Отцу Сергию и его многочисленной семье необходима помощь
Настоятель Никольской церкви в чамзинском селе Сорлиней Сергий Смоляков получил тяжелые повреждения и пережил несколько операций. Пока он не может служить и прокормить многочисленное семейство. Сейчас на попечении батюшки шестеро детей и двое внуков. Этот приход отец Сергий возглавляет уже 20 лет. За это время при активной поддержке матушки, семи сыновей и пяти дочерей он смог многое сделать для возвращения былого величия каменному храму, построенному в русско-византийском стиле еще в 1856 году. Смоляковых хорошо знают в Чамзинском районе. Творческие и одаренные, они смогли организовать семейную музыкально-театральную группу «Мечта». Несколько раз в год устраивают благотворительные концерты для стариков, учеников воскресных школ и воспитанников детских садов. «Не думали, что когда-то будем просить о помощи, — говорит матушка Ольга. — Всегда сами старались поддерживать нуждающихся». Со Смоляковыми познакомилась Ольга Старостина.
Смоляков приехал в Мордовию вместе с семьей 21 год назад. Здесь, будучи уже взрослым человеком, решил изменить свою жизнь и пойти по пути священничества. «Я родился в Оренбургской области, но детство и юность провел в Набережных Челнах, куда родители попали по распределению, — рассказывает 55-летний батюшка. — Со своей будущей супругой учились в одном классе. Расписались в 1985-м. Тогда я работал на заводе КАМАЗ и о духовном сане даже не помышлял. В 1997-м, когда в семье уже было три сына, мы решили уехать от суеты большого города и поселились в Жигулевске Самарской области. Там, как и мечтали, купили дом, развели огород, купили коз… Место было очень тихое и живописное — недалеко от национального парка…» Дальнейшую судьбу решил случай. Весной 2000 года Смоляковы приехали к родственникам в Мордовию, где попали на службу к известному старцу Макаровского монастыря ныне покойному Феофану. Тот посмотрел на многодетную пару и сказал: «Переезжайте». «Мы тогда менять место жительства не планировали, — говорит матушка Ольга. — Но, как только вернулись в Жигулевск, в дверь постучалась женщина и предложила купить наш дом, причем за большие деньги. А мы даже никаких объявлений не давали! Долго не раздумывали. На часть полученных денег купили «Ниву» и прицеп, куда загрузили вещи и коз. Так и поехали в Мордовию. Тогда у нас уже было шестеро детей…» Смоляковы приобрели жилье в Чамзинке. Завели корову, свиней, гусей, другую живность. По выходным всем семейством посещали службы в местных храмах, в том числе — в церкви Казанской иконы Божией Матери, расположенной в селе Маколово. Там их заметил бывший благочинный Чамзинского района Лазарь, который сейчас является епископом Нарвским и Причудским и служит в Прибалтике.
«Как Господь апостолов выбирал из толпы, так же и меня батюшка выделил из числа прихожан, — вспоминает отец Сергий. — Подошел. Поинтересовался, как живу, где работаю, одна ли у меня жена при таком-то количестве детей… В итоге предложил священство, которое я принял…» Церковь в Сорлинее, построенная в 1856 году, к тому времени находилась в удручающем состоянии. «По рассказам старожилов, после закрытия в 1961-м местные жители пытались оградить ее от разграбления, — рассказывает матушка. — По ночам даже выставляли охранные посты, но уберечь не смогли. Постепенно из нее вынесли все дубовые полы и двери, частично разобрали кровлю. В 1991 году церковь стали спешно восстанавливать. Видимо, что-то не предусмотрели или не до конца просохли стены, но новая штукатурка быстро потрескалась, краска осыпалась. Более того, поначалу храм отапливался печкой, поэтому все стены и своды оказались закопченными. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, мы в первый год служения обратились за помощью в одну чамзинскую организацию. Директор тогда нас с батюшкой чуть за мошенников не принял. Его сильно удивило, что просят денег на церковь, которую всего 10 лет назад капитально отремонтировали. Так ничего и не дал. А приход у нас очень маленький, своими силами было не справиться. Только в 2010 году наша семья и некоторые бывшие прихожане начали косметический ремонт. Правда, вскоре выяснилось, что придется делать капитальный». Весь новодел рассыпался на куски, обнажив старинную кладку. По словам матушки Ольги, штукатурка падала огромными кусками. К счастью, никто не пострадал, хотя в ремонте были задействованы дети Смоляковых. 3-летний Кирилл, к примеру, выносил из храма мусор, насыпая его в свое маленькое ведерко. Кстати, в том году в семье родилась младшая дочь Кристина — 12-я по счету. На все работы ушло почти полгода. На Рождество Христово 2011 года храм встретил прихожан, сияя белоснежными стенами. Хотя завершить начатое до конца батюшка и его главные помощники так и не смогли. Средства закончились, а вскоре начала протекать кровля. «В 2018 году стараниями бывших прихожан благотворительный фонд выделил нам огромную сумму — 1 миллион рублей! — продолжает матушка Ольга. — Почти половина денег ушла на замену всех окон. Старые рамы прогнили и из них уже начали выпадать стекла. Оставшиеся средства были потрачены на ремонт крыши над трапезной и другие мелкие работы. Иконостас в главном престоле во имя пророка Ильи мы своими силами разобрали, отреставрировали и перекрасили. Последнее, что удалось сделать уже в прошлом году, установить иконостас в пределе Николая Чудотворца».
Жизнь в храме замерла в сентябре прошлого года. 13-го числа батюшка получил сильные травмы во время велосипедной прогулки и был вынужден оставить служение. Большая семья священника любила двухколесный транспорт, на котором часто путешествовала по полям и лесам Чамзинского района. В тот злополучный день Смоляковы решили опробовать велодорожку на Юго-Западном шоссе Саранска. «На спуске я не справился с управлением, так как под колесо попал камень», — говорит отец Сергий. Он вылетел на обочину, сбив ногой металлический столбик. Упал на бетонные плиты водосточной системы. Скорая помощь доставила пострадавшего в 4-ю городскую больницу. Первые исследования не показали повреждений внутренних органов. Батюшке диагностировали множественные переломы и травму бедренного сустава правой ноги. Но утром следующего дня скрытые разрывы дали о себе знать. «Пострадали легкие и печень, селезенку пришлось удалить, — говорит матушка Ольга. — Батюшка 10 дней провел в реанимации. Операцию на ноге сделали лишь 3 октября, когда состояние немного стабилизировалось. Раздробленную кость собирали по частям, поэтому в итоге она оказалась короче на 5 сантиметров… Двигаться запретили. А вскоре начались проблемы с сосудами. Пришлось дважды хирургическим путем удалять образовавшиеся в ноге тромбы. Затем, вследствие приема большого количества лекарств, в желудке образовались две язвы. В итоге супруг провел в больнице около двух месяцев».
Денег семье уже тогда не хватало, но матушка надеялась, что вскоре все наладится. Только восстановление после травм идет тяжело — врачи запрещают наступать на поврежденную ногу. «Старшие сыновья не могут нам помочь, — сокрушается Ольга Смолякова. — Один сейчас живет в Казани с семьей и только устроился на новую работу. Еще двое сыновей недавно организовали собственное дело в Чамзинке, но пока работают в убыток». Несмотря на запреты докторов, отец Сергий в ближайший выходной планирует провести службу в Сорлинее. «Там, наверное, все тропинки занесло, — улыбается он. — Но ничего, что-нибудь придумаем!»
P. S. Если вы захотите помочь семье отца Сергия Смолякова и приходу Никольской церкви Сорлинея, обращайтесь к матушке Ольге по телефону 8-927-191-82-22 или перечисляйте деньги на счет храма: АКБ «АКТИВ БАНК» (ПАО) г. Саранск.
Адрес: 430005, Мордовия, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 36а.
БИК: 048952752. Корр. счет: № 30101810500000000752.
Расчетный счет: 407038100200000000278.