Вторник, 22 апреля
Происшествия

9 лет «строгача»

Vitja-ChernyjПолучил единственный в Мордовии коронованный вор в законе Витя Черный. В общей сложности «общаковские» получили более 40 лет строгого режима.

Рузаевский суд вечером 26 января признал виновным 54-летнего жителя Саранска Виктора Дуденкова (более известного в криминальных кругах как Витя Черный) виновным в вымогательстве 7,5 миллиона рублей. Его приговорили к 9 годам строгого режима. Приличные сроки получили и его подельники по преступной группе «общаковские». Процесс превратился в настоящий марафон! Потребовалось 14 месяцев и 75 заседаний, чтобы вынести приговор по нашумевшему делу. Один только вердикт зачитывался двое суток. Подробности — в материале ВАЛЕРИЯ ЯРЦЕВА.

Одновременно осуждены подельники Дуденкова. 45-летний так называемый «положенец за республикой» Владимир Суняев получил 2 года 7 месяцев. 31-летний «смотрящий» за Рузаевкой Александр Краснов — 8 лет (с учетом предыдущего наказания). 24-летний сообщник Дмитрий Куликов — 2 года 9 месяцев. 23-летний Станислав Новиков — 4 года (суд назначил срок «ниже низшего» предела, предусмотренного Уголовным кодексом). Его ровесники Павел Филатов — 7 лет 6 месяцев, Вячеслав Ковалев — 2 года условно. 27-летние Сергей Павлов — 2 года 8 месяцев, Денис Давыдов — 2 года 5 месяцев. При этом последнему зачтено содержание под стражей, а затем под домашним арестом. В итоге оказалось, что Давыдов весь срок уже отбыл, и его освободили в зале суда. Наконец, 44-летний Олег Исаев получил 3 года. Все подсудимые будут отбывать наказание в колонии строгого режима.
Дело вызвало большой общественный резонанс. Выслушать приговор пришло так много народа, что просторный зал оказался забит под завязку. Впрочем, подобное столпотворение происходило и во время судебных заседаний. Каждый раз служебные приставы тщательно проверяли каждого посетителя.

«Почему журналисты не приходят на суды с большими начальниками? А туда, где судят бедных рабочих, все явились!» — так реагировали перед оглашением вердикта близкие подсудимых на представителей СМИ.

«Во всем виноват «смотрящий» Ивонин, это настоящий рецидивист! — возмущенно сказал невысокий пожилой мужчина. — Именно он молодых парней подбил! Ивонин создал строительную организацию, молодые люди просто на него работали, а он за последние месяцы ни копейки не заплатил!.. Не сказать, что ребят просто так закрыли, но все равно это несправедливо!» «Я только человека ударил, а вымогательством вообще не занимался!» — пояснил из-за решетки Павел Филатов. — Не виноват я в рэкете!..»
Несмотря на то что виновными себя подсудимые не считают, на публике они появлялись «инкогнито». Их лица скрывали медицинские маски. За исключением Вити Черного, который прятал свою «личину» за папкой и капюшоном. На все вопросы журналистов криминальный авторитет отвечал лишь так: «Ничего говорить не буду!» На вопрос, действительно ли является настоящим вором в законе, коротко сказал: «Желаю вам счастья!»

21 марта 2011 года в городе железнодорожников скончался так называемый «смотрящий» за Рузаевским районом Владимир Краснов. Тогда, по данным Следственного управления МВД по РМ, Витя Черный решил создать на «осиротевшей» территории организованную группу, в основном из ранее судимых граждан. Она должна была придерживаться «воровских традиции», иметь «общак» и т. д. Обязанности руководителя Дуденков возложил на себя… В силу своего криминального статуса он имел полномочия назначать «смотрящих» по районам и так называемых «положенцев» (временно исполняющих обязанности «смотрящего» по причине отсутствия последнего).

Когда отмечался девятый день со дня смерти Краснова, Черный объявил на кладбище, что новым «смотрящим» за Рузаевским районом назначается Иван Ивонин. Также к руководству преступной группой лидер привлек «положенца» за республикой Владимира Суняева. Возражать Черному никто не мог! Некоторые из фигурантов дела позже признались на предварительном следствии, что «смотрящие» за районами регулярно поставляли предводителю сведения о положении дел в местной криминальной среде. Встречи с приближенными Черный проводил регулярно — на днях рождения и других праздниках. Во время посиделок авторитеты знакомились между собой, обменивались телефонами и т. д. Каждый после совершения преступления должен был отдать Дуденкову часть добычи. Если кто-то не выплачивал долю в «общак», то его в наказание избивали и могли потребовать гораздо большую сумму.

У каждого «смотрящего» был индивидуальный «общак», формировавшийся из обязательных сборов с предпринимателей и «взносов» ранее судимых лиц, придерживающихся воровских традиций. Этот «бюджет» использовался для поддержки находящихся в заключении. Деньги шли на закупку продуктов, сигарет и т. д. Таким образом «воровское движение» поддерживало авторитет среди осужденных.

Часть средств тратилась на личные нужды Черного и его приближенных. В том числе на покупку машин, оружия, технических приспособлений, включая глушилки для мобильных телефонов, подслушивающую аппаратуру, инструменты для взлома сейфов. К Черному нередко приезжали воры в законе из других регионов. Участники группы «Общаковские» были вооружены пневматическим и газовым оружием, электрошокером, бейсбольными битами. Ездили на автомобилях «Тойота-Карина», «Фольксваген-Пассат», «Лэнд-Ровер» и ВАЗ-21102. Сходки, на которых планировались преступления, проходили в рузаевских автосервисах на улицах Калинина и Маркса.

Как установило следствие, в конце 2011 года нижегородское предприятие «Строительные технологии» и татарстанская компания «Альтаир» заключили договор о поставке стройматериалов почти на 15 миллионов рублей. Некий Шумилин во время встречи в Чебоксарах с посредником Барышевым потребовал немедленно приостановить сделку. Мол, одна из фирм задолжала ему крупную сумму. Барышев ответил отказом. Тогда Шумилин решил выбить у строптивого посредника сразу 7,5 миллиона рублей. Для этого привлек Витю Черного и его сообщников. В январе 2012 года под «предлогом разговора с нужными людьми» Барышев был доставлен из Чувашии в дом Вити Черного на ул. Ухтомского.
«Ты знаешь, кто я такой? — начал беседу хозяин особняка. — Я — вор в законе!» Затем, пригрозив ножом, потребовал отдать деньги. Опасаясь за себя и близких, Барышев согласился. Его отвезли обратно в Чебоксары.

Затем предприниматель получил новые угрозы. Какое-то время он прятался от «саранских воров», но понял, что таким образом проблему не решить, и написал заявление в полицию.

Участников ОПГ, включая «смотрящих», задержали сотрудники межрайонного отдела по борьбе с организованной преступностью МВД по Мордовии при участии МВД Чувашской Республики в результате комплекса оперативных мероприятий, проведенных одновременно в Саранске и Чебоксарах. Во время обысков оперативники изъяли оружие и боеприпасы.
Виктора Дуденкова брали так… 11 декабря 2012 года криминальный лидер вместе с водителем-телохранителем ехал по Саранску на недавно купленном «Фольксвагене-Пассате». Полицейские блокировали иномарку настолько быстро, что никто из находящихся в ней ничего не понял. Практически в это же время в Чебоксарах задержали Шумилина. Вначале его машину «Тойоту-Камри» остановили сотрудники ДПС, затем подключился спецназ.

Как выяснилось, на счету группы Дуденкова имеются и другие преступления, связанные с рэкетом. Члены «воровского сообщества» навязывали предпринимателям свою «крышу», ежемесячно получая от них по несколько тысяч рублей.

Вымогали деньги даже с простых жителей за мелкие ссоры с односельчанами. Как сказано в материалах дела, по месту жительства Дуденков характеризуется удовлетворительно, а участковым уполномоченным — отрицательно.

Свою «карьеру» Черный начал еще в советские годы, успев окончить только 9 классов. В 1981-м отсидел за хулиганство год в колонии, расположенной в зубово-полянском поселке Молочница. В 1985-м за причинение тяжких телесных повреждений был осужден на 5 лет, которые отбывал в Свердловской области. Освободившись, Дуденков вернулся на малую родину. В середине 1990-х перспективный авторитет был коронован в воры в законе. По статье «Вымогательство под угрозой применения насилия, совершенное группой лиц по предварительному сговору… в особо крупном размере» Виктору Дуденкову грозило до 15 лет неволи со штрафом до 500 тысяч рублей. За «умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» — еще до 5 лет. Плюс за хулиганство до 7 лет. В последнем слове Витя Черный оказался лаконичен и однозначен: «Никакой вины я не признаю!»

При этом Дуденкова и некоторых его подельников оправдали по ряду эпизодов вымогательства у предпринимателей «в связи с отсутствием событий и состава преступлений». Поддерживать обвинение по этой статье прежде отказались представители прокуратуры республики. Суняева также освободили от ответственности за «причинение легкого вреда здоровью», поскольку истек срок давности. Со дня совершения данного преступления минуло более двух лет. Приговор в силу не вступил.

Некоторые из «общаковских» в 2013 году уже были приговорены Рузаевским судом к различным срокам. «Смотрящий» Александр Краснов получил 7 лет «строгача» за вымогательство 13 миллионов рублей у предпринимателя. Злоумышленник разбирал окна в офисе бизнесмена, подбрасывал емкости с зажигательной смесью к дому и складу.
Сергей Пронькин получил 3 года строгого режима за «вымогательство и грабеж с применением насилия и незаконным проникновением в жилище» и «умышленное причинение вреда здоровью». Он отделался сравнительно небольшим сроком, так как заранее признал вину и его дело рассматривалось в особом порядке. Служители Фемиды учли, что подсудимый во время предварительного следствия раскаялся и активно способствовал раскрытию преступлений и розыску похищенного имущества. Сразу после оглашения приговора Пронькина взяли под стражу. Прежде он находился под домашним арестом.

«Смотрящего» за районом Ивана Ивонина приговорили за грабеж, вымогательство, хулиганство, «причинение легкого вреда здоровью» и «незаконный оборот оружия» к 4 годам строгого режима…

Кстати, по данным правоохранителей, инициатором многих вымогательств являлся экс-начальник угрозыска Рузаевского РОВД, а ныне пенсионер Рафик Салманов. Он сам сочинял письма, в которых требовал у бизнесмена деньги. При этом бывший сотрудник МВД маскировался под представителя ОПГ «Юго-Запад», подписываясь «Ю-З». В итоге Салманов получил 4 года условно с испытательным сроком на тот же период.

Материалы по теме
Закрыть