Куда исчезла Александра Тихомирова из фильма «Москва слезам не верит»?

В феврале этого года исполнилось 40 лет со дня премьеры картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», получившей «Оскара» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Эта лента до сих пор пользуется любовью миллионов зрителей. По случаю юбилея кинокритик «Столицы С» Николай Кандышев в рамках рубрики «Потускневшие звезды» решил вспомнить об актрисе Наталье Вавиловой. Изящная большеглазая девушка начала кинокарьеру со школьной скамьи – можно вспомнить фильм «Розыгрыш» того же Меньшова. Но самой звездной ролью, безусловно, следует считать Александру Тихомирову из «Москвы слезам не верит» — дочь главной героини в исполнении Веры Алентовой… Почему талантливая актриса ушла из кинематографа? Чем она занимается сейчас? Ответим на эти вопросы…

Наталья родилась в Москве 26 января 1959 года. Она была пятым — самым младшим ребенком — в многодетной семье дипломатического работника Дмитрия Вавилова. Они жили в просторной квартире на Ленинском проспекте —  недалеко от «Мосфильма». С раннего детства девочке дали понять, что ей придется идти по стопам отца.  Но в 15-летнем возрасте с Натальей случилось знаковое событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь. В магазине рядом с домом на нее обратил внимание ассистент режиссера Юлии Солнцевой, предложив принять участие в фильме «Такие высокие горы», который вышел на экраны в 1974 году. Родители восприняли съемки Натальи без энтузиазма, но препятствовать не стали. Небольшая роль позволила другим режиссерам заметить талантливую и красивую девочку.  Вскоре она снялась в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты. Это была эпизодическая роль в сцене на балу.  А спустя некоторое время в школу, где училась наша героиня, пришел ассистент режиссера Владимира Меньшова и предложил более серьезную работу в фильме «Розыгрыш», где   главную роль исполнил Дмитрий Харатьян. Стройная актриса с большими грустными глазами идеально подошла ему в качестве напарницы.  Вавиловой предрекали звездную кинокарьеру. Но  родители запретили  сниматься, настаивая на поступление в престижный вуз. Они устроили Наташу на курсы дипломатов…  На съемки следующей картины Меньшова «Москва слезам не верит» приходилось ездить тайком. А потом об этом узнал отец, который взял под контроль все передвижения дочери. Положение спас Алексей Баталов — исполнитель главной мужской роли. Вавиловы были в шоке, увидев его на пороге своей квартиры. Вместе с режиссером Меньшовым актер убедил родителей Натальи дать разрешение на участие в фильме.  В итоге она сыграла «коренную москвичку» Александру  Тихомирову — дочь главной героини в исполнении Веры Алентовой.

«Москва слезам не верит» вышла на экраны в 1979 году и была прохладно встречена кинокритиками. Зато зрители, в том числе работники клинского завода «Химволокно», где проходили съемки, а затем состоялась премьера, приняли фильм «на ура». Кассовый успех был таким же ошеломительным, как у знаменитых  «Пиратов XX века». В 1981 году «Москва слезам не верит» получила «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Картина стала классикой советского кинематографа и до сих пор пользуется огромной популярностью. Не меньше, чем кинематографическая слава, Наталью Вавилову радовало личное счастье. На официальной премьере она познакомилась с режиссером Самвелом Гаспаровым — человеком с необычной биографией. Уроженец Тбилиси трудился водителем—дальнобойщиком. Пережив развод с женой, он оказался  в столице. Самвел познакомился с кинематографистами, которые пришли в восторг от его рассказов. Екатерина Васильева, тогда еще начинающая актриса, показала их режиссеру Михаилу Ромму. Тот, в свою очередь, предложил Гаспаряну поступить на режиссерское отделение ВГИКа. Ромм не ошибся.  Гаспарян ярко проявил  свой талант. Он участвовал в создании хитов советского кинопроката — «Ненависть», «Хлеб, золото, наган», «Забудьте слово смерть»… Несмотря на разницу в 20 лет, Наталья и Самвел полюбили друг друга. После успеха ленты «Москва слезам не верит» Вавилова поступила во ВГИК, который окончила в 1984 году. К этому времени список ее главных ролей существенно пополнился —  «Вторжение» и «Половодье» (1980), «Ученик лекаря» (1983, первый советский стереофильм). Правда, эти работы не принесли такого успеха, как участие в оскароносном фильме Меньшова. Но в то же время зрители и критики высоко оценили роль Ларисы Чемодуровой в картине «Нас венчали не в церкви» (1984). Также успехом пользовался фильм-катастрофа «Поезд вне расписания» (1985). К 1986 году Наталья снялась уже в 20 картинах и получила приглашение на главную роль в революционно-исторической ленте «Николай Подвойский» режиссера Юрия Борецкого. По сюжету ей нужно было ездить верхом на лошади. Наталья два месяца исправно посещала занятия на ипподроме, чтобы подготовиться к съемкам. Но это не спасло от несчастного случая, который произошел на репетиции. Наталье по ошибке вывели больного коня, который не был закреплен за ней. В итоге животное скинуло Вавилову на землю. Артистка получила травму позвоночника. Целый месяц ей пришлось провести в больнице. Наталью пообещали оставить в проекте, но уже через неделю продолжили съемки без ее участия. Этот случай стал для актрисы настоящим ударом. Она едва выздоровела в физическом плане, но не смогла пережить психологическую травму. Муж Натальи Самвел Гаспаров поддержал ее в этот трудный период жизни. Он спланировал романтическое путешествие. На протяжении нескольких месяцев супруги колесили по Европе, забыв о съемках и проблемах. Вернувшись домой, Гаспаров попытался восстановить в Наталье уверенность, сняв в главной роли в фильме «Стервятники на дорогах». К сожалению, картина долгое время пролежала на полке из-за развала системы кинопроката. Последним проектом в фильмографии актрисы стало «Дело Сухово-Кобылина», где Наталья сыграла сестру главного героя. Своих детей у нее с мужем нет, но пара всегда заботилась о четырех племянниках и дочери Гаспарова от первого брака Нине. Внуки Серго и Кетино без ума от бабушки. Вавилова сознательно предпочла жизнь домохозяйки свету софитов. Любящий муж, который после распада Советского Союза занялся продюсированием, предоставил ей все условия для беззаботного существования. Супруги приобрели земельный участок в подмосковном поселке Рублевка, где построили двухэтажный коттедж. Любимым занятием Натальи со временем стало садоводство. Она увлеклась выращиванием роз. Звезда советского экрана принципиально не общается с прессой, так как в свое время журналисты распускали много слухов. Например, сообщали о том, что Наталья парализована после травмы позвоночника, что ревнивый муж запрещает играть в кино и вообще не выпускает из дому, что она вышла замуж за гражданина США и уехала из страны… К счастью, в реальной жизни все обстоит иначе – но возвращаться в кинематограф Вавилова не планирует. Она часто посещает церковь, общается со священником…

У Вавиловой есть «Мерседес» и личный водитель. Женщина вместе с супругом ездит по детдомам и оказывает материальную помощь их воспитанникам. Но рассказывать об этом супруги не хотят. Говорят, что благотворительностью занимаются не для того, чтобы покрасоваться: «Если мы будем кричать об этом — пропадет смысл!» Сейчас супруги вновь переживают нелегкие времена. Самвелу Гаспарову диагностировали тяжелое заболевание желудка. В 2019 году пара продала загородный дом за 40 миллионов рублей и переехала в столичную квартиру. Сейчас Наталья Вавилова полностью посвятила себя заботе о муже…

Фильмография Натальи Вавиловой

«Такие высокие горы» (1974, режиссер Юлия Солнцева); «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976, Александр Митта); «Розыгрыш» (1976, Владимир Меньшов); «Красные дипкурьеры» (1977, Виллен Новак); «По улицам комод водили» (1978, Марк Генин); «Тяжелая вода» (1979, Леопольд Бескодарный); «Москва слезам не верит» (1979, Владимир Меньшов); «Половодье» (1980, Виталий Четвериков); «Вторжение» (1981, Виллен Новак); «Молодость. Выпуск 5» (1981, Евгений Герасимов); «Шофер на один рейс» (1981, Вадим Зобин); «Нас венчали не в церкви» (1982, Борис Токарев); «Ученик лекаря» (1983, Борис Рыцарев); «Мой избранник» (1984, Алексей Коренев); «Победа» (1984, Евгений Матвеев); «Не ходите, девки, замуж» (1985, Евгений Герасимов); «Поезд вне расписания» (1985, Александр Гришин); «Не имеющий чина» (1985, Ольгерд Воронцов); «Бармен из «Золотого якоря» (1986, Виктор Живолуб); «Время сыновей» (1986, Евгений Матвеев); «Наездники» (1987, А. Бобров); «Стервятники на дорогах» (1990, Самвел Гаспаров); «Дело Сухово-Кобылина» (1991, Леонид Пчелкин).