Воскресенье, 25 октября

«В нашей семье работу Салахова ценили как произведение искусства, но… не любили»

Как портрет Петра Елистратова, написанный живописцем с мировым именем, оказался в Музее имени Эрьзи

Портрет бывшего первого секретаря Мордовского обкома КПСС Петра Елистратова был размещен в центре выставки «Живописная Россия», открывшейся 7 декабря в большом зале Республиканского музея изобразительных искусств им. Эрьзи. Это работа кисти Таира Салахова, основоположника «сурового стиля». «Он гений и останется в истории. Хотя не написал моего портрета, но я его уважаю!» — ​сказал когда-то об этом художнике знаменитый французский модельер Пьер Карден. Подробности узнала Татьяна Михайлова.

Салахов

91-летний Таир Салахов является вице-президентом Международной федерации художников. Народный художник СССР и России, Герой Социалистического Труда… Его первые работы, созданные во время учебы в училище и институте («Волны», «Эстакада», 1955 год), дипломная работа в Суриковском институте «С вахты» (1957 год) привлекли внимание зрителей и специалистов. Вскоре он стал одним из наиболее выдающихся советских художников периода «оттепели» и одним из основоположников и лидеров так называемого «сурового стиля» в живописи, который был вызовом приглаженному реализму сталинского времени. Произведения Салахова представлены в крупнейших музеях России, Азербайджана, Украины и других государств бывшего СССР, хранятся во многих музейных и частных собраниях мира. С 1950-х годов он является постоянным участником крупных республиканских, всесоюзных и международных художественных смотров. Его персональные выставки неоднократно проводились в Баку и Москве, а также во многих странах мира. Таир Салахов внес вклад в осуществление реставрационных работ в храме Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Важные росписи в храме исполнили его ученики.

Работы мастера пользуются большим спросом среди зарубежных коллекционеров. Например, в 2015 году на аукционе Sotheby’s один из вариантов портрета его дочери Айдан был продан за 405 тысяч долларов. В своих многочисленных интервью Салахов регулярно вспоминал о Петре Елистратове, отмечая, что «он понимал в искусстве и многим помогал».

Реклама

«Произведения Салахова были изначально заявлены на нашей выставке, их репродукции войдут в каталог, — ​рассказал корр.«С» куратор проекта «Живописная Россия», народный художник России Евгений Ромашко. — ​Однако в Саранск его полотна не доставили…» Тем не менее сотрудники Музея им. Эрьзи нашли выход из положения. В фондах хранится портрет Петра Елистратова, написанный Салаховым в 1966 году. Он занял место в центре экспозиции, состоящей из 150 полотен современных художников различных направлений из честных коллекций.

На вернисаже директор музея Людмила Нарбекова назвала это полотно символом «Живописной России»…

Слева направо: Таир Салахов, Надир Абдурахманов, Тогрул Нариманбеков. Стоит — Петр Елистратов. Фото: Соцсети

Елистратов

Петр Матвеевич Елистратов родился в 1917 году в селе Малышево Нижегородской губернии. Прошел Великую Отечественную войну. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КП Украины. Работал на руководящих постах. В 1968 году его перевели из Азербайджана на должность первого секретаря Мордовского обкома КПСС. В Саранске проработал всего три года и запомнился как большой любитель живописи, меценат, коллекционер. Старался во всем поддерживать художников, зная об их нелегком положении. На XXIV съезде КПСС Елистратова обвинили в готовящемся заговоре против Брежнева, после чего сослали советником посольства в Афганистан… Он умер в Саранске в 1987 году, оставив в наследство жене и дочерям большую коллекцию живописи и антикварианта.

«Приезжая в какой-нибудь город, отец первым делом знакомился с местными художниками, — ​вспоминает Ольга Петровна, дочь Елистратова. — ​Таир Салахов в Саранск не приезжал, отец часто встречался с ним в Москве. Эта дружба началась, когда папа работал в Баку, и продолжилась до последних дней его жизни. Не удивительно, что Салахов написал портрет отца…» В итоге Елистратов оказался в одном ряду с такими выдающимися деятелями искусства, как Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович, Кара Караев… По словам Ольги Петровны, отец в детстве мечтал стать художником, прекрасно рисовал. Его планы нарушила война, а потом началась ответственная работа… Но художницами стали две его дочери. «С малых лет отец поддерживал наше с Ириной стремление к творчеству, — ​вспоминает собеседница. — ​В доме всегда были хорошая бумага, краски… Помню, как мы в юном возрасте портили стены квартиры каракулями. Но никто нас не ругал, лишь бы рисовали!»

Приехав в Саранск в 1968 году, Елистратов сразу решил познакомиться с местными живописцами и пригласил их на прием. Там произошел казус, о котором известно со слов участника встречи Марата Шанина. «Художники пришли в обком, а в приемной сидят… писатели! Между визитерами началась перепалка, — ​рассказывает Ольга Петровна. — ​Вышла секретарша, выслушала обе стороны. Затем появился первый секретарь со словами: «Вы, писатели, все — ​львы толстые?! С удовольствием встречусь с вами позже!» И, кстати, исполнил обещание…» После знакомства с художниками и изучения их работ Елистратов говорил чиновникам: «В Саранске замечательные мастера! Надо их поддерживать!» В скором времени с легкой руки первого секретаря несколько живописцев получили звание заслуженный художник Мордовии, в их числе Марат Шанин… Портрет Петра Елистратова попал в Музей им. Эрьзи в 1995 году. «Мы решили расстаться с этой работой после смерти мамы, — ​продолжает Ольга Петровна. — ​Помню, портрет всегда был в нашем доме. Отец восторгался Салаховым и в свое время помогал этому художнику… В нашей семье портрет ценили как произведение искусства, но… не любили. Потому что отец там получился слегка надменным, каким никогда в жизни не был. Другое дело — ​портрет кисти Игоря Сидельникова! Там он как живой! Отец очень любил изобразительное искусство, Музей им. Эрьзи, поэтому мы передали туда полотно…»

По словам сотрудницы отдела хранения Людмилы Бердяевой, в фондах находится еще одна работа Таира Салахова из коллекции Петра Елистратова. Это индустриальный пейзаж «На Каспий» 1961 года. «Мы искренне благодарны Ольге Петровне за то, что в музее есть замечательные работы прославленного мастера!» — ​говорит хранительница…

Закрыть