Среда, 24 апреля
Экономика

Возрождение «Сарэкса»

Возобновилось производство на простаивающей площадке саранского экскаваторного завода

По словам Николая Осташева, у руководства структурного подразделения большие планы. В том числе и по увеличению зарплаты. Фото: Юрий Кемаев / Столица С

После процедуры банкротства «Сарэкса» в Чувашии было создано его обособленное структурное подразделение АО «Промтрактор-Вагон», основным направлением деятельности которого является производство деталей и узлов для нужд вагоностроения. А с мая производство вновь заработало в Саранске. По словам главного инженера Николая Осташева, предприятие  продолжит выпускать сельскохозяйственную и коммунальную технику. В августе возобновится производство мини-погрузчиков МКСМ. Рассматривается вопрос о колесных тракторах тягового класса от 0,6 до 1,4. Коллектив планируется увеличить со 164 до 249 человек, 137 – по рабочим специальностям. Подробности – в материале АННЫ ОПРАВХАТ.

Саранский экскаваторный завод был образован по решению Совета министров РСФСР и Мордовского Совнаркома в мае 1959 года. Основная специализация — производство гидравлических землеройных машин, монтируемых на колесных тракторах. В 1990-е в ходе приватизации на его базе создали ОАО «Сарэкс». В 2007-м контроль над предприятием перешел к ЗАО «Агроевросоюз», поставлявшим в Россию трактора Харьковского завода. В соответствии с новой стратегией, основой развития «Сарэкса» наряду с традиционным выпуском экскаваторов, должно было стать сборочное производство. В работе по проектированию главного конвейера участвовали специалисты немецкой инжиниринговой фирмы «Durr Consulting». В результате был построен производственный комплекс по сборке тракторов тягового класса 2-5 тонн, включающий в себя универсальную сборочную линию, рассчитанную на сборку 10 тысяч единиц техники в год. В сентябре 2007-го по лицензии Минского тракторного завода предприятие начало выпуск универсально-пропашного трактора «Беларус-1221.2» с исключительным правом на его реализацию в России до 2015 года. «Сарэкс» стал поставщиком техники для ОАО «Росагролизинг» и заемщиков ОАО «Россельхозбанк» — в рамках целевой программы кредитования предприятий агропромышленного комплекса. В 2009-м саранское предприятие  перешло под управление концерна «Тракторыне заводы». Расширился ассортимент продукции. Был освоен выпуск тракторов «Беларус-82.6» и «Беларус-82.1». В декабре того же года  ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов», входящее в состав концерна, стало прямым владельцем 23,5 % акций «Сарэкса». В 2009—2010 годах объемы производства тракторов снизились. Причинами стали уменьшение спроса  со стороны российских сельхозпредприятий и выполнение условий контракта с «Росагролизингом». Тем не менее, был отмечен рост выпуска  экскаваторов и расширившейся линейки коммунальной и специальной техники, продажи которой стали вновь играть значительную роль в развитии завода.  В феврале 2011-го полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «Сарэкс» были переданы ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы».

Площадка «Сарэкса» продолжает жить… Фото: Юрий Кемаев / Столица С

В конце 2017-го решением Арбитражного суда РМ в отношении саранского предприятия была введена процедура банкротства. «Мы попали в такую ситуацию из-за долгов всего концерна, — поясняет главный инженер Николай Осташев. – Несмотря на столь тяжелое положение, нам удалось сохранить коллектив и обеспечить 185 рабочих мест. Мы исполняли разовые заявки по производству профильной продукции, выполняли сторонние заказы. За два года производство было перестроено под выпуск деталей и узлов для нужд вагоностроителей — АО «Промтрактор-Вагон» и АО «Рузхиммаш». При этом не прекращалось производство погрузчиков МКСМ. В апреле 2017 года завод признали банкротом, а в мае коллективу сообщили о сокращении сотрудников. Но вместе с управляющей компанией «МИГ «КТЗ» мы приняли все меры для сохранения производства. Было создано обособленное структурное подразделение в Чувашии. Его гендиректором назначили Игоря Шпака. Вскоре начался полноценный выпуск деталей для сборки вагонов. Мы неоднократно информировали министра промышленности Мордовии Игоря Седова о своем желании возобновить производство в Саранске. Он обсуждал данный вопрос на федеральном уровне. В итоге 15 мая этого года простаивающий завод вновь заработал. Его директором стал Вадим Коротков. Теперь планируем поставлять коммунальную и сельскохозяйственную технику во все регионы страны и в Казахстан. Также ведутся переговоры с Белоруссией. Нужно сказать, что наши трактора всегда считались лучше минских. Они оснащены компьютерной техникой, модифицированными кабинами с кондиционерами… В августе возобновится производство мини-погрузчиков МКСМ. До конца года планируется выпустить 85 единиц этой техники и 147 — навесного оборудования к ней. Более того, рассматривается вопрос о возобновлении производства колесных тракторов тягового класса от 0,6 до 1,4. Коллектив увеличится со 164 до 249 человек, в том числе 137 – рабочие разных специальностей. Предприятие примет на работу токарей, сварщиков, слесарей, фрезеровщиков… На сегодняшний день средняя заработная плата составляет 20 тысяч рублей, но мы планируем увеличить ее до 28 тысяч».

Материалы по теме
Закрыть