Суббота, 19 апреля
Общество

Лучший судья Мордовии 2014 года Вячеслав Пыков: «Судья должен быть близким по духу к гражданам, которые приходят со своими проблемами…»

На интервью Вячеслав Пыков немножко опоздал: зачитывал приговор взяточнику из Аграрного института МГУ им. Огарева Владимиру Здоровинину. Ему хватило минуты, чтобы снять судейскую мантию и предстать в более удобном строгом костюме. Спокойный взгляд, грамотная речь, хороший парфюм и чувство юмора — такой он, лучший федеральный судья Мордовии 2014 года…

«С»: По роду профессии вы привыкли задавать вопросы, а сейчас приходится самому на них отвечать. Как чувствуете себя?

— Отлично! (Улыбается — «С».) Я люблю прессу и всегда за общение с ней! Ведь вы доводите до сведения граждан результаты нашей работы, как вас можно не любить?

«С»: Желание стать судьей было вашей мечтой?

— Нет, об этой профессии в детстве не задумывался. Просто был предрасположен к гуманитарным предметам — литературе, истории, русскому языку… Может быть, свою роль сыграло то, что я вырос в семье классических гуманитариев. Папа работал журналистом, а мама преподавала русский язык и литературу. Когда встал вопрос о профессиональном выборе, родители посоветовали юридическую специальность. Она соответствовала моим способностям и была престижна. Так я окончил юридический факультет и оказался в прокуратуре Саранска, где расследовал преступления различной категории, преимущественно относящиеся к тяжким. Спустя 8 лет мне захотелось посмотреть на свой труд со стороны, и я сдал судейские экзамены. Работа судьи оказалась логическим продолжением предыдущей. Если раньше сам собирал материалы по уголовным делам и расследовал преступления, то теперь стал разрешать исход этих дел. Кстати, работая судьей, видишь всю подноготную работы следователя, все ее шероховатости. В моей практике были случаи, когда приходилось возвращать дела на доследование…

«С»: А какое уголовное разбирательство запомнилось больше всего?

— Я вынес приговор по этому делу в мае. Осудил банду, которая потрошила автозаправки и магазины в Мордовии, Рязанской области и Москве. В итоге все подсудимые приговорены к длительным срокам лишения свободы. Один из фигурантов не дожил до суда — погиб в ДТП. Дело было многоэпизодным и кропотливым. Процесс затягивали многочисленные ходатайства подсудимых. Практически год мы рассматривали это дело. Чтобы подготовить судебное решение, я удалился в совещательную комнату на три недели, а приговор зачитывал три дня. Кстати, осужденные обжаловали решение в Верховном суде, но оно было признано законным и справедливым.

«С»: Работа судьи сопряжена с коррупционными рисками. А вас пытались подкупить?

— Думаю, такие попытки делались в отношении каждого из судей! Вопрос в том, попадется кто-то на эту «удочку» или нет. Меня пытались «заинтересовать» по одному из гражданских дел на заре судебной карьеры. В далеком 2005 году женщина намекнула на возможность «заработать» 1,5 тысячи рублей за положительное разрешение ее вопроса по делу об установлении юридического факта. Заявительница была доведена до отчаяния чиновниками, которые выдали документ с ошибкой, и, очевидно исчерпала все свои возможности для ее устранения. После долгих мытарств по инстанциям пришла в суд и заявила: «Ваша честь! Христа ради, вынесите мне нужное решение!» Я сказал, что вызову судебного пристава, если гражданка будет продолжать в том же духе. Это ее отрезвило. И хотя моя зарплата на тот момент составляла около 19 тысяч рублей, меркантильного желания не возникло. Было желание работать дальше.

«С»: Как проходит ваш обычный рабочий день?

— Всегда одинаково. Иногда, правда, могу появиться на рабочем месте и до 7.00, чтобы лучше подготовиться к процессу. А заседания у нас ежедневные. Я не помню, чтобы в нашем районном суде можно было сидеть сложа руки. Нагрузка достаточно серьезная.

«С»: Вы рассматриваете и гражданские, и уголовные дела. Какие интереснее?

— В последнее время мне достаются преимущественно уголовные! (Улыбается — «С».) Хотя мне, например, было интересно рассматривать земельные споры. Нравилось, что с моей помощью люди, которые годами испытывали друг к другу неприязнь, не могли определить границы смежных участков, устранить иные нарушения своих земельных прав, наконец-то это делали.

«С»: Дела между судьями распределяет компьютерная программа ?

— Да. На мой взгляд, это правильно. Это введено для исключения коррупционной составляющей в нашей работе. Чтобы судья не был заинтересован в исходе дела и действовал без предвзятости.

«С»: А какие дела тронули вас лично?

— Ситуация с девочкой, которую родная мать пыталась продать для сексуальных утех. Его рассматривала моя коллега Щеголькова Татьяна Васильевна. История тронула до глубины души! Как можно продать ребенка, наперед зная, что с ней будут делать эти отморозки? Честно признаюсь, приговор узнал из СМИ, пользоваться служебным положением не стал…

«С»: Передачи «Час суда» и «Федеральный судья» смотрите?

— Нет желания. Дома я пытаюсь отвлечься от работы. Тем более что эти передачи не отражают истинной сути нашей профессии. Там зрителю представляются наигранные процессы, а сам порядок рассмотрения дела зачастую происходит с процессуальными ошибками. Один раз стал свидетелем, как в программе судья разрешил отвод без удаления в совещательную комнату… Не говорю уже о самой распространенной ошибке «телевизионных коллег», когда они почему-то оглашают только вводную и резолютивную часть приговора, хотя по действующему уголовно-процессуальному законодательству должны зачитать решение полностью. Кстати, сейчас активно обсуждается вопрос о внесении соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в части оглашения приговора. Предлагается разрешить зачитывать только вводную и резолютивную части приговора суда, опуская показания свидетелей, экспертов, исследование письменных материалов дела. Это очень положительная инициатива. Ни для кого не секрет, что зачастую приговоры бывают очень объемными и их зачитывание может занять не один день. А контингент, который выслушивает эти решения стоя, зачастую немолодые люди, которые не в состоянии это выдержать. Нужно обладать крепким физическим здоровьем, чтобы выстоять оглашение на ногах. Права осужденного и остальных участников процесса в этом случае, я считаю, ничем не будут нарушены. Копию приговора они получат на руки в установленный законом срок.

«С»: Гражданин Пыков и судья Пыков — это один и тот же человек?

— Думаю, да. Судья должен всегда оставаться человеком. Нужно быть близким по духу к гражданам, которые сюда приходят со своими «болячками», проблемами и бедами. Может, кто-то в нашей профессии и очерствел, но, думаю, таких мало. Я все принимаю близко к сердцу. Каждое дело пропускаю через себя.

«С»: Бытует мнение, что судейское общество — самое закрытое из существующих…

— Я бы так не сказал. По крайней мере, моя дверь всегда открыта, в том числе и для представителей СМИ! Развлекательных заведений не посещаю, на это просто не остается времени. Есть хобби — люблю охоту. Добываю дичь на своей малой родине в Большеберезниковском районе. Моей добычей становятся дикие утки, вальдшнепы. Сам занимаюсь общипкой, а ужин из нее готовит супруга! Занимаюсь этим делом для души и на законных основаниях и не понимаю тех людей, которые ездят по полям и отстреливают животных без разрешительных документов. Еще увлекаюсь авиацией. Одно время я серьезно занимался в саранском аэроклубе им. Девятаева в Лямбире. Даже совершил в 2008 году самостоятельные полеты на Як-52 и «Сигме-4». Еще люблю путешествовать. Очень нравится город Прага. Там живет моя младшая сестра, к которой я часто езжу в гости. Мне кажется, это самое красивое место в Европе! Потрясающая архитектура! Карлов мост со статуями средневековых католических священников! Пражский град с собором Святого Вита! Вацлавская площадь! Это все остается в сердце раз и навсегда…

«С»: Во всем мире считается, что профессия судьи — вершина карьеры юриста. А как вы думаете? Есть еще куда стремиться?

— В моих планах повышение профессионального уровня на этом месте работы. А каких-то амбиций по поводу занятия других должностей я не испытываю. Просто нужно быть хорошим судьей, и все. Я так считаю.

Личное дело

Вячеслав Пыков родился в 1976 году в селе Большие Березники в семье журналиста и учительницы. В 1998-м окончил юридический факультет МГУ им. Огарева по специальности «Юриспруденция».
С 1997-го по 2002 год работал следователем в прокуратуре, затем занимал пост прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Следственного управления Прокуратуры Мордовии.
В июле 2005-го был назначен судьей Октябрьского районного суда. Имеет 5-й квалификационный класс. Супруга работает адвокатом. Воспитывает 6-летнюю дочь и 12-летнего сына. Любимые книги — «Цусима» Новикова-Прибоя. Любимый фильм — «В бой идут одни «старики».

Материалы по теме
Закрыть