Среда, 28 февраля
Транспорт

Что делать с построенной еще в 2012 году дорогой на 5 км, так и не введенной в эксплуатацию?

Фото: Денис Тюркин / Столица С

Две деревни в Торбеевском районе — ​Самбур и Мазилуг — ​могут возглавить рейтинг транспортной доступности самых маленьких населенных пунктов России. Еще восемь лет назад между ними была построена по федеральным стандартам идеального качества пятикилометровая трасса с термопластиковой разметкой, отбойниками, остановками, туалетами, даже частично освещенная. И она до сих пор не введена в эксплуатацию. Рассчитанная на проезд шести тысяч транспортных средств в сутки, сейчас она пропускает в сотню раз меньше. О дороге, которой как бы и нет, но на которую было потрачены сотни миллионов рублей, расскажет Денис Тюркин.

Въезд на дорогу перегорожен блоками со стороны торбеевского кольца. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Здесь хорошо снимать продолжение знаменитого постапокалиптического фильма 2007 года «Я — легенда», в котором вирус (упс, сюрприз!) уничтожает половину населения, а другую превращает в каких-то упырей. Уилл Смит там играет единственного человека с иммунитетом. Ходит он по пустым улицам с автоматом и немецкой овчаркой. В памяти сидит кадр: Уилл и его овчарка посреди дороги с двойной сплошной разметкой.

Красной линией отмечена новая дорога. Ниже параллельно ей идет федеральная трасса…

Я тоже смело пошел по двойной сплошной, но недолго — ​за спиной послышалось урчание мотора. Нет, в машине был не упырь, да и я не Уилл Смит (ни автомата, ни собаки, ни таких мышц). Житель Мазилуга, сказавший мне, что едет к родственникам в Никольское. Почему по этой трассе? Здесь, говорит, короче. Но, думаю, дело не в сокращении пути (оно кажется мизерным, стоит взглянуть на карту). Новая дорога, которая уже и не новая, на мой взгляд, выступает в роли «пьяной» дороги. Такое понятие впервые встретил в подмосковной Коломне. Есть там у них улочка на задворках, по которой обычно едут те, кто не хочет встретиться с гаишниками. Пьяненькие потому что. Или без страховки.

Вот и здесь сельчанам удобно передвигаться между деревушками, не отсвечивая на федеральной трассе.

Хотя и это тоже — ​федеральная трасса. Должна была стать таковой. Примерно в 2010 году началось строительство автомобильной артерии, которая должна была спрямить подъездной путь от М5 «Урал» к Саранску в обход торбеевского села Никольское. Первый участок, ​от окраины деревни Мазилуг до дороги Никольское — ​Самбур, был достроен в 2012 году. Вторым должен был стать как раз объезд Никольского, но… «Росавтодор», федеральная структура, не рассчитал силы. Как и страна в целом: как известно, в 2014 году многим пришлось худо.

Для жителей близлежащих сел новостройка — как пивнушка. Сюда приезжают кутнуть, выбрасывая мусор на обочину. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Краткую историю объекта мне удалось уточнить с трудом. Нынешний руководитель Управления автомобильных дорог по РМ пришел, когда дорога уже была построена. Заказчик, входящий в структуру «Росавтодора», Упрдор «Волга» с головным офисом в Чебоксарах, уже четыре года как не имеет никакого отношения к нашей республике. Вместо него «пришло» казенное учреждение «Упрдор «Москва — ​Нижний Новгород», но с него какой спрос?

Путепровод через железную дорогу жители близлежащих населенных пунктов (Торбеево — в первую очередь) используют в своих свадебных церемониалах. Со всеми вытекающими: на проезжей части остаются бутылки из-под шампанского, разбитые фужеры, детали от фейерверков… Фото: Денис Тюркин / Столица С

А вот, кстати, пока прямой. Ведь именно этой организации достался этот «трудный ребенок». Как он рождался, спрашивать бессмысленно, а вот как его воспитывать… Конечно, руководство мордовского Упрдора все эти годы пыталось отправить «чадо», как и задумывалось, в рост. То есть со строительством продолжения. Но понимания в «Росавтодоре» не нашли… И вот буквально на днях в ходе переговоров между республикой и Упрдор «Москва — ​Нижний Новгород» было решено… передать объект из федеральной в республиканскую собственность.

И что делать теперь с ним? Между прочим, официально движение так и не запущено. Убедитесь сами: на съезде с торбеевского кольца стоят бетонные блоки. Но местные жители, похоже, позаботились и тихонечко раздвинули пару блоков. Чтоб легковушка умещалась. И ездят. А со стороны Самбура вообще никаких преград нет. Как эксплуатировать дорогу? Для чего? Отдать-таки работникам Голливуда для съемок «Я — легенда — 2»? Да сейчас почти любой город мира выглядит как декорация для постапокалиптического кино. Может, выделить кусочек для драг-рейсинга? А что: прямик на 402 метра там найдется, проезжая часть широченная (ширина асфальтового полотна даже в самых узких местах — ​проезжая часть плюс укрепленная часть обочины — ​составляет 11,5 метра). Что скажете, автомобильные сообщества? ГИБДД? Власти? Ну нету в регионе ни одной гоночной трассы. Пусть хоть подобие будет, ведь горячих голов хватает, а тут — ​хорошее местечко, чтоб им остыть. И зрителям в поле места хватит. Фестивальчик можно устроить. Когда жизнь в привычное русло войдет.

Дата на этом замке, оставленном молодоженами, — 15.11.14 — косвенно подтверждает: дорога построена давно. Фото: Денис Тюркин / Столица С

А теперь давайте попробуем посчитать хотя бы примерную стоимость объекта. Нам известна стоимость километра дороги федерального значения по данным на 2012 год — 20 миллионов 260 тысяч 485 рублей. Такие данные мне приводило в интервью того времени руководство компании МДС. Ширина такой дороги — ​9 метров. Полотно состоит из 40-сантиметрового слоя песка, 22-сантиметрового слоя ресайклинговой смеси и трех слоев асфальта. Но, учитывая, что дорога, о которой мы ведем речь, шириной 11,5 м, значит, цена ее километра должна быть не менее 25,9 миллиона рублей. А общая стоимость — ​минимум 130 миллионов.

Сельчане потихоньку разбирают остановки. Туалеты почти разобраны: у кого-то в хозяйстве теперь стоят новенькие двери. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Но мы не учли очень дорогой объект — ​путепровод. Помимо недешевых железобетонных балок и свай, он состоит из подходов, то есть насыпи, длина которой достигает почти двух километров, а максимальная высота — ​метров 12. Представляете, сколько сыпучего материала было использовано для ее возведения? Просто капитальный ремонт (естественно, без возведения подходов) сопоставимого по длине (около 80 метров) путепровода через промышленную ж/д ветку на Северо-Восточном шоссе в Саранске обошелся в 130 миллионов рублей.

Набегает никак не меньше 300 миллионов за дорогу между двумя деревнями. Потому что не посчитаны четыре километра отбойников, дополнительное расширение до четырех полос для общественного транспорта, кабели и опоры освещения… Как теперь заставить работать эти сотни миллионов?

Материалы по теме
Закрыть