«После того как справимся с заразой, придите и посмотрите, что вытворяют дети, в таланте которых не сомневаются даже в Кремле»

Художественный руководитель МХАТика Сергей Сеничев — о театрализованных литературных вечерах, любителях погундосить и третьей казенной подпитке

Фото: Соцсети

Вячеслав Новиков

«Саранск — культурная столица России!» — так совсем скоро начнут говорить от Смоленска до Магадана. Так говорят и сейчас, выходя после спектакля из Маленького Художественного Альтернативного Театрика. Нацпроект «Культура», реализуемый в Мордовии с раблезианским размахом, дает о себе знать — растут современные библиотеки, начиненные цифровым оборудованием, реставрируются и ремонтируются театры, множатся очаги сельского досуга, народ вовлекается в общее дело. А всякие там айфоны, отвлекающие нас от книг и живых постановок, мы выбросим в специальные контейнеры и навеки забудем. Вот и Сергей Юрьевич Сеничев — поэт, режиссер, бородач и художественный руководитель МХАТика — в этом поможет. Вернет литературу на прежние позиции. А ему и компании, в свою очередь, помогают гранты. Восемнадцать некоммерческих организаций Мордовии стали победителями первого в этом году конкурса Фонда президентских грантов. Самую крупную сумму, а это больше 2,6 миллиона рублей, получил проект «Почитаем» театра-студии МХАТик. Рад ли этому Сергей Юрьевич? Готов ли освоить свежие миллионы? Что скажет завистникам? Мы спросили — он ответил.

«Это — да, наш третий выигранный президентский грант. Третий подряд, — рассказывает, отдышавшись, Сеничев. — В позапрошлом году, ничего еще не зная о грантах и не умея их ни сочинять, ни воплощать в жизнь, мы замахнулись на скромненькие полмиллиона — с идеей переноса спектакля об Эрьзе в интерьеры Республиканского музея изобразительных искусств, непосредственно к скульптурам нашего героя. И идея сработала, и была претворена в жизнь, и после подведения итогов года наш проект «Театр в музее» вошел в топ-100 лучших проектов страны. Поэтому на следующий год — на детский музыкальный спектакль по сказкам Перро — мы попросили уже миллион с копейками. По мне, этот проект получился и ярче и даже результативней истории с Эрьзинкой, надеюсь, и с ним в какой-нибудь топчик угодим. А 21 февраля мы узнали, что победили и с проектом «#ПОЧИТАЕМ». Название мое, и оно мне очень нравится — в нем ответ сразу на два вопроса: и что делаем, и что поделаем. А хвастаюсь им потому, что непосредственно к написанию грантов я лично имею весьма косвенное отношение. Разве что хожу по театру и бросаюсь заоблачными идеями (правда, постоянно — а чего же мне еще-то делать, я же худрук). А Маша (актриса ­МХАТика Мария Федотова-Орлова) их в карман складывает, обмозговывает, а потом одну из них оформляет в сколько-то обсуждаемую мысль и мне же подсовывает. А другая Маша (директор театра — Мария Шаповалова) встает за нее горой, и они вдвоем героически выслушивают мой получасовой вопль насчет «вы-что-с-ума-посходили-что-ли-заняться-вам-больше-нечем-а-кто-это-все-делать-будет-вообще-вы-задумывались?». Потому что я старый циник и не верил в возможность получения даже первого гранта. А про второй и говорить нечего — снаряд в одну воронку дважды не попадает. Поэтому сами понимаете, какими словам я встретил их предложение попытаться и в третий раз подряд… После чего обычно остываю и ворчу что-то вроде «ну ладно, садитесь-пишите, хуже-то точно не будет». И они садятся и пишут. Потом подсовывают мне рыбу. Рыба мне, как правило, нравится до того, что я тоже завожусь и тоже им туда чего-нибудь безумного или не очень подбрасываю. После чего к процессу рождения очередного креатива подключается Константин Бертольдович (Свойкин — в свободное от актерства время профессор и доктор филологических наук), и уже с его помощью свод бредовых замыслов обретает форму протокольно выверенной заявки. Я читаю это дело, фонарею, как если бы слышал об этом впервые, вношу пару-тройку правок (во-первых, начальник, во-вторых, старый и опытный, а в-третих, самому же потом с этим возиться), ставлю размашистую подпись, они отправляют, и мы ждем…

Да, мы хитрые. Не имея казенной подпитки наших сценических экспериментов (просто напомню — мы содержим МХАТик самостоятельно, не имея собственной строки в бюджете республики), мы умудрились-таки привлечь государство пусть и к частичному, адресному, но софинансированию таки наших поисков. В лице Фонда президентских грантов. Нам удалось убедить Фонд, что денег мы просим не на «проесть», а на сделать что-то, до чего у других так или иначе руки не доходят. И делаем мы это добросовестно и, смею полагать, талантливо. И Фонд, похоже, верит в нас. И выделяет средства. И это, по-моему, весьма и весьма разумный вариант господдержки: не ежемесячно и фиг знает на что, если уж по гамбургскому-то счету, а вот так — на конкретное хорошее дело.   Почему на сей раз проект именно литературный… Потому что МХАТик изначально очень густо замешан на неравнодушии к литературе, причем хорошей. В этом, может быть, добрая половина нашей альтернативности, расшифровать которую меня то и дело просят журналисты, не любящие самостоятельно готовиться к интервью. Потому что театр, не замешанный на любви не только к драматургии, но и к великой нашей поэзии и прозе, — не совсем, на мой взгляд, театр, а скорее, просто учреждение культуры. А еще потому, что эта самая литература в последнее время — благодаря ли повальной айфонизации, еще ли из-за чего — стремительнейшим образом испаряется из повседневного бытия человека. И особенно — из бытия подрастающей на смену нам молодежи. И не попытаться лишний раз спровоцировать в ней вкус к чтению, на мой взгляд, почти преступно, если у тебя есть такая возможность. Потому как, в очередной раз повторю я вслед за Бродским, занятие изячной словесностью — наш видовой долг перед грядущим.  

Теперь что касается собственно подлежащего воплощению проекта… Давайте я просто расскажу, что мы собираемся сделать на выигранные деньги, а вы уже сами решите — грантоеды окопались во ­МХАТике или как. Просто названия перечислю теат­рализированных литературных вечеров: «По следам Конька-Горбунка» — к 105-летию Петра Павловича Ершова, «Марина vs. Анна» — по произведениям Марины Цветаевой и Анны Ахматовой (вокруг истории их первой и единственной в жизни встречи), «Никто не забыт, ничто не забыто» — по стихам Ольги Берггольц и других незаслуженно забытых поэтов военного времени, «А вот и Теркин!» — к 75-летию Победы, а заодно и 110-летию самого Твардовского, «Избранный Шолохов» и «Таинственный Зурбаган Александра Грина» — к юбилеям же писателей, «Нескучный Толстой» — ну это который Лев Николаевич, а он сто раз нескучный, если с умом-то! «Бунин vs. Куприн» — к 150-летию обоих, «Есенин vs. Маяковский» — тут, по-моему, и разъяснять ничего не нужно, чистой воды баттл, говоря нынешними словами, «Прекрасная Дама и Незнакомки Александра Блока» — к 140-летию поэта, «Двенадцать месяцев» — по сказке Маршака и снова совместно с воспитанниками Республиканского интерната для музыкально одаренных детей (работа над прошлогодними «Сказками матушки Гусыни» нас очень сдружила), «Гоголь форэва» (а по Николай Васильичу одному только можно дюжину программ сделать), «Меж Салтыковым и Щедриным» — к 195-летию Михаила Евграфовича, «Агния Барто — для самых маленьких и совсем больших» — к 115-летию любимой поэтессы советской детворы, «Непрочитанный Аверченко» — к 140-летию моего любимого Аркадия Тимофеевича… Причем к участию во всем этом мы планируем привлечь не только актеров МХАТика и воспитанников детской студии «Синяя Птица», но и сторонних ребятишек и известных в городе и республике взрослых. Это все будет показываться не только у нас в театре, но и в детских приютах, в детских медицинских учреждениях, в республиканской библиотеке, в Музее Эрьзи, сейчас и не вспомню, где еще запланировано. Плюс все это будет перенесено и в телевизионный формат в соавторстве с нашим партнером по гранту — Народным телевидением Мордовии. Плюс (отдельная радость) в эту же сумму нам удалось запланировать расходы на приобретение собственных наконец-то кресел для зала — те, что третий год служат нам, не наши и время от времени приходится в полуавральном режиме грузить и возить их владельцу и обратно. А теперь новенькие поставим — нулевые и свои! Плюс костюмы, реклама, логистика (транспортные расходы, а это не шуточки без казенного-то кошта), докупка необходимого светового и звукового оборудования. Вот и считайте, что там из двух с половиной миллионов остается на оплату собственно труда. А каждая программа — это колоссальный труд: и сценарный, и организационный, и репетиционный — с непрофессиональными, напомню, или самодеятельными, как подтыривают меня некоторые, исполнителями. Такие вот мы грантоеды — говорю я специально для любителей погундосить в комментах насчет чужих успехов.  

Ну и последнее. Вы приходите во МХАТик, когда закончится тревожное время. Нам есть чем вас удивлять. Потрафьте своему любопытству, придите и посмотрите, что вытворяют дети, в таланте которых не сомневаются уже даже в Кремле».

Вот такие дела. Собираемся после карантина во МХАТике! Посидим со вкусом на новых стульях, поаплодируем и пожелаем театру-студии новых свершений и нескончаемых грантов. И пусть Президентский фонд не оскудевает, пусть национальный проект «Культура» крепнет в порывах мордовских пассионариев!