Четверг, 26 ноября

Край мой рай: Музей трактора, Чебоксары

Этот первенец алтайского тракторного завода, Т-4А (с 1970 по 1998 годы выпущено 343 тысячи экземпляров), словно разрезан лазерным лучом. Открыт доступ ко многим механизмам, тем и интересен детям, а также технарям-взрослым. Фото: Денис Тюркин / Столица С

Сейчас, когда почти все музеи мира закрыты для посещений, только и остается что «гулять» по их сайтам, или предаваться воспоминаниям как Денис Тюркин. Его материал о посещении научно-технического музея истории трактора в Чебоксарах ждал своего часа ровно год.

Хороший пример, как в музее сделать диораму. Конечно, перспектива кажущаяся: здесь нет ничего «настоящего». Модель трубоукладчика (как и трубы) выполнена в масштабе, а вид за ними — всего лишь отличного качества печать. Фото: Денис Тюркин / Столица С
А вот на этой фотографии хоть все и кажется игрушечным, на самом деле — всамделишное. Это общий вид на зал с тракторами (еще не все экспонаты попали в кадр!). Фото: Денис Тюркин / Столица С
«Джон Дир», модель D. Американский заднеприводный «сельхозник» с самой большой продолжительностью «жизни» среди всех моделей этого производителя: выпускался (с доработками, само собой) с 1923 по 1953 годы. Сделано 160 тысяч экземпляров. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Довоенный трактор — сама простота? А вот и нет: оцените подвеску сиденья на этом «Джон Дире» модели D. Амортизатор(!) плюс пружина. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Любопытная модель — экспериментальный трактор Т-5 Липецкого тракторного завода. Все колеса — управляемые (для лучшей маневренности), привод — на переднюю ось, но при даже небольшой пробуксовке через коробку передач подключался мост задний. Всего в 1962-1966 годах было сделано несколько единиц для испытаний, но в серию модель так и не пошла… Фото: Денис Тюркин / Столица С
Трудяга Т-74 Харьковского тракторного завода. На таком, если не ошибаюсь, почти всю жизнь проработал мой дед, Петр Ильич Тюркин. Да многие кто в СССР пахали на этой модели, ведь с 1960 по 1984 годы было произведено без малого 900 тысяч экземпляров. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Целых 16,5 км/ч составляла максимальная скорость этого «Порше» с 12-сильным дизельным мотором. Точнее, «Порше Альгайер А111» — заднеприводного трактора, который был разработан подразделением фирмы самого Фердинанда Порше в сотрудничестве с немецкой компанией «Завод Альгайер». Модель выпускалась всего три года, с 1952-го. Но какого было немецкому фермеру ездить на тракторе с надписью «Система Порше»?, а! Фото: Денис Тюркин / Столица С
Светотехника «Хелла» на тракторе? Почему бы нет, если трактор —«Порше»! Оцените, с каким изяществом сделана эта деталь, больше напоминающая головку специальной палочки для мёда. Фото: Денис Тюркин / Столица С
Та самая стилизованная под карьер песочница. Фото: Денис Тюркин / Столица С

В музее пахнет пылью, нафталином, там злые тетки, шипящие «Не подходите близко к витрине! Не трогайте ничего!», там скучно. Это вам подтвердит каждый ребенок, который… не был в Чебоксарах на проспекте Мира. В единственном в стране музее трактора (официальное название — научно-учебный комплекс «Научно-технический музей истории трактора») нет злобных смотрительниц, а зал с основной экспозицией создан для того, чтобы по этим самым экспонатам (между прочим, производства разных стран) лазали. Хочешь попасть внутрь «препарированного» Т-4А и подергать рычаги? Пожалуйста! Есть желание ощутить себя водителем трактора «Порше» (были и такие!)? Милости просим! А еще там есть стилизованная под карьер огромная песочница с игрушечными самосвалом, экскаватором, краном и вагоном. Поэтому даже взрослый воспринимает располагающуюся перед этим залом классическую экспозицию индустриальной истории человечества с витринами и прочим антуражем «скучных музеев», как вкусное блюдо перед славным десертом. Как только начнется обычная жизнь — съездите в Чебоксары. Детей обязательно возьмите.

Закрыть
Реклама
Закрыть