Наркотики выкосили наше поколение. С моего двора 6–7 человек за несколько лет ушли…
Лидер группы «Люмен» Тэм Булатов — «Столице С».
Рок-группа «Люмен» в начале ноября дала концерт во Дворце культуры и искусств Мордовского университета. «Мы приехали к вам петь о мире!» — заявил солист Тэм Булатов, исполнивший песни из последнего альбома «Нет времени для любви». Автор хитов «Сид и Нэнси» и «Гореть» в последнее время редко дает интервью, но для ЕКАТЕРИНЫ СМИРНОВОЙ сделал исключение. «Как дела? Хорошо? Ну и прекрасно! — приветствовал музыкант журналистку и уселся на пол. — Можем начинать!»
«С»: Насколько твоя личность отражается в песнях? Ты поешь про себя?
— Всегда по-разному. Есть песни глубоко личные, которые связаны с очень конкретными переживаниями и людьми. Но я стараюсь сделать так, чтобы эти эмоции стали личными для каждого слушателя и он перекладывал бы их на какие-то моменты в своей жизни. А есть произведения совершенно абстрактные, которые меня наталкивают на размышления о той или иной проблеме.
«С»: Какие чувства испытываешь, выходя на сцену?
— Это трудно описать… Всегда присутствует волнение. Если музыканта не волнует, как пройдет концерт, значит, он перегорел и на сцене ему делать нечего. Если не пытаешься донести людям никаких эмоций, то можешь смело завершать карьеру. А если тебе не все равно, значит, будешь волноваться.
«С»: Около десяти лет ты поешь песню «Государство», в которой есть строчка: «Я так люблю свою страну, но ненавижу государство». Отношение за последние годы не изменилось?
— Нет, продолжаю считать так же. На волне патриотического подъема в связи с последними событиями на Украине мы снова стали совсем одни и против всех. Мне неприятны усиливающиеся настроения однобоко оценить события на Украине. В таком случае всегда случается надлом в состоянии общества. Если несколько лет назад Андрей Макаревич и другие исполнители высказывали отличные от большинства точки зрения, то про них говорили: «Оппозиционеры, это ваша точка зрения. Но вас мало, потому говорите что хотите…» Теперь же на них откровенно спускают собак. Больше всего меня угнетает, что здесь нет никакого посыла сверху. Один из политиков сказал: «Неужели вы думаете, что нам в Кремле больше заняться нечем, как Макаревича травить?» Все это исходит от граждан и только по их инициативе. Никакие точки зрения теперь в обществе не принимаются. Людей, которые выходили на Болотную площадь, тоже считали оппозиционерами. Многие считали их глупыми людьми, но никто не называл их врагами. Большинство населения думало, что митинговали зажравшиеся москвичи, которым нечего делать. А сейчас прошедший недавно «марш мира» воспринимается как вражеский. Что это некая «пятая колонна» национальных предателей. И это отношение исходит не от госорганов, а от общества. В связи с этим я вспоминаю замечательную цитату: «Да, Сталин, может быть, был плохой. Но кто написал миллионы доносов?»
«С»: Нет ли у тебя желания поехать на Украину и дать концерт в поддержку Донбасса, как это делают другие популярные исполнители?
— Наша группа не поддерживает ни одну из сторон в этом вооруженном конфликте. Когда только начинался Майдан и кресло президента еще занимал Янукович, у нас был тур по Украине. Мы общались с местными жителями. «Нам все равно, что там на Майдане происходит», — говорили они. Украинцы так же относились к происходящему, как и жители нашей страны к событиям на Болотной площади. За несколько месяцев ситуация изменилась. Из локальных столкновений в Киеве все переметнулось на целую страну… По последним данным, на Украине в ходе вооруженных конфликтов погибли 4 тысячи человек. И обе стороны говорят, что хотят договариваться. Что за бред? Всем давно понятно, что военного разрешения конфликта у этой ситуации нет. ООН в данном случае показывает себя как бесполезная организация. Хотя в этом я убедился после событий в Сербии, которую бомбили вопреки решению Совета безопасности. Сначала начали сбрасывать бомбы, а только потом продавили эту акцию. Перед Второй мировой войной была Лига наций, которая также не смогла справиться со своими задачами и обеспечить мир. ООН сейчас тоже неспособна это сделать. Меня это очень сильно напрягает, что это дорога к большому напряжению между странами, и непонятно, чем все закончится… Как только на Украине будет четкий мир, мы обязательно приедем туда с концертом. Сейчас ни одна из сторон не допустит, чтобы концерты были и там, и там. Если мы приедем в Киев, то нас не рады будут видеть в Донецке и Луганске. И наоборот. Мы хотим, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что мы этот конфликт вообще ни в каком виде не поддерживаем.
«С»: Сам участвовал в митингах?
— Да, несколько лет назад в родной Уфе. Выходил на площадь вместе с недовольными результатами выборов в парламент. Я был один из тех, кто был уверен в их нечестности и выступал за их отмену. Настроение было такое: «Кто угодно, только не правящая партия!» Мы были уверены, что у коммунистов, либералов и справедливороссов должно быть больше мест в парламенте. Смысл в том, что чем больше разных мнений представлено в парламенте, тем объективнее будут принятые решения. Когда у «Единой России» большинство, она, не глядя на оппозицию, может продавливать любые законы, которые только нужны. Мысль о том, что «парламент — не место для споров», для меня нонсенс. Если не отстаивать при обсуждении законов точки зрения разных партий и интересы населения, то какой тогда вообще смысл в парламенте? Давайте его разгоним! Будем называть вещи своими именами — у нас не демократия, а царство правящей власти. Конечно, мы ничего не смогли добиться из-за того, что у нас в стране нет оппозиции…
«С»: В вашем репертуаре есть хит «Сид и Нэнси», которые не доживут до пенсии. А каким видишь себя на заслуженном отдыхе?
— Исходя из того, что творится в нашей стране, мне кажется, до пенсии мы точно не доживем (улыбается — «С»). Даже среди более взрослого поколения все реже встречаются те, кто искренне стремится выйти на заслуженный отдых. Все продолжают работать, чтобы выжить. Судя по тому, что творится с накопительной частью пенсии, у меня возникает ощущение, что с работы меня унесут!
«С»: Когда сочинял песню, предполагал, что она получит такое значение?
— Нет. Мы никогда ни на что не ставили и ни на что не надеялись. С этой песней у нас связаны личные переживания. Эта история не про английских ребят, а про тех, кто жил рядом и кого не стало. У нас в Уфе в 1990-х был героиновый бум. Дичайший просто! Наркотиками торговали в школах. Когда я поднимался к себе на третий этаж, то под ногами хрустели шприцы. Наркотики выкосили наше поколение. С моего двора 6–7 человек за несколько лет ушли. Такова была реальность…
«С»: Сам пробовал наркотики?
— Слава Богу, нет. Хватило ума отказаться.
«С»: Ежегодно население России сокращается на 500 тысяч человек. Что думаешь о демографическом кризисе? Его можно остановить?
— Затрудняюсь ответить. На подъеме «ура-патриотизма» отходят на второй план наши не очень хорошие социальные условия жизни. В медицине, образовании мы дико отстаем. Уровень жизни, конечно, повышается, но это не тот предел, на который мы способны. Безусловно, в международной обстановке, в которой мы сейчас оказались, укрепление наших вооруженных сил — важный элемент. С другой стороны, мы сами не очень-то стараемся жить хорошо. Люди хотят много зарабатывать и при этом ничего не делать. Все будет хорошо, когда в обществе создастся здоровая конкуренция. Очень многие россияне не любят выходцев из Средней Азии, которые приезжают работать. А у них ситуация такая аховая, что они готовы работать по 20 часов в сутки и питаться три раза в день «дошираком». Например, в Уфе такие мигранты за несколько лет добиваются гражданства, зарабатывают на квартиры и еще родственников сюда перевозят! И они будут здесь жить хорошо, потому что трудятся. Если вы не хотите вкалывать, тогда смиритесь, что мигранты будут жить лучше. Потому что у них есть заряд, а внутри вас его нет! Я знаю очень мало людей, которые уверены в завтрашнем дне. Как можно планировать свое будущее, рожать детей, когда ты не уверен в будущем?
«С»: А ты сам уверен в завтрашнем дне?
— Да! Потому что у меня есть оптимизм. Если мои песни станут никому не нужны, я буду мало спать и разгружать вагоны. В каждом человеке есть оптимизм. И он не позволяет согнуться и сломаться… Я убежден, что каждый человек очень многое может в своей жизни изменить. Все больше убеждаюсь, что с судьбой обязательно нужно играть. Безусловно, есть вещи, которые предрешены, но и карты есть в наших руках.
«С»: Ты родом из Уфы. Ваша футбольная команда впервые вышла в Премьер-лигу и является основным конкурентом «Мордовии». Следишь за футболом?
— Я был на первом домашнем матче, когда «Уфа» принимала московское «Динамо». Мне было очень интересно! Несмотря на то что наши проиграли со счетом 0:2, я получил от матча колоссальный заряд положительных эмоций! Мы впервые в Премьер-лиге! Конечно, не все складывается так гладко и красиво, как хотелось бы. Но даже в первом матче я видел, что у ребят получается. Просто нужно закрепиться и постепенно подтягиваться к тому классу команд, которые играют в первенстве. Также я видел у футболистов волю к победе, а это очень приятно! Они очень старались.
«С»: Каким запомнился Саранск?
— Последний раз я был здесь около шести лет назад. Город сильно изменился за это время! Мы объехали его вдоль и поперек. Он стал такой яркий! Я такого города давно не видел! Прямо расцвел! Ребята сказали, что все связано с предстоящим чемпионатом мира по футболу 2018 года. На пути нам попалась пожарная станция. Я такой красивой не видел нигде! Теперь, когда мне будут рассказывать о пожарных станциях, буду вспоминать саранскую, которая отделана белой и красной плиточкой. Это просто красотища! Настоящая картинка!