Вторник, 22 апреля
Общество

Журналист «Столицы С» вернулся из Донецка

На линии фронта оказались воспитанники макеевской школы-интерната, расположенной недалеко от Донецка. Как они пережили бомбежки и голод

САРАНСК — ДОНЕЦК — САРАНСК

Огонь войны, который продолжает тлеть на юго-востоке Украины, держит в постоянном напряжении и страхе местных жителей. И больше всех страдают дети. Вместе с волонтерами Донецкой Народной Республики АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ побывал в Макеевской специальной школе-интернате № 36 и передал «столичные» подарки ее воспитанникам. Корр.«С» вернулся в Мордовию 7 декабря…

«Первые обстрелы здесь начались в августе 2014-го, — рассказывает завхоз школы-интерната Татьяна Жотик, одна из тех, кто пережила ужас бомбежек. — Хорошо, что шли каникулы и детей в корпусах не было. Иначе беды не избежать… Фактически мы оказались на переднем крае… Украинские войска — буквально за околицей. Мины, снаряды рвались на нашей территории. Выбило все стекла… К ноябрю того же года после обращения к руководству Донецкой республики окна застеклили. Но на этом мучения, увы, не закончились. Второй раз пережили ужас в феврале 2015-го. К нам снова полетели снаряды. Как выжили? В спальном корпусе есть помещение, которое мы стали называть бомбоубежищем, а по сути это обычный подвал. Там мы и прятались. Еды у нас оставалось по минимуму. Сотрудники носили картошку из дома — по килограмму каждый. Хорошо, что министерство образования и науки ДНР выделило муку из российского гуманитарного конвоя…»


О ситуации, в которой оказались воспитанники интерната, узнали ополченцы. Одним из первых на помощь детям пришел руководитель республиканского поискового объединения «Донбасс» Александр Мальцев, позывной «Почтальон». «Когда начались бои, учеников и персонал школы не успели эвакуировать, — рассказывает он. — Директор убежала на украинскую сторону, бросив всех на произвол судьбы… О том, что на «нейтралке» в подвалах сидят голодные дети, нам рассказал командир роты разведки из батальона «Восток». На тот момент в школе находилось около 30 ребят в возрасте от 6 до 16 лет. Из питания у них оставалось немного муки, еще какие-то скудные припасы. Хлеба почти не было. На дворе зима, а все дети в летней одежде. Разведчики оставили им свои пайки… У меня было около 700 гривен, сразу поехали на рынок — купили хлеба, крупы, мяса… Эвакуировать детишек тогда возможности не было, подвалы интерната стали для них самым безопасным местом…» Весть о том, что на линии фронта дети гибнут от голода и холода, моментально разлетелась по ДНР. А сам «Почтальон» стал ангелом-хранителем школы-интерната. С его подачи в подразделениях войск Донецкой республики начался сбор продуктов, вещей и предметов первой необходимости. Собирали с миру по нитке. Раненые в госпиталях, и те, узнав о беде, стали собирать посылки. «Вместе с нами дети пережили весь ужас войны, — рассказывает нынешняя директор школы-интерната Наталья Якимова. — Фактически мы выжили только благодаря помощи ополченцев и российских волонтеров. Каждый день мы, работники школы, под обстрелами по очереди прорывались в здание. Было очень страшно… А дети рассказывали, как снова рассматривали в небе летящие ракеты… Они маленькие, но уже прекрасно понимали, что происходило вокруг. Понимали, что идет война, что убивают таких же, как они, в Енакиеве, Иловайске, Амвросиевке, Донецке… И кто нас обстреливает, тоже понимали. Все, что мы хотим, — это жить в свободной стране, на своей земле, где выросли наши предки, говорить на родном русском языке. Больше нам ничего не нужно… Порой под обстрелами охватывала настоящая паника: неужели нам никто не поможет? Однако в последний момент всегда находились люди, которые нам помогали. Но второй раз пережить этот ужас здесь мы уже не сможем…»


Сейчас в макеевской школе-интернате проживает 127 детей из разных населенных пунктов Донецкой республики. В основном они из малообеспеченных и многодетных семей. Дети, пережившие голод и обстрелы, возвращаются к нормальной жизни. Но им нужна помощь…

Материалы по теме
Закрыть