Пятница, 19 апреля
Экономика

«Стране требуется более миллиона IT-профессионалов, и мы помогаем молодым людям познакомиться с перспективами отрасли…»

Саранская компания «Байтэкс» отслеживает таланты в местных вузах, создает рабочие места для молодежи и популяризирует сферу IT

Александр Торговкин. Фото: Вячеслав Новиков

Компания «Байтэкс» занимается разработкой и тестированием бизнес-проектов и игровых продуктов с 2004 года. Сегодня организация активно сотрудничает с вузами Мордовии и других регионов. «В рамках взаимодействия бизнеса и образования специалисты уже несколько лет читают курсы по тестированию на различных факультетах», — говорит преподаватель «Байтэкса» Нина Деваева. «Во время практики студент принимает участие в работе над реальными проектами, знакомится с условиями труда и одновременно осваивает прикладные знания и навыки будущей профессии», — добавляет зам руководителя отдела подготовки и развития персонала Вадим Луковатый. «IT-сфера — одна из немногих, которая позволяет хорошо зарабатывать вне зависимости от места проживания, — уверен руководитель отдела подготовки и развития персонала Александр Торговкин. — Специалист может работать в своем родном городе, при этом не теряя в зарплате». О тонкостях отношений реального и виртуального миров узнали АННА ОПРАВХАТ и ВЯЧЕСЛАВ НОВИКОВ.

«С»: Компания «Байтэкс», как бизнес-структура, давно уже сотрудничает с МГУ имени Огарева. Как это происходит?

Нина Деваева: Сотрудничаем плодотворно и взаимовыгодно. Подписано соглашение, по которому «Байтэкс» ведет курсы «Quality Assurance» на профильных факультетах. В Институте электроники и светотехники наш курс включен в учебный план, на факультете математики и информационных технологий и экономическом факультете они проходят в виде факультативных занятий. В рамках сотрудничества бизнеса и образования специалисты компании уже несколько лет читают курсы по тестированию на факультетах МГУ имени Огарева. Сами студенты выделяют эти занятия среди других учебных дисциплин, так как они четко показывают, что нужно знать и уметь, чтобы получить работу в конкретной отрасли.

«С»: Расскажите о дуальном образовании, о проводимых вами курсах, трудоустройстве студентов и выпускников. Какие выгоды преследуете сами?

Нина Деваева

Нина Деваева: Сама суть дуального образования заключается в синергии фундаментального вузовского образования и непосредственной практики на предприятии. В этом случае бизнес принимает участие в подготовке специалистов для конкретной отрасли в виде составления учебных программ и участия в них.

Вадим Луковатый

Вадим Луковатый: До недавнего времени ни в одном учебном заведении не велась подготовка специалистов по тестированию. Для нас это было не слишком удобно. Новый сотрудник приходил на рабочее место и тратил на приобретение необходимых навыков драгоценное время. Реальную пользу от новичка компания получала иногда только через несколько месяцев после приема. Это было для нас затратно и по временным, и по финансовым ресурсам из-за отвлечения на наставничество опытных сотрудников.

Именно поэтому мы стремимся начать обучение как можно раньше. Обратившись к руководству университета, мы договорились, что подготовка специалиста будет проходить до начала его работы в компании. Еще во время обучения студенты проходят у нас практику. На базе учебного заведения это делать затруднительно, так как наши специалисты подписывают соглашение о неразглашении информации о проектах. В то же время на рабочем месте все эти требования могут быть соблюдены. Во время практики студент принимает участие в работе над реальными проектами, знакомится с условиями труда и одновременно осваивает прикладные знания и навыки будущей профессии. Такие соглашения действуют и с Мордовским государственным педагогическим институтом имени Евсевьева. Выпускники факультета математики и информатики этого института часто выбирают именно нашу компанию в качестве работодателя. На кафедре подготовка студентов проходит в рамках учебного плана — в федеральном стандарте обучения есть свои модули, связанные с тестированием программного обеспечения, в соответствии с которыми проходит подготовка будущих преподавателей. Похожий опыт есть у нашей компании с большинством средне-специальных образовательных учреждений. Учим мы и студентов других регионов: ведется работа в университете ИТМО (Санкт-Петербург) и Высшей школе бизнес-информатики (Москва). Там наши преподаватели ведут магистерские программы по разработке и тестированию игр. В наших планах – постоянное расширение числа ВУЗов-партнеров. Это выгодно нам, как работодателю — мы можем отслеживать перспективных будущих сотрудников. Это выгодно вузам, так как есть заинтересованность в том, чтобы выпускники шли работать по специальности. Не секрет, что это происходит не всегда. А главное — это выгодно студенту, который знает, что он будет трудоустроен, уже имея для работы все первоначальные навыки.

«С»: Какие методики используются для отслеживания молодых талантов?

Александр Торговкин: Во время прохождения курса мы требуем от слушателей не бездумного заучивания понятий и определений, а понимания сути и предназначения тех или иных процессов. Поэтому в каждой группе достаточно быстро выделяются те, кто пришел только за хорошей оценкой, и те, кто действительно хочет разобраться в тонкостях профессии. Именно поэтому большей эффективностью обладают именно практические занятия, на которых можно понять какими талантами и способностями обладает студент. Это также поможет ему выбрать то место работы, где он сможет себя реализовать и трудоустроиться без проблем. Конечно, в приоритете у нас студенты выпускных курсов. А если они еще и обладают навыками программирования, компьютерного дизайна или даже просто являются увлеченными геймерами, прошедшими не один десяток игр, то это является большим плюсом.

«С»: А как боретесь с «утечкой мозгов» из Мордовии?

Александр Торговкин: Наша самая важная задача — показать молодым людям, что любимым делом можно заниматься и в родном регионе. Многим даже не приходит в голову, что тестирование может стать профессией. IT-сфера — одна из немногих, которая позволяет хорошо зарабатывать вне зависимости от места проживания. Таким образом, специалист может работать в своем родном городе, при этом получая высокую зарплату. Но и это еще не все — компания «Байтэкс» широко известна на рынке IT, благодаря этому мы все чаще получаем обращения по трудоустройству из других регионов. И речь идет не только о соседних областях — есть специалисты, которые готовы приехать в Мордовию из Краснодарского края, Чеченской республики, Ростовской области, Марий Эл, Удмуртии, Татарстана и других регионов. Поступают резюме, проводятся удаленные собеседования, часть соискателей трудоустраивается. Только за последние три месяца мы трудоустроили 9 человек из других регионов. Таким образом, мы не только предоставляем возможность перспективным специалистам работать в республике, но и привлекаем для работы в Мордовии самых лучших профессионалов со всей России.

«С»: Сколько рабочих мест вы уже предоставили молодым специалистам и какие планы на этот счет?

Александр Торговкин: Сейчас в «Байтэкс» работают более 250 человек, и по планам это число вырастет до конца года по крайней мере еще на 50. Компания развивается, появляются новые интересные проекты, и нам требуются светлые головы для их реализации. Мы рассматриваем все обращения, однако у нас довольно сложный отбор. Многим он даже кажется чересчур сложным. Но мы заинтересованы в том, чтобы человек, пришедший в компанию, не испытывал сожаления в будущем по поводу неправильного выбора места работы. Именно поэтому у нас очень низкая текучка. Есть примеры, когда сотрудники работают уже более 10 лет. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к парням и девушкам, которые хотят найти интересную работу в сфере IT – приходите к нам – не пожалеете.

«С»: С какого возраста принимаете на работу в свою компанию?

Вадим Луковатый: С 18-ти, хотя для талантов бывают и исключения. А средний возраст сотрудников компании составляет 25 лет. Сейчас технологии приходят в жизнь молодых людей очень рано, поэтому встречаются настоящие вундеркинды и младше, но среднюю школу все-таки надо окончить. Работают в нашей компании и специалисты старшего поколения.

«С»: Как развиваются профессиональные и личные качества в коллективе единомышленников?

Александр Торговкин: Сразу после приема на работу, новичков посвящают в тонкости профессии. Для этого у нас есть КМБ — курс молодого бойца, где обучают работе с документацией и работе с разными платформами для тестирования. На этом профессиональный рост не заканчивается — продвинутая система наставничества позволяет быстро адаптироваться на рабочем месте. По окончании прохождения стажировки в торжественной атмосфере новоиспеченные младшие тестировщики получают свои бейджи и небольшие приятные сувениры. На постоянной основе в «Байтэкс» ведутся курсы русского и английского языков. Курс «Fundamental» дает возможность получить знания об игровой индустрии в целом — от проектирования игры до финансирования и защиты проекта перед условными акционерами. Также наши сотрудники держат руку на пульсе игровой индустрии, постоянно посещая различные конференции и выставки. Кроме того, интересные лекции готовят и сами сотрудники. Такие инициативы всегда поощряются, в том числе финансово. И это далеко не все образовательные инициативы компании. Что касается командного духа – мы постоянно проводим мероприятия, которые позволяют ребятам провести время весело в компании друзей-сотрудников: пейнтбол, настольные игры, сноуборды, скалодром и т.д. Каждый месяц у нас проходят игровые турниры — как командные, так и одиночные. Тематика всегда выбирается общим голосованием, но вне зависимости от выбранной игры, команда поддержки всегда набирается, и бесплатная пицца тут ни при чем (Смеется — «С»). Быть в курсе событий индустрии помогает еженедельный дайджест по играм, проводимый силами одной из команд отдела тестирования в доступной и интересной форме.

«С»: Одна из ваших задач — популяризация IT-сферы. Насколько успешно она выполняется?

Александр Торговкин: Прежде всего, мы предоставляем студентам вузов возможность попасть на наши занятия, тем самым взглянуть на индустрию глазами специалиста, попробовать решать реальные задачи, а не только рассуждать на тему их решения. Более года назад мы начали вести профориентационные классные часы в школах Саранска. Такие занятия помогают школьникам определиться с будущей профессией. Стране требуется более миллиона IT-профессионалов, и мы помогаем молодым людям познакомиться с перспективами отрасли. Мы организуем экскурсии по офисам компании для того, чтобы наши потенциальные будущие сотрудники могли посмотреть, как все устроено, познакомиться с условиями труда и задать вопросы прежде, чем принять решение о выборе профессии. «Байтэкс» активно поддерживает и выступает спонсором различных мероприятий, связанных с IT: олимпиад по спортивному программированию, киберспортивных соревнований, образовательных лагерей. Также, мы сами организуем встречи, позволяющие глубже понять высокотехнологичную отрасль. В этом году мы запустили новый формат научно-популярных встреч, на которых приглашенные гости касаются самых разных аспектов культурного и научного развития. Так, у нас уже побывал писатель-фантаст Олег Дивов, комиксист Алекс Хатчетт, футуролог и редактор журнала фантастики «Если» Артем Желтов. Мы постоянно расширяем список и форматы мероприятий для того, чтобы оставаться интересными и информативными как для наших действующих сотрудников, так и тех, кто в перспективе заинтересуется работой у нас.

Наталья Вознесенская

Особое мнение

«Перед всеми выпускающими кафедрами вузов сегодня стоит одна из самых серьезных задач – трудоустройство выпускников, — говорит заведующая кафедрой информатики и вычислительной техники МГПИ имени Евсевьева Наталья Вознесенская. — Кроме того, трудоустройство является одним из показателей эффективности того или иного вуза в частности и региона в целом. Мордовский педагогический институт преимущественно осуществляет подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование». И традиционно в качестве работодателей выступают представители общеобразовательных организаций. Однако, цифровая среда в регионе за последние 10 лет поддалась существенным переменам. С приходом новых профессий в условиях цифровой экономики рынок труда и бизнес начал диктовать новые профессиональные требования к специалистам. Следствием этого стало изменение карты компетенций выпускников. При этом многие вузы обладают необходимой современной материально-технической и методической базой для подготовки выпускников в условиях цифровой экономики. В частности, сегодня на кафедре информатики и вычислительной техники ведется подготовка студентов в области веб-программирования, мобильной разработки, разработки приложений виртуальной и дополненной реальности, компьютерного моделирования, прототипирования, тестирования программного обеспечения. Поэтому для специализированных профилей подготовки потребовалось расширение представителей работодателей в сфере информационных технологий из государственных и бизнес-структур города и республики для того, чтобы повысить качество высшего образования в современных условиях и, самое главное, помочь нам подготовить востребованных специалистов для цифровой экономики региона. В начале прошлого учебного года был подписан договор о сотрудничестве с «Байтэкс» – с одним из ведущих работодателей в регионе в сфере ИТ. В рамках этого сотрудничества началась практико-ориентированная подготовка студентов выпускных курсов. В учебный план были интегрированы дисциплины по выбору, направленные на обучение студентов разработке и тестированию программного обеспечения. «Байтэкс» получил лицензию на осуществление образовательной деятельности и располагает современным оборудованием для проведения занятий. Поэтому, несмотря на высокое техническое оснащение нашей кафедры, считаю, что проведение занятий на площадке работодателя перспективно, так как студенты, выполняя задания не в учебных аудиториях, а в аутентичной коворкинг среде получают дополнительный стимул изучения ИТ-технологий в целом. В феврале в период практики, студенты, успешно освоившие программу дисциплин по выбору и показавшие отличные результаты на зачете, проходили стажировку на базе компании, где имели возможность изучить специфику деятельности организации, общаться с сотрудниками, задавать интересующие вопросы, получать опыт работы в коллективе. Мы пришли к выводу, что подготовка специалиста для ИТ, для цифровой экономики должна начаться с учителя информатики, который должен знать предмет не только в объеме ЕГЭ, а соответствовал бы современному уровню развития ИТ».

Материалы по теме
Закрыть