От «пионера-героя» до бандита!

Как звезда «Кортика» и «Бронзовой птицы» Сергей Шевкуненко оказался по другую сторону закона

Дебют Сергея Шевкуненко в кино оказался сверхудачным. Фото: «Кортик»

Дети-актеры. Как порой нас поражает их игра, зачастую не уступающая более маститым коллегам. И дело не только в детском очаровании. Мы видим неоспоримый талант, который ждет большое будущее. Но он может сгинуть под спудом обрушившейся славы. Либо в силу других обстоятельствах, против которых человек оказывается бессилен. С середины 1970-х на небосклоне советского кинематографа зажглась юная звезда — 14-летний Сергей Шевкуненко. После триумфальной премьеры «Кортика» о нем прочно утвердилось мнение как о талантливом актере, и предложения сниматься в других картинах сыпались как из рога изобилия. Но снявшись еще в двух фильмах, он встал на… кривую дорожку криминала. Кинокритик «Столицы С» Николай Кандышев проследил путь звездного ребенка от советских экранов до тюремной скамьи.

Сергей Шевкуненко родился 20 ноября 1959 года в Москве.  Его отец Юрий возглавлял Второе творческое объединение «Мосфильма» и был известным драматургом, мама Полина служила в театре. Когда сын появился на свет, родителям уже исполнилось по 40 лет. А еще у них была 14-летняя дочь Ольга. Младшему внимания доставалось больше. Мама полностью посвятила себя Сереже. И скоро все стали замечать, какой он смышленый. В 4 года уже читал, в 8 лет одолел двухтомник «Сага о Форсайтах». Мальчик мечтал о кино и карьере военного. Вот только мама к тому времени воспитывала детей уже одна. Муж в 44 года сгорел от рака, успев посвятить сыну пьесу «Сережка с Малой Бронной», которую многие знают по одноименной песне Марка Бернеса. Эльдар Рязанов тогда помог Полине Васильевне устроиться на «Мосфильм» ассистентом режиссера.

С ранних лет Сергей проявлял лидерские качества, верховодил дворовыми пацанами, имел кличку Шеф (производное от его фамилии). Он проявлял своенравный характер. В пионерском лагере для детей кинематографистов «Экран» под Загорском  вступил в конфликт с вожатыми и сбежал домой. До подросткового возраста Сергей слушался, в основном, сестру, являвшуюся для него авторитетом. Но после отъезда Ольги за границу и  смерти бабушки Елены Васильевны стал практически неуправляемым: забросил учебу в школе, связался с дурной компанией, был взят на учет в детской комнате милиции.

Мать Сергея решила отвезти сына на киностудию «Мосфильм», чтобы отгородить от пагубного влияния «улицы». Дебют юноши пришелся на фильмы «Сестра музыканта» и «Пятьдесят на пятьдесят». Вскоре режиссер Николай Калинин, решив экранизировать дилогию Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица», занялся поиском исполнителей  на главные детские роли. Автор книг когда-то был дружен с отцом Сергея и мать обратилась к нему за помощью. На пробах Рыбаков поддержал кандидатуру юного актера на роль главного героя  Миши Полякова. И не прогадал… 13-летний Сережа работал уверенно, не стесняясь маститых партнеров — Зои Федоровой, Романа Филиппова, Леонида Кмита. По сюжету действие фильма происходит в 1921 году. Пионеры пытаются раскрыть тайну морского кортика, хранящего шифрованное послание. Все осложняется противостоянием с бандитами, охотящимися за этим ценным артефактом. В 1974-м вышло продолжение «Кортика» — «Бронзовая птица». В этом фильме герои отправляются в пионерский лагерь под Москву. Это совершенно особенное место: бывшая дворянская усадьба графа Карагаева, в которой до сих пор живет старая дама, по слухам — сама графиня. Но самое интересное в том, что где-то рядом с усадьбой спрятан клад. Путь к нему должна указать бронзовая птица — старинная скульптура, установленная в усадьбе… В 1975-м режиссер Вениамин Дорман снял Сергея Шевкуненко в приключенческой драме «Пропавшая экспедиция», где он предстал в образе проводника и юного партизана Мити. Действие картины происходит в 1918 году. Профессор Смелков возглавляет геологическую экспедицию к сибирской реке Ардыбаш, где по рассказам местных жителей есть золото. В ее составе — комиссар Арсен, красноармеец Куманин, дочь профессора Тася, бывший царский офицер Зимин и проводник Митя. Найдя золото, они тут же попадают в руки белых. А чудом спасшиеся Куманин и юный партизан Митька отправляются с документами экспедиции в Петроград. К 15 годам в фильмографии Сергея было уже пять киноролей, из них три — главные. Оставалось только окончить школу и без труда поступить во ВГИК. С таким-то опытом…

На Сергея равнялись миллионы пионеров. Фото: «Бронзовая птица»

После 8-го класса Сергей больше учиться не захотел. Мать устроила его учеником слесаря в механический цех киностудии «Мосфильм». Работал подросток без особого желания. В продолжении «Пропавшей экспедиции» — картине «Золотая речка» — режиссер снимать Шевкуненко не захотел, поскольку намучился с недисциплинированным актером на прежних съемках. Поэтому дал сценаристам команду избавиться от персонажа Мити. Работая на «Мосфильме», 15-летний Шевкуненко пристрастился к алкоголю. Руководство киностудии не выгоняло его с работы только из уважения к матери и памяти отца.

Фото: Соцсети

Осенью 1975 года Сергей попал в милицию за участие в групповой драке. Дело было отправлено в комиссию по делам несовершеннолетних. Руководство «Мосфильма» пыталось выручить парня, написав ходатайство о том, что готово взять его на поруки. Однако это не возымело действия.  В январе 1976 года Сергей Шевкуненко попал в СПТУ для трудных подростков — «за кражи, драки и злоупотребление спиртными напитками». В этом учебном заведении он стал неформальным лидером.  Проучился неполных четыре месяца. 28 марта 1976 года «пионер-герой» вместе со своим знакомым выпили бутылку портвейна. После чего компания разошлась по домам. В одном из дворов на улице Пудовкина Сергей подошел к мужчине  и стал трепать по морде его собаку.  Произошел конфликт, переросший в драку.  Шевкуненко  получил год колонии за хулиганство. Премьера картины «Пропавшая экспедиция» на ТВ состоялась, когда он оказался за решеткой. В 1977 году Сергей вышел на свободу и по протекции матери устроился работать осветителем на «Мосфильм». Принимал участие в съемках нескольких картин. В 1978 году он выпил в компании рабочих киностудии, а затем взломал студийный буфет, откуда взял еду на несколько десятков рублей. За это получил 4 года неволи. Но через год за примерное поведение  был досрочно освобожден. Мать снова уговорила руководство «Мосфильма», чтобы его приняли на работу осветителем. В декабре 1981 года Шевкуненко проверяли на причастность к убийству близкой подруги их семьи — актрисы Зои Федоровой, но  эта информация не подтвердилась. Кстати, именно благодаря ее вмешательству молодого человека  взяли на киностудию осветителем после отбытия второго срока.  В этом качестве Сергей принял участие в нескольких фильмах, возможно, втайне надеясь на продолжение актерской карьеры. Но никто из режиссеров не рискнул пригласить  бывшего зека даже на крошечный эпизод. И  это уже было начало конца. Дальнейшая жизнь  Шевкуненко — яркая иллюстрация к известной киноцитате: «Украл, выпил — в тюрьму!» Только «романтики» становилось все меньше, а статей и «отсидок» все больше. Криминальная эпопея пополнялась грабежами, хранением наркотиков, краденых икон и оружия, попытками побега… Спустя несколько лет подававший когда-то большие надежды артист вышел на свободу инвалидом 2-й группы — с туберкулезом. Год был вынужден жить в Смоленске — в Москву не пускали. Даже женился. Как будто еще на что-то надеясь. Но свернуть с кривой дорожки уже не получалось. Во время одного из сроков он попытался бежать, но был пойман и «присоединил» к прежнему наказанию еще полтора года. Во время этой отсидки Шевкуненко едва не зарезали — в ходе драки ему нанесли шесть проникающих ранений. Он смог выжить. Постепенно «пионер-герой» стал авторитетом в уголовной иерархии. В 1989 года ему дали год неволи за хранение пистолета. Освободившись в начале 1991-го, Шевкуненко снова попал в тюрьму — за кражу икон. Получил 3 года лишения свободы. В 1994 освободился. К этому времени он успел завоевать авторитет в преступной среде и стать «положенцем». Не за горами был титул «вора в законе»… Вернувшись в Москву, Шевкуненко  прописался по адресу матери на улице Пудовкина, и вся прилегающая  территория отошла под надзор его «бригады». Он выступил организатором Мосфильмовской ОПГ, которая, в свою очередь, входила в Осетинскую ОПГ. В криминальной среде в это время он получил кличку «Артист» — отсюда  и пошло «погоняло»  героя Андрея Мягкова в комедии Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, а на Брайтон Бич опять идут дожди».  Банда Шевкуненко специализировались на рэкете, похищении заложников, угонах автомобилей и торговле наркотиками. Она контролировала ряд крупных объектов, в том числе — элитный спортклуб на Мосфильмовской улице, и занимались махинациями в сфере приватизации жилья. Интересы Шевкуненко и его «коллег» пересеклись с интересами казанской группировки, которая по силе и влиянию считалась одной из самых крупных в столице. На Артиста было совершено несколько покушений. Понимая, что в Москве не выживет, Шевкуненко в начале февраля 1995 года решил вместе с 75-летней матерью уехать к сестре в США. Были оформлены все соответствующие документы. Но переезду не суждено было состояться… 11 февраля 1995 года около 22.30  Шевкуненко в сопровождении телохранителей подъехал к своему дому на улице Пудовкина. Убедившись, что во дворе все спокойно,  отпустил охрану и вошел в подъезд. Затем увидел киллеров и успел забежать в лифт. Прозвучал выстрел, но двери успели закрыться, и пуля угодила в металлическую обивку двери. Сергей поднялся на 6-й этаж, а киллер бросился вдогонку по лестнице. Шевкуненко подбежал к двери своей квартиры и успел ее открыть, но в спешке забыл вытащить ключ из замочной скважины. В коридоре сына встретила мать. «Вызывай милицию!» — крикнул Сергей. Полина Васильевна взяла в руки телефонную трубку. В это время появился  киллер, который воспользовался ключом, который оставил Сергей. Сначала он выстрелил в женщину. В это время с криком «Что ты делаешь, сука?!» на убийцу бросился Шевкуненко. Снова прозвучали выстрелы. Все пули попали бывшему кумиру подростков в голову. «Героя-пионера» и его мать похоронили на Новодевичьем кладбище — рядом с могилой отца. Это двойное убийство не раскрыто до сих пор…

Сергей Шевкуненко в образе бандита. Фото: Из досье на криминального авторитета

Принято считать, что кино способно воплотить самые немыслимые истории. Но реальная жизнь порой выписывает такие сюжеты, которые не придут в голову даже самому изощренному сценаристу. Примером этому может служить судьба Сергея Шевкуненко. Человек, наделенный актерским талантом, мог бы при счастливом стечении обстоятельств сделать прекрасную карьеру в кинематографе. Но судьба распорядилась по-своему.