«Мордовскому биатлону не нужны «варяги»!»
В уверен спортивный патриарх республики Александр Маланьин, воспитавший самую титулованную стреляющую лыжницу региона-13
Александр Маланьин — патриарх и живая легенда мордовского биатлона. Самому ему не довелось завоевать громких титулов, однако тренер воспитал целую плеяду мастеров спорта. Среди них — одна из лучших в то время биатлонисток СССР и Европы, первый мастер спорта международного класса среди советских женщин Валентина Малань¬ина. О том, как в республике зарождался популярный вид спорта, и его перспективах наставник рассказал МИХАИЛУ ДЖУМБЛАТОВУ.
Бандитский Посоп
79-летний пенсионер живет в скромной однокомнатной квартире на юго-западной окраине Саранска. Несмотря на спартанские условия, он не ропщет на судьбу и ведет полноценную насыщенную жизнь. Недооцененный специалист заложил фундамент биатлона в Мордовии.
«Родился я в селе Новая Уда Лямбирского района в многодетной крестьянской семье, — вспоминает Маланьин, — был последним из 17 братьев и сестер. Тогда в деревнях была высокая детская смертность, поэтому до совершеннолетия дожили лишь десять человек. Отец работал председателем одного из лучших в республике колхозов. Родительница была домохозяйкой, впоследствии получила звание «Мать-героиня». После войны семья переехала ближе к столице Мордовии. Отца перевели на партийную должность в Посоп. Я окончил саранскую школу № 9. Учился на отлично, но золотую медаль мне не дали, потому что был озорником, постоянно хулиганил. В школьные годы увлекся спортом, летом мы с друзьями играли в футбол, а зимой заливали каток и рубились в хоккей. После десятилетки за компанию с приятелями поступил в ФЗУ при Пензенском велозаводе на специальность «наладчик автоматов». Стал чемпионом области среди юношей по конькам и среди взрослых по велоспорту в шоссейных гонках. Когда призывался в армию, имел первый разряд по велоспорту и второй по конькам. Я с раннего детства постоянно болел, отличался крайней худобой и маленьким ростом. В шестом классе перенес корь, доктор сказал отцу, что я скоро умру. К счастью, нашелся более опытный врач, который меня вылечил. Посоп в послевоенные годы имел репутацию бандитского района, поэтому мне постоянно приходилось драться. В одной потасовке стенка на стенку мне сильно повредили глаз. Он до сих пор плохо видит».
Армия
«Служить мне очень хотелось, ведь юноша, не побывавший в Советской армии, считался тогда неполноценным, — рассказывает тренер. — Я пошел на хитрость. На призывной медкомиссии при проверке зрения в обоих случаях закрывал только левый глаз. Номер удался, и меня отправили в учебный танковый батальон в Саратовской области. После учебки в звании сержанта стал командиром боевой машины. Затем меня перевели в Карелию, где я увлекся лыжами, стал одним из лучших спортсменов гарнизона. Там же приобщился к гонке патрулей. Бойцам надлежало пробежать на лыжах 30 километров и на огневом рубеже поразить мишени из автомата Калашникова. Из прикладной армейской дисциплины впоследствии зародился биатлон».
Служба прервалась весьма неожиданным образом, вместо положенных трех лет Александр отдал Родине два с половиной. «Однажды у нашей части остановился поезд с вагонами-лесовозами и меня с подчиненными отправили их разгружать, — вспоминает пенсионер. — Мы забрались на самый верх и открыли ром: наши пограничники вытаскивали из-под бревен эстонцев-перебежчиков, которые хотели нелегально выехать в Финляндию. Вдруг бревна покатились, и мы кубарем полетели на насыпь». Маланьин получил тяжелую травму от удара и пролежал в госпитале 53 дня. В 22 года его комиссовали с III группой инвалидности. «У меня было опущение всех внутренних органов, даже дышал с трудом, — рассказывает наставник. — Мне капитан говорит: «Сержант, у тебя есть бабушка в деревне?» Я ему: «Ну, есть». «Только бабушка тебя вылечит», — сообщил командир. В нашей деревне была бабушка, которая всегда нас лечила. Вернувшись домой, я сразу обратился к ней. Она две недели делала мне массаж живота, и я стал выпрямляться. До сих пор помню ее слова: «Будешь еще, Маланьюшка, рекорды бить!» Как потом показала жизнь, слово свое она сдержала.
Валентина
Постепенно парень начал нормально дышать и ходить. Поступил в университет на факультет электронной техники. Устроился на работу в стрелковый клуб приборостроительного завода, учил школьников стрельбе в тире. Занимался различными видами спорта. Входил в сборную Мордовии по биатлону, многократно становился призером всесоюзных и российских соревнований, выигрывал все зональные соревнования Спартакиады народов СССР и ЦС «Спартак». Был чемпионом республики по спортивному ориентированию. Входил в число сильнейших спортсменов по велоспорту, бегу, лыжам, пулевой стрельбе, летнему и зимнему комплексу ГТО. По всем этим дисциплинам имеет первый разряд.
Биатлон появился в Мордовии в середине 1960-х годов. Заняться новым видом спорта Маланьину предложили друзья из ДОСААФ. «Тогда я стал директором лыжной базы завода «Электровыпрямитель». А у женской сборной не было тренера. Мне предложили должность, и я согласился, — продолжает Александр. — С женой Валентиной познакомился еще раньше, когда оба входили в сборную Мордовии по шоссейным гонкам. В 1967 году поженились, у нас родился сын. Выйдя из декрета, Валя стала тренироваться у меня. Всего через год она стала выигрывать соревнования по биатлону одно за другим. В 1970 году стала чемпионкой РСФСР и Советского Союза. В 1972 году ее пригласили в сборную СССР, за которую выступала четыре года. Валентина выиграла ряд крупнейших всесоюзных и международных соревнований, была многократной чемпионкой Европы. Она первый мастер спорта международного класса по биатлону среди женщин в СССР. Жаль, что женский биатлон включили в программу Олимпийских игр только в 1992 году. Раньше Валя вполне могла бы выиграть олимпийскую медаль. В Европе она всех обыгрывала «на одной ноге», дома у нас стояли горшки, полные медалей. После завершения карьеры ее попросили передать их в музей, потом они куда-то пропали».

Александр Маланьин держит себя в хорошей форме. Каждый зимний день он пробегает на лыжах по 20 километров
Женский биатлон в те годы был наиболее развит в СССР и ГДР, потом к ним подтянулись Чехословакия, Польша, Болгария, Венгрия и Румыния. В Германии и Швеции стреляющие лыжницы мирового уровня появились лишь 1980-х годах. Валентина Маланьина до сих пор остается самой титулованной биатлонисткой республики. Однако Александр Николаевич не получил за подготовку спортсменки никакого звания.
«Я работал старшим тренером мужской и женской сборных Мордовии и одновременно был личным наставником Валентины в сборной страны, — рассказывает пенсионер. — Но из-за большой загруженности не имел возможности выезжать с ней за границу. В итоге полагающееся мне звание заслуженного тренера России в 1976 году присвоили старшему тренеру сборной СССР Александру Гоцуляку. Из-за этого наша семья распалась. Лишь потом я узнал, что именно он вычеркнул мою фамилию из наградного листа».
За победу на соревнованиях любого уровня внутри страны тогда призовых не платили. «В то время в единственной в республике секции биатлона всем желающим выдавались бесплатно кроссовки, спортивная форма, носки, шапочки, лыжи и винтовки. Занятия у меня на лыжной базе на улице Пионерской посещали несколько десятков человек — от детей до взрослых. Было много заводских рабочих, которые тренировались после смены. Когда выезжали на соревнования в другие города, выплачивались только командировочные и деньги на проживание. А вот за границей все было по-другому. Помню, однажды Валентина заняла первые места на трех стартах в Болгарии и получила за это 473 рубля. Я как тренер — 135 рублей. Впрочем, не это было главным. Мы прославляли страну и были счастливы, когда над нами развевался флаг родины и звучал советский гимн».
Допинг
Бывший старший тренер сборной Мордовии по биатлону утверждает, что никогда не давал подопечным стимуляторов. «У нас в штате не было даже спортивного врача, все решал тренер, — рассказывает наставник. — Поэтому я полностью контролировал ситуацию. Однако не все были такими принципиальными, кое-кто баловался фармацевтикой. Допинг-контроля тогда не существовало. В Республиканском физкультурном диспансере мне выдавали коробки с разноцветными пилюлями, которые назывались стимулирующими лекарствами. Понятия «допинг» не было. Я прятал их в сейф и не доставал. Занимавшиеся у меня девчонки родили по трое-четверо детей, и никто не стал инвалидом. Пусть не все стали чемпионками, зато у меня спокойно на душе. Никто из них не родил уродов, и никому я не искалечил жизнь. А тех, кто подсаживает спортсменов, особенно детей, на допинг, надо сажать в тюрьму!»
Прощай, оружие!
Маланьин также воспитал не один десяток кандидатов и мастеров спорта, огромное количество разрядников. Среди них около 20 чемпионов России. Наиболее известными воспитанниками стали мастер спорта, генеральный директор АО «Мордовагромаш» Геннадий Громов, президент Федерации биатлона РМ Анатолий Кузьмичев, 17-кратная чемпионка России и чемпионка СССР по летнему биатлону Нина Алямкина.
Самое тяжелое время для мордовского биатлона наступило в перестройку. Начался криминальный раздел собственности. Опасаясь, что винтовки попадут к преступным группировкам, заводское руководство распорядилось разобрать оружие на части и закопать в Ленинском лесопарке.
«Я вынужден был подчиниться приказу, — вспоминает Александр Николаевич. — В то время у меня было около 20 стволов и десятки тысяч патронов калибра 7,62 и 6,5 мм. А ведь это огнестрельное оружие с мощной убойной силой от 1,5 до 5 км — больше, чем у автомата Калашникова! Когда обстановка немного успокоилась, мы оружие откопали, а то не с чем было тренироваться. Мордовские биатлонисты пользовались винтовками ижевского производства, они уступали по качеству изделиям немецкой фирмы «Аншутц». Германские винтовки отличались плавным ходом спускового крючка, отсутствием осечек и удобными патронами, которые не выскальзывали из рук. Оружие на ИЖМАШе¬ по индивидуальному заказу изготавливалось только для членов сборной страны. Такая винтовка была у Валентины Маланьиной и стоила больших денег. На конец 1980-х — начало 1990-х пришелся расцвет преступных группировок, у нас их называли «конторами». Некоторые мои ученики попали под их влияние и использовали навыки стрельбы в неблаговидных целях. Много таких ребят жили у клуба «Строитель». Жаль, что многие из них совсем молодыми сложили голову в криминальных разборках».
Вечно молодой
Новая эпоха в развитии мордовского биатлона началась в 2007 году, когда на юго-западе Саранска открылся лыжно-биатлонный комплекс. «Там созданы хорошие условия для учебно-тренировочного процесса, — считает бывший тренер. — Но мне не нравится его расположение на горе, ветер мешает спортсменам бежать по дистанции и стрелять на огневом рубеже. Также мне не по душе стратегия, направленная на «аренду» титулованных биатлонистов из других регионов, которые выступают по параллельному зачету за республику. Так создается видимость успешного развития спорта, а нам нужно находить и доводить до высокого уровня местных ребят. Уверен, что способная молодежь у нас есть. Главное, суметь ее найти и смотивировать на достижение результатов».
Невзирая на преклонный возраст, ветеран ведет активный образ жизни. В январе 2014 года стал самым старшим участником эстафеты Олимпийского огня в Саранске. В 2013 году выиграл республиканские соревнования по биатлону среди 60-летних. Является многократным победителем «Кросса наций» и соревнований по бегу в ЦОП им. Чегина. Секрет вечной молодости Александра Николаевича помимо природного оптимизма заключается также в строгом соблюдении спортивного режима. Пенсионер ежедневно делает часовую зарядку, регулярно плавает в бассейне и каждый день зимой пробегает на лыжах до 20 километров. В прошлом году Маланьин участвовал в соревнованиях по сдаче ГТО среди общеобразовательных заведений в спорткомплексе «Мордовия» и выполнил нормативы лучше, чем 15-летние подростки.
Личное дело
Александр Николаевич Маланьин родился 27 июля 1936 года. Выпускник ФЭТ МГУ им. Огарева. Многократный призер российских и всесоюзных соревнований. 15 лет проработал старшим тренером сборной Мордовии по биатлону. Директор лыжной базы «Электровыпрямителя» с 1963-го по 1996 год. Заслуженный работник физической культуры Мордовии. Награжден медалью «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», медалью Героя Советского Союза Покрышкина.