Понедельник, 15 апреля
Общество

Школьные перемены

Новый учебный год начнется в Мордовии 2 сентября: какие новшества ждут детей и родителей

Каникулы на исходе. Будущие первоклассники уже готовы нарядиться в новую форму и звонить в колокольчики. Самое время обсудить наиболее насущные вопросы. 21 августа заместитель председателя Правительства РМ Галина Лотванова и заместитель министра образования РМ Елена Солдатова дали пресс-конференцию, посвященную началу нового учебного года. В этот же день состоялась августовская педагогическая конференция с участием мэра Саранска Петра Тултаева. Почему в Мордовии празднование Дня знаний перенесли на 2 сентября? Как учителям успеть за современными технологиями? Запретят ли в школах смартфоны? Ответы на эти и другие вопросы — в материале Анны Оправхат и Ирины Васнецовой

Учебные новости

В этом году праздничные школьные линейки в Мордовии переносятся на 2 сентября. «Сначала министерство образования хотело провести День знаний в соответствии с календарем — 1 сентября, — пояснила Галина Лотванова. — Но такое решение вызвало много вопросов со стороны родителей и педагогов. Мы изучили общественное мнение, и 20 августа Глава республики Владимир Волков распорядился организовать все торжественные мероприятия 2 сентября. Соответствующие рекомендации были даны руководству городской администрации и всех районов республики. Правительство обращается ко всем работодателям с просьбой не препятствовать желанию родителей проводить детей в школы. 1 сентября в Саранске будут работать парки, аттракционы, кафе, чтобы граждане смогли приятно провести время с близкими».
По словам вице-премьера, 2 сентября в Мордовии двери распахнут две новые школы — в теньгушевском селе Умете на 165 мест и Краснослободске на 450. Откроется детский сад в теньгушевском селе Барашеве, лицей для старшеклассников в МГУ имени Огарева. В этот день в республике будет ограничена продажа алкоголя. 508 образовательных учреждений полностью готовы к приему учеников, подписаны все паспорта безопасности. Вскоре в гранит науки «вгрызутся» 74 322 ребенка — на 810 больше, чем в прошлом году. За парты сядут 7753 первоклассника — на 168 больше. «Вторая смена пока еще сохраняется, она будет действовать в десяти школах Саранска и двух районных, — продолжила Лотванова. — Но вскоре эта проблема решится. Возникает много вопросов по поводу второй смены в школе № 17. Да, она там намечается, в то же время свободные места есть в других учебных заведениях. Необходимо выяснить, что не устраивает родителей, зачем они возят своих чад через весь город, насколько профессионально составлено расписание. Просто так выматывать детей нет смысла, новые методики обучения внедряются везде, а учителя всегда нацелены на отличный результат. Планируется сделать все, чтобы попасть в программу, позволяющую неподалеку возвести новое учебное заведение на 1450 мест! Сейчас идет строительство школы в лямбирском селе Аксенове. В этом году мы сдали в эксплуатацию два детсада — в Саранске на улице Татьяны Бибиной и рузаевском поселке Левжа. Такие же работы ведутся в Чамзинском, Лямбирском, Ромодановском районах, вскоре они начнутся в поселках Луховка и Ялга. Сейчас 4300 несовершеннолетних, проживающих в сельской местности, добираются до места учебы на 251 школьном автобусе по 250 маршрутам. Все машины прошли техосмотр. Но менять некоторые нужно, и мы этим активно занимаемся».
«Уже практически готовы 27 так называемых «точек роста», — сообщила Елена Солдатова. — Деятельность этих центров направлена на обновление таких предметов, как «технология» и «ОБЖ». Мы привыкли думать, что первый в основном связан с обучением домашнему труду девочек и разным ремеслам мальчиков. На самом деле это неверно. Сегодня ребята больше заинтересованы, чтобы с ними занимались в рамках информационных технологий, робототехники, поэтому «точки роста» будут нацелены на программирование и все, что связано с компьютерами и гаджетами. Будем активно сотрудничать в этом направлении с мобильным технопарком. Вскоре к данной программе подключатся сельские школы. Но, чтобы реализовывать инновации, нужно подумать и о готовности учителей работать по новейшим методикам. Для этого в Мордовии создан Центр дополнительного образования и педагогического мастерства с двумя филиалами. Также открывается Центр оценки компетенции, где специалисты смогут узнать, в каких областях у них имеются пробелы. Большое внимание уделяется информационно-разъяснительной работе с родителями. Центр оказания консультационных услуг открывается на базе Ялгинского детского дома. Работа ведется со всеми категориями граждан, но в большей степени с матерями и отцами малышей в возрасте до 3 лет и теми, кто хочет усыновить ребенка. Внедрена система персонифицирования дополнительного образования, благодаря которой каждый ученик получает финансовый сертификат на право заниматься в наиболее подходящем кружке». По словам Галины Лотвановой, в этой программе могут участвовать не только муниципальные и государственные организации, но и коммерческие. Индивидуальным предпринимателем необходимо лишь зарегистрироваться и получить необходимую лицензию. «Размываются вымышленные границы между государственными и частными структурами, — сказала вице-премьер. — Дети смогут пробовать свои силы в актуальных направлениях совершенно бесплатно».
«Оборудование, которое сегодня поступает в школы, отличается от того, что приобреталось несколько лет назад, — вновь взяла слово Солдатова. — Это и современные микроскопы, позволяющие проводить опыты, близкие к профессиональным, и 3D-шлемы, погружающие школьников в виртуальный мир. Раньше учителя опасались работать с электронными досками из-за того, что те были слишком сложны в использовании. Теперь проблема решена, а само это оборудование стало более информативным. Постепенно в школах появляются шахматные зоны, чтобы во время перемен дети играли в интеллектуальную игру и развивали логическое мышление. С начала учебного года начнет функционировать фургон для обучения правилам дорожного движения. Это целая лаборатория на колесах! «Газель» яркой расцветки оснащена макетами дорожных знаков, трасс — можно построить целый квартал. Она будет ездить по всем районам…»

На пресс-конференции была затронута денежная тема. Несмотря на то что республика в этом году выделила 62 миллиона рублей на приобретение полных комплектов учебников и рабочих тетрадей, в некоторых школах родители самостоятельно вынуждены их покупать. Елена Солдатова заявила, что данный факт является незаконным. «Если школа принимает решение приобретать рабочие тетради, которые входят в методический комплект, то Министерство образования РМ это оплачивает, — уточнила она. — Если не входят, то оплачивать должна сама образовательная организация. Но не родители! Всех жителей Мордовии, столкнувшихся с подобными нарушениями, просим обратиться в наше ведомство — будем разбираться…»

Не секрет, что сегодня школьники подвержены огромной умственной нагрузке, поэтому особенно нуждаются в качественном питании. В этом отношении в регионе-13 все отлично. По словам Галины Лотвановой, все учебные учреждения готовы обеспечить детей горячими обедами. Все продукты соответствуют санитарным требованиям…

Не утихают споры вокруг предполагаемого ограничения использования мобильных устройств в школах. Министерство образования РМ высказывается в пользу данной инициативы. «На уроках нужно сосредоточиться на усвоении материала, а не играть в игры или переписываться в мессенджерах, — уверена Солдатова. — Но пока никаких решений не принято, все находится на уровне обсуждений. Виртуальный мир должен использоваться в образовательном процессе, чтобы формировалась культура интернет-общения». «Категоричности в этом вопросе не будет, — заверила Лотванова. — Все понимают, что современная жизнь уже невозможна без гаджетов. Скорее всего, пока остановимся на том, что при входе в учреждения мобильные устройства необходимо будет перевести в бесшумный режим».

Галина Лотванова заметила, что в Саранске собрать ребенка в школу можно в среднем за 7500 рублей. Если, конечно, покупать школьнику не самый качественный и красивый ранец, весьма бюджетную форму и так далее. Родители говорят о несколько другой сумме — не менее 15 тысяч.

Проблемы

21 августа в Саранске состоялась традиционная августовская педагогическая конференция, которая задает тон и направления в работе всех общеобразовательных учреждений. «Главная задача школьного образования — это формирование ребенка как личности, — в частности, отметил мэр Саранска Петр Тултаев. — Школа должна не просто дать знания, а сделать юного человека конкурентноспособным. Чтобы он был нацелен на реализацию себя. Педагоги также обязаны заниматься воспитанием. Мы планируем строительство школ в 4-м Тавлинском микрорайоне и на улице Фурманова, рассматривается необходимость возведения школы на улице Васенко. Но если мы построим здание, оснастим его оборудованием, проблемы не исчезнут. Главный фактор в образовательном процессе все-таки человеческий. Многое зависит от авторитета учителя, а в большей степени — директора. Одна из основных проблем в сфере образования сегодня, на мой взгляд, находится во взаимоотношениях «школа — родители». Хочу отнести начало этой проблемы больше к мамам и папам, позиция которых зачастую такова: отдали свое чадо в школу, значит, и весь спрос с нее! При этом родители — тоже продукт наших учебных заведений. Соответственно, школа в этом плане в чем-то недорабатывает. Однако такая позиция родителей в корне не верна. Именно в этом направлении надо работать и вести диалог».
Доцент кафедры педагогики Мордовского пединститута имени Евсевьева Вардан Дерюга в ходе своего выступления поднял тему интересов современной молодежи в Интернете. Опрос старшеклассников проходил в тавлинской школе № 17. Согласно его результатам, на «Ютубе» они чаще всего смотрят каналы «Типичный Куплинов», «Юлик», «55*55», Polina Sladkova, PAMusic, «Николай Соболев»… В социальной сети «ВКонтакте» у школьников популярностью пользуются группы «Я смотрю украинские шоу и радуюсь жизни», «Причины моего психического расстройства», «Настоящий Лентач»… В «Инстаграме» учащиеся школы № 17 в основном подписаны на «Милош Бикович», «Аристарх Венес», «Финн Вулфхард», FACE и т. д. «Четверо из пяти опрошенных подростков всегда держат смартфон поблизости и обязательно забирают с собой в комнату, — рассказал Вардан. — Проверяют его утром и ночью. Социальные сети сейчас намного популярнее телевидения. Изначально они создавались для общения, но в реальности все произошло наоборот. И это большая проблема. Также родители не знают, чем интересуются их дети. Хотя живут вместе с ними в одной квартире. Получается, что они разговаривают на разных языках». Дерюга считает, что для выхода из сложившейся ситуации недостаточно развивать и поддерживать общественные организации, фонды, добровольческие отряды, вести государственную пропаганду, контролировать виртуальное пространство. Главное — ориентировать молодого человека на творчество. Стараться отойти от внешних стандартизированных критериев, создать условия для саморегулируемой деятельности людей. Семейное и школьное воспитание следует направить на развитие потенциала ребенка, на сотрудничество, а не на «победу» среди конкурентов.

«Главная задача школы — полноценно подготовить ребенка к реальностям сегодняшней жизни, — добавил мэр Саранска. — Чтобы человек, выйдя за порог образовательного учреждения, был готов к реалиям непростых рыночных отношений, мог правильно выбрать специальность и реализовать себя в ней».

Материалы по теме
Закрыть