Понедельник, 15 апреля
Транспорт

«Подсуетившиеся зубовцы выкупили участок под будущей дорогой»

Почему вновь сорвались торги на строительство объездной Умета и других сел Мордовии на трассе М5 «Урал»

Будущее кафешек легендарного Умёта туманно, но пока еще просматривается. Фото: Юлия Честнова / Столица С

Во второй раз признан несостоявшимся электронный аукцион на возведение нового участка федеральной трассы М5 «Урал» в Зубово-Полянском и Торбеевском районах Мордовии и Сасовском районе Рязанской области. Никто не захотел работать почти за 19,3 миллиарда рублей! Денис Тюркин попытался выяснить причины того, почему никак не начнется стройка века.

Стройка века — не тот термин. Это даже больше, чем стройка века. Судите сами: самым дорогим за всю историю Мордовии строительным объектом пока является стадион «Мордовия Арена». Он стоил 16,5 миллиардов рублей. А здесь — 19 миллиардов 205 миллионов 938 тысяч 480 рублей. Конечно, часть новой трассы пройдет по Рязанской области, но малая, менее 10%, если судить по предварительному плану.

Оговоренная сумма должна была стать максимальной ценой тендера № 0355100004519000123. Уже в этом году бюджетных ассигнований на стройку планировалось более 10 миллионов. В следующем — более 62 миллионов. В 2021 — почти 218 миллионов. Годом позже — без малого 1,4 миллиарда рублей. В 2023 году — почти 1,2 миллиарда. А основная сумма (более 16 миллиардов) должна была быть перечислена исполнителю в последний год стройки, в 2024-м.

Но до окончания аукциона, 22 июля, не поступило ни одной заявки. Поэтому торги признаны несостоявшимися. Аналогичная ситуация сложилась и 3 июня, во время первого аукциона. Напомним, что по проекту до 2024 года должен появиться четырехполосный (освещаемый!) участок федеральной трассы М5 «Урал» протяженностью более 57 км. Он нужен для того, чтобы обойти Умет, Зубову Поляну, Новые Выселки, Аким-Сергеевку, Каргал. Предусматривается строительство 10 мостов, восемь путепроводов (два из них — через железную дорогу), 10 транспортных развязок. Заказчиком выступает «ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» (структура Росавтодора с представительством в Пензе). Мордовские филиалы госорганизаций не имеют никакого отношения к будущей стройке. Не курируют, не следят и еще много каких «не».

В «Большой Волге» кратко прокомментировали вторичный срыв аукциона: «Будем объявлять еще один, но только после некоторой доработки условий». Что конкретно имеется в виду, пока не объясняется. Обращаемся за помощью к экспертам. Рынок дорожного строительства в нашей республике — с наперсток. Все друг друга знают, все на виду, поэтому тот, кто согласился поделиться на страницах нашего издания своим мнением о ситуации, предпочел остаться анонимом. Ну что ж.

«Подрядчики не идут на объект по нескольким причинам, — заметил эксперт. — И недостаточная стоимость тендера, конечно, одна из самых важных, но дело не только в ней. Для начала стоит заметить, что проект нового участка М5 чисто под себя готовила питерская фирма «Автобан». Но из-за реорганизации они, как я понял, отказались от объекта. А он очень непрост. Там и болота, и лес… А лес — федеральный, с ним столько мороки! Он даже еще не выкуплен. Подрядчики боятся мороки с этим лесом. Вдобавок продуманные подсуетившиеся зубовцы, у которых есть связи в Москве, еще несколько лет назад узнав о предстоящей строке, выкупили участок под будущей дорогой. Мешает и некоторая некомпетентность заказчика. Вместо того, чтобы засучить рукава и решить все эти проблемы, он тянет и тянет. Чувствуется, пока ФАС не гавкнет, или вся эта история не дойдет до Президента, ничего не изменится. Есть еще такой момент. Чувствуется, заказчик хочет привести на объект только одного подрядчика. Чтоб было с десяток «субчиков», а шкуру драть с одного. Это тоже настораживает потенциальных участников торгов… Кстати, наши, мордовские организации, могут только придти на субподряд. Участвовать в торгах напрямую нельзя по законодательству: в рабочем «кейсе» должен быть хотя бы один выполненный объект стоимостью не менее 10% от того, который собираешься построить. В данном случае — 2 миллиарда рублей».

Материалы по теме
Закрыть