Суббота, 13 апреля
Транспорт

Скорая. Бедная? Помощь

Водители спецавтомобилей пожаловались «Столице С» на нищенскую зарплату и условия труда

Этот снимок был сделан в 2016 году. С тех пор автопарк ССМП серьезно обновился. Но, как видим, остались другие проблемы. Фото: Денис Тюркин

В редакцию «Столицы С» на условиях анонимности обратились водители государственного бюджетного учреждения здравоохранения РМ «Станция скорой медицинской помощи», базирующегося в Саранске и в этом году празднующего свой 85-летний юбилей. Но повод для обращения не праздничный. Шоферы рассказали о своем бедственном положении: работать приходится круглыми сутками, но зарплата при всех стараниях не превышает 16 тысяч рублей. Отменены или урезаны действовавшие ранее надбавки. Бригад не хватает, что приводит к увеличению времени ожидания медиков. Иногда до полутора часов. Денис Тюркин выслушал и работяг, и их руководство.

Пенза, а далее — ​везде?

Вообще-то «рвануло» сначала у соседей — ​в Пензе. Недаром все-таки этот город был губернским центром, более прогрессивным, а Саранск являлся лишь уездным городишкой. Короче, этой весной в «губернском центре» забастовали работники государственного бюджетного учреждения «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» (возглавляемого, между прочим, мордвином Владимиром Атякшевым). Как сообщал сайт medrabotnik.org, их протест начался еще в марте. «Почти три месяца они рассказывали местным журналистам о сбоях в работе системы здравоохранения и просили областную власть обратить на это внимание, — ​говорилось в статье. — ​Но вместо решения проблем, по их словам, началось «избирательное дисциплинарное преследование работников, выступающих за соблюдение своих трудовых прав». После того как двум медсестрам и одному водителю были объявлены выговоры, сотрудники скорой помощи решили перейти к другим формам протеста и объявить итальянскую забастовку».

Случилось последнее уже 27 мая, а тремя днями ранее на сайте leftpenza.ru появилось их открытое заявление (цитируем самое важное). «Мы, сотрудники ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» — ​фельдшеры, медсестры, медбратья-анестезисты, водители — ​заявляем, что больше не можем терпеть унизительно низкий уровень нашей заработной платы — ​около 16–17 тысяч рублей (вместе с НДФЛ). Мы не можем больше работать на полторы-две ставки, в попытке обеспечить самые элементарные потребности наших семей, гробя свое здоровье, не видя своих родных и близких. Особенно подобный ритм работы невыносим в условиях нехватки кадров, что приводит к дополнительным нагрузкам: работа по одному в неукомплектованной бригаде, завышенное количество вызовов, беспрерывные поездки по области почти без заезда на станцию, отсутствие нормальных технологических перерывов. Страдает качество оказания медицинской помощи населению. Из-за усталости выездного персонала растет риск врачебных ошибок. Из-за неукомлектованности бригад медработниками часто невозможно оказать медицинскую помощь в соответствии с медицинскими стандартами (например, в полном объеме при необходимости провести реанимационные мероприятия, от которых зависит жизнь человека). Из-за нехватки бригад не выполняется (и просто не может быть выполнен во многих случаях) федеральный 20-минутный норматив прибытия на экстренный вызов. МЫ ОБРАЩАЕМСЯ к органам государственной власти Пензенской области […] с просьбой немедленно принять меры по обеспечению минимальной зарплаты среднего медицинского персонала и водителей областной скорой помощи с учетом компенсационных и стимулирующих выплат в расчете на 1 ставку не менее 100 % от средней по региону (26 тыс. руб. по итогам 2018 года)».

Также в открытом обращении говорилось о требовании вернуть сотрудникам скорой помощи отмененные или серьезно урезанные недавно стимулирующие надбавки: за стаж, за ночные часы работы, водителям — ​за «классность». Вернуть период суммированного учета рабочего времени водителей — ​1 месяц (вместо поквартального). Оплачивать часы сверхмесячной нормы как работу в выходной день согласно Трудовому кодексу РФ (ТК). Ввести доплату водителям за выезды в районы согласно ТК. Увеличить технологические перерывы. Снять с линии и обеспечить своевременный ремонт неисправных автомобилей (перечисляются поломки: разнопрофильная резина, неисправность сигнально-говорящих устройств (СГУ), неработающие ручные тормоза, разбитые подвески, неисправные замки дверей автомобилей, неисправная электрика).
Такое подробное перечисление, казалось бы, чужих проблем — ​не просто так. Ведь с аналогичными сталкиваются и работники скорой в Саранске. Об этом — ​чуть ниже. Так вот, с 27 мая пензенцы объявили итальянскую забастовку, основная идея которой — ​строгое соответствие должностным правилам и нормативам. Например, отказались работать в составе неполной бригады… Водители отказывались ездить на неисправных машинах. 26 июня сотрудники станции вышли на массовый пикет в сквер имени Дзержинского и… добились частичного выполнения своих требований. «Можно сказать, что мы победили. Зарплату прибавляют», — ​сказал сопредседатель межрегионального проф­союза медработников «Действие» Павел Кузнецов. На днях стало известно, что примеру пензенских коллег последовали сотрудники скорой из Орла.

Саранск

В Мордовии недовольство выражают пока водители станции скорой помощи, расположенной в главном городе региона. По их словам, зарплата медперсонала еще приемлема. Рассказать о своих проблемах они согласились пока только на условиях анонимности. «Чтоб нас потом за эту зряплату не уволили!»

Мужчины говорят, что главная «печка», от которой «пляшет» их заработок, — ​базовый оклад. И он составляет 2 562 рубля. От этой суммы зависят все надбавки: повышающий коэффициент по занимаемой должности, персональная стимулирующая выплата, компенсационная выплата на работах с вредными и опасными условиями труда, сверхурочная выплата, повышающий коэффициент за классность, компенсационная выплата за работу в ночное время и прочие. И если только один из них достигает 220 %, пара — ​200 %, то другие — ​4, 10, 15 %… Вот, например, если карета скорой сломалась, то водитель (тоже участвует в ремонте) будет получать в день… 87 рублей 84 копейки. Это 75 % от того самого базового оклада. «Но как не трепыхайся, больше 16 тысяч не получишь! — ​говорят водители. — ​Если, конечно, в отпуск не уйдешь. Это единственный шанс. Но только после отпуска копейки получишь. И ответ у руководства готов сразу: не нравится? Пожалуйста, увольняйся и езжай куда хочешь».

Работают шоферы сутки через двое. Но случается, приходится выходить на линию и чаще. «По закону мы не обязаны перерабатывать, но нам говорят: попробуй не выйди, потом посмотрим, что из этого получится, — ​продолжают наши собеседники. — ​Так вот, наши сутки «стоят» 1300 рублей. Но, когда мы перерабатываем, платят уже по 300–400 рублей максимум».
Есть еще один важный нюанс, поясняют работяги. Раньше они являлись водителями спецавтотранспорта, что влекло за собой соответствующие надбавки. Недавно, после анализа труда, по документам их приравняли к водителям… хозтранспорта и автомобилей. Дали подписать дополнительные трудовые соглашения, в которых говорится, что рабочая неделя должна составлять 39 часов. Работяги утверждают, что иногда приходится трудиться по 92 часа и получать за эту переработку… 1000 рублей.

«Также нас «выкинули» из так называемой дорожной карты, по которой финансируют медработников, — ​говорят водители. — ​Раньше мы получали практически наравне с фельдшерами — ​тысяч по 20. Но, так как в нашей стране инфляции нет (сарказм, если кто не понял — ​«С»), посчитали чиновники, зарплату можно урезать. И урезали».

При этом шоферы как помогали грузить больных (не во всех бригадах и фельдшер, и доктор — ​мужчины), так и помогают. Как контактировали с больными (туберкулезниками и прочими), так и контактируют. И все это, говорят водители, прописано в трудовом соглашении, так же как и умение включать медицинское оборудование. Само собой, как торопились на вызовы, подвергая свои и жизни медиков опасности, так и торопятся. Пару лет назад к станции «привязали» Кочкуровский, Лямбирский и Ромодановский районы. То есть ездить приходится больше: за смену иногда — ​по 300–400 км. Общий вывод: нагрузка растет, а зарплата падает. При этом, утверждают водители, падает и качество оказываемых услуг. В частности, время ожидания вызова может достигать и полутора часов…
Водители также жалуются на транспорт, хотя признают, что перед ЧМ–2018 автопарк серьезно обновили. Претензии как раз предъявляются… новым «Соболям», которые и были закуплены перед мундиалем. «Зачем в городе полноприводная техника? — ​вопрошают они у чиновников, курировавших процесс закупки. — ​Да, иногда нам приходится и в пригородные деревни ездить, но для этих целей можно пару машин содержать. Что не нравится в новых «Соболях»? Всё. Неудобные сиденья, в том числе и для медперсонала. Некомфортные машины в целом. ГАЗ есть ГАЗ».

Руководство

Ситуацию для корр.«С» прокомментировал главный врач республиканской Станции скорой медицинской помощи Дмитрий Якушев. «По поводу зарплаты… Не я определяю ее размер, а Правительство РМ, — ​пояснил медик. — ​Недавно в нашем учреждении была проверка инспекции труда. Интересовались в первую очередь именно этим вопросом. Документы чуть ли не уазиками вывозили. Но никаких нарушений в итоге не обнаружили. Они (водители скорых — ​«С») правильно говорят, что не относятся к медработникам, и во многом в этом заключается проблема. Ведь они так же таскают носилки, общаются с больными… Что касается условий труда… Вот здесь пусть сказки не рассказывают. Нам очень помог ЧМ–2018. Благодаря ему у нас обновился автопарк и теперь не осталось машин старше 5 лет. Потому и водителям надбавки некоторые убрали (шумов и вибраций в новых машинах минимум). Я много бываю у коллег в других городах. Так вот, где-то на 10 человек — ​3 кушетки для отдыха. У наших — ​у каждого своя кушетка, постельные принадлежности. В рамках подготовки к ЧМ–2018 нам закупили оборудование для ремонта машин: подъемник, станок для шиномонтажа и балансировки. А раньше что было?! Грязная черная смотровая яма! Увеличилась ли зарплата сотрудников после того, как нас обязали выезжать в близлежащие районы? С чего бы это? По нагрузке мы не лидируем среди субъектов РФ. Запредельной нагрузки у нас нет!»
В Министерстве здравоохранения РМ заявили, что министр Олег Маркин оповещен о ситуации с зарплатой водителей, и дали такой комментарий: «Водители станции скорой помощи по нормативным документам относятся к «прочему персоналу», они не приравнены к медработникам. Их заработная плата формируется на основе постановления Правительства РМ от 29 октября 2008 года (с изменениями и дополнениями) № 482. Этот документ готовился республиканским комитетом по труду совместно с Министерством финансов РМ без участия Минздрава. Согласно этому документу, заработная плата, в частности, водителя машины скорой помощи складывается из должностного оклада и различных коэффициентов и надбавок. Базовый должностной оклад устанавливается указом Главы РМ. В настоящее время у водителя он составляет 2 562 рубля. В результате, по нашим данным, средняя зарплата водителей скорой помощи в Мордовии за 2018 год составила 19 192 рубля. Это с учетом отпускных и без вычета налогов. В первом квартале этого года зарплата составила 18 692 рубля, но в целом по году она будет не меньше прежней».
Справка (на основе вкладки «О нас» сайта ssmp03.ru)

В состав Станции скорой медицинской помощи (ССМП) Саранска входят 4 подстанции: центральная с филиалом в селе Кочкурове, подстанция № 1 (район Юго-Запад) с филиалом в селе Ромоданове, подстанция № 2 (район Химмаш), подстанция № 3 (район Светотехстрой) с филиалом в селе Лямбире. Коллектив ССМП — ​485 человек, из них 108 врачей, 176 человек среднего медицинского персонала, 54 человека младшего медицинского персонала, 114 водителей и 33 человека прочего персонала. Круглосуточно работают 32 бригады. Из них — ​5 специализированных (1 психиатрическая, 4 педиатрические), 1 транспортная и 26 общепрофильные (врачебные или фельдшерские). В автопарке 39 санитарных автомобилей, из них: 10 — ​УАЗ, 10 — ​«Газель», 14 — ​«Соболь», 5 — ​Ford. Станция обслуживает население Саранска, Лямбирского, Кочкуровского и Ромодановского районов, всего почти 400 тысяч человек, более 72 тысяч из которых — ​дети. Все вызовы от населения поступают в центральную диспетчерскую, где распределяются по срочности, профилю, месту нахождения пациента и затем передаются на подстанции или по защищенному каналу связи непосредственно бригадам скорой медицинской помощи.

С февраля 2010 года на все машины скорой была установлена система ­ГЛОНАСС­­, позволяющая в режиме реального времени контролировать местонахождение каждой из них и при необходимости передавать вызов той бригаде, которая находится максимально близко к месту вызова. Последнее обновление транспорта прошло в 2018 году, когда для станции закупили 14 «Соболей» ГАЗ и 3 «Форда-Транзит». В ноябре 2016 года учреждение было удостоено национальной премии «За безопасность дорожного движения» в номинации «Ангел-спаситель». В 2016 году бригады скорой выполнили 475 вызовов на место ДТП, оказали помощь 751 пострадавшему и за 11 месяцев 2016 года ни один из пострадавших не скончался в машине скорой.

Материалы по теме
Закрыть