Кадарской зоне. В тот день Александр несколько раз был на волосок от смерти. Рассказывает об этом, улыбаясь глазами. Мол, везучий я, не берут снайперские пули. Лишь очередная глубокая затяжка десятой по счету сигареты выдает чувства. Душой он еще там, в кадарском аду. Это сегодня известно, что в населенном пункте Карамахи находилось около 2 тысяч участников незаконных бандформирований. А против 43 бойцов Янкловича действовало свыше 200 боевиков. Пятикратное превосходство! Спецназ не раз попадал под мощные обстрелы, но ни один боец не погиб. Раненых было 19. Оставшиеся в строю «спецы» неделю держали оборону в селе. Янклович лично вел антиснайперскую диверсионную стрельбу. Свободная ночная охота…


«У меня лично среди чеченцев много друзей, — продолжает Янклович. — В то же время среди боевиков было много русских. А еще арабы, афроамериканцы, йеменцы, иранцы, афганцы, узбеки, казахи. Чеченцы — такой же народ, как и все — ни хуже, ни лучше. Во многих вещах даже порядочнее нас. Я не защищаю врагов, ведь находился с другой стороны окопов. Но однажды общался с пленным, который осознанно пошел воевать. Когда бомбили село, убили всю его семью. После этого он взял в руки автомат. Кровная месть, так он воспитан. Естественно, мы для него — враги. А как бы ты поступил в такой ситуации? Просто в чеченской войне было много ошибок с нашей стороны, в том числе информационных. Никто не учитывал кавказский менталитет. Как закончилась первая чеченская война при царе Александре в XIX веке? Дали предводителю кавказских горцев Шамилю награду, набрали черкесский батальон для охраны царя. Что, сложно было Дудаеву присвоить звание генерал-полковника?»


При попытке захвата очередной высоты Янклович повел группу из 7 человек на штурм. Здесь их ждала серьезная засада… О дальнейших событиях рассказывают скупые строки наградного листа: «Решительным броском достигнув вражеских позиций, капитан Янклович А. Ю. и его подчиненные вступили в рукопашную схватку с бандитами, в ходе которой отважный офицер захватил в плен боевика. Получив пулевое ранение в ногу, он продолжал командовать группой до полного выполнения поставленной задачи. Благодаря его инициативе и мужеству указанный рубеж на окраине Карамахи был взят, что явилось решающим моментом в ходе освобождения села от незаконных вооруженных формирований».


«Я никогда не стремился стать героем. Будучи информированным реалистом, понимал, что, согласно статистике, у нас героев 1 к 40, живых к мертвым. Ты хочешь после этого быть Героем России?.. Я просто честно выполнял свою работу, не более того». Указ о награждении Александра Янкловича Борис Ельцин подписал 22 декабря 1999 года. А в новогоднюю ночь первый президент России заявил, что устал и уходит со своего поста. Поэтому в январе 2000-го в Кремле награду Янкловичу вручал уже и. о. главы государства Владимир Путин…

«Боевое братство — очень серьезные слова. Невозможно объяснить слепому, что такое солнце. Также и обывателю не понять, насколько тесные дружеские чувства возникают между людьми, которые были на войне. Не разорвешь! Люди, которые реально были на войне, очень редко о ней вспоминают. Война — это страшно. Грязь, кровь, предел человеческих возможностей. Гордиться этим не стоит. Это грязная работа. Но кто-то ее должен делать. Просто понимаешь, есть такое слово — «НАДО». А смаковать подробности, как правило, могут люди, которые сами толком ничего не видели…»

Сегодня каждый день для Янкловича — проверка на прочность, проверка на право носить звание Героя России. Отец и сегодня повторяет ему: «Живи по чести и совести, тогда все у тебя получится». Не за награды и звания сражался Александр на войне. Не за красивые вывески на кабинете работает и сейчас. Каждый день, как решающий бой, в котором нужно победить ради мирного неба над головой тех, кто на тебя надеется. «Я счастливый человек, — говорит Янклович. — С удовольствием иду на работу и еще с большей радостью — домой. Мои старшие дети рождались между войнами. Я толком их и не видел. Брал дочку на руки, а она ревет. Забывала отца, появляющегося дома между боевыми командировками. То же самое с сыном. Были непростые времена. Отдельную квартиру наша семья получила только после того, как мне вручили Звезду Героя. Но как же я был счастлив, когда в 2008-м у меня родился сын Гоша! Неделю назад, чтобы я не уходил на работу, он налил мне в ботинки воду. Это же кайф! С его рождением я стал на 15 лет моложе!..»


Александр Юрьевич Янклович родился 16 октября 1972 года в зубово-полянском поселке Явас. В 1991-м окончил среднюю школу, в 1995-м — Санкт-Петербургское высшее военное командное училище внутренних войск МВД России. В 1990-х вместе с группой спецназа неоднократно направлялся в Северо-Кавказский регион. 22 декабря 1999 года награжден званием Героя России. В 2002-м в должности замначальника штаба отряда в 29 (!) лет вышел на пенсию из-за последствий ранения. Живет в Саратове. С 2002 года — председатель Саратовского регионального фонда помощи ветеранам спецназа. Директор МУП «Водосток». Депутат Саратовской городской думы. Женат, воспитывает четырех детей.
Материалы по теме
Закрыть