Четверг, 7 декабря
Общество

От бутыломойщицы до директора ОАО «Мордовспирт»: 43-летний трудовой путь Валентины Бучумовой

Она была единственной женщиной-руководителем в спиртовой отрасли советской России. За 16-летнюю карьеру генерального директора смогла выстоять и отстоять родное предприятие под натиском «сухого закона», в условиях нестабильных и беспредельных 90-х. Она встречала Владимира Путина во время его первого визита в Мордовию в статусе президента, угощала продукцией завода Михаила Касьянова, Евгения Примакова и других видных политических деятелей страны. Валентина Бучумова – живая легенда отрасли. Она не разорвала связей с родным заводом даже спустя 15 лет после ухода. Сейчас возглавляет Совет ветеранов: опекает тех, с кем долгие годы работала бок о бок, переживала падения и взлеты.

«В детстве мечтала стать врачом, — признается Валентина Семеновна. – В селе, в котором я родилась, медики и педагоги были самыми уважаемыми людьми. Естественно, что все ребята и девчонки хотели на них равняться». Но вместо белого халата 17-летней девочке из ковылкинского села Большой Азясь сразу после окончания школы в 1959 году пришлось примерить рабочую одежду ликероводочного завода — попытка поступить в медицинское училище оказалась провальной.

«Возвращаться домой с поражением не хотелось, – продолжает Валентина Семеновна. – Благо через дорогу от училища, которое тогда располагалось на пересечении улицы Коммунистической и проспекта Ленина, находился ликероводочный завод. Там в это время по счастливой случайности проходил набор рабочих. Меня взяли бутыломойщицей».

Уже на следующий день новая сотрудница, вооружившись огромным ершиком, принялась мыть тару, стоя у корыта с тремя такими же недавними школьницами. Работа оказалась не из легких. Каустическая сода, которая тогда была единственным моющим средством, разъедала руки. Резиновых перчаток не было. Бутылки, которых за смену приходилось отмывать по пять тысяч штук, от перепада температур иногда лопались и резали пальцы…

Через год завод приобрел первую бутыломоечную машину. «Главный инженер посчитал, что я с ней справлюсь, и назначил машинистом, — говорит Валентина Бучумова. – Новая установка была далека от идеала, поэтому пришлось с ней помучиться, прежде чем наладить быструю и бесперебойную работу». Профессиональные качества и организаторские способности молодой сотрудницы вскоре заметили. В 1964 году она заняла место ушедшего на пенсию мастера розливного цеха. Через три года все производство переехало на другую территорию, где располагается и по сей день.

«Новое оборудование и целых четыре линии, вместо одной старой, привели нас тогда в полный восторг, — признается Валентина Семеновна. – Работать принялись с еще большим энтузиазмом. Тары катастрофически не хватало. Приходилось разливать даже в «чебурашки»».

Резко пошел вверх и карьерный рост Валентины Бучумовой. В 27 лет она стала заведующей производством, через десять лет пересела в кресло заместителя генерального директора, а еще через шесть возглавила предприятие.

«Шел тяжелый для отрасли 1986 год, — рассказывает героиня. – Действовал «сухой закон». Мы могли выпускать не больше тысячи ящиков продукции в сутки. Пять из шести спиртовых заводов пришлось остановить и переквалифицировать. Так, на Мельцанском стегали одеяла, на Ромодановском выпускали корм для скота, а на Владимиро-Марьяновском вязали колготки. На базе винного цеха ликероводочного завода по согласованию с правительством республики запустили производство майонеза. Таким образом мы пытались сохранить помещения, оборудование и кадры. Не унывали и в 1989 году, даже совершили небольшую революцию в ликероводочной отрасли – перешли с деревянных ящиков на пластиковые! Они легче, меньше ломались, да и продукция внешне преобразилась – стала чище».

С приходом к власти Бориса Ельцина ситуация резко изменилась. Спиртовые заводы вновь запустили свое основное производство. Мордовский спирт оказался востребованным по всей стране — от Калининграда до Камчатки. Ликероводочный завод начал активно расширять свой ассортимент. Некоторые новинки стали визитной карточкой республики. «Мой рабочий день начинался в 7 утра, — признается Валентина Бучумова. – Сначала я заходила в посудный цех, здоровалась, интересовалась все ли в порядке, затем шла дальше. Так обходила весь завод. Коллектив у нас был замечательный, работал слаженно».

Значительные успехи предприятия, которое всегда являлось бюджетообразующим, тогда заметило не только руководство республики. На завод наведались рейдеры, но получили отпор. «На меня нападали, — признается бывшая руководитель. – Разбили голову и пообещали, если буду жаловаться, то «уберут вчистую». Коллектив меня поддержал. Вместе выстояли. К концу 90-х угрозы прекратились. Тогда мы взяли кредит и закупили новейшее оборудование германского производства. Оно и по сей день работает! Хотя, многое с тех пор обновилось. Когда хожу по заводу, радуюсь. Сейчас вместо бутыломоечных машин стоят ополаскиватели. Здорово!»

На родном предприятии Валентина Семеновна бывает часто. Без нее не обходится ни одно мало-мальски значительное событие. Заводчане ее помнят, любят и всегда рады видеть. «До сих пор жалею, что ушла, когда еще многое могла сделать для родного предприятия, — заключает Бучумова. – Но так получилось. Теперь я встречаю важных гостей республики в гостинице «Мордовия», которую возглавляю. Работа немного иная, но тоже интересная».

Сейчас на ЛВЗ «Саранский» работает целая династия Бучумовых. Так же, как и Валентина Семеновна, поколение Бучумовых трудится на благо родного предприятия. Сын Валентины Семеновны Олег вот уже 17 лет возглавляет отдел снабжения.

Материалы по теме
Закрыть