Египетская лошадиная сила
Транспорт и его водители в африканской стране напомнили ведущему авторубрики о Родине
Это была неудачная идея: сфотографироваться с египетскими дорожными полицейскими, чей древний пикап почти круглосуточно стоит в специально отведенном месте под навесом. Это только мне известно, что я — это я, а боец с автоматом в руках, бронежилете и каске видит приближающегося белого мужчину с двумя подозрительными пакетами и в футболке с надписью на английском «Все лгут». «Хэлло!» — громко орет он и направляет автомат на меня… ДЕНИС ТЮРКИН немного узнал о нравах, что царят на дорогах египетской Хургады.
На чем ездят
Город Эль-Гурдака, или Хургада, возник в начале XX века как поселок английских нефтяников. А уж развиваться активно начал и того позже — с 80-х годов. Считай, ровесник. Сейчас это — крупнейший туристический центр на берегу Красного моря и одновременно — административный центр одноименной провинции (третьей по площади из 27 во всем Египте), население которого сопоставимо с численностью жителей Саранска. Ну а я — один из тысяч и тысяч российских туристов, которые ежегодно высаживаются на берегах Красного моря для принятия солнечных и водно-соленых ванн.
Будто и не покидал пределов родной страны. Надписи дублируются на русском (без ошибок не обходится, как в принципе и в России), вокруг — русские, обслуживающий персонал (кто — бегло, а кто и неплохо) говорит на русском. Наконец, на стоянке у нового терминала международного аэропорта Хургады пассажиров ждут белоснежные, с синей полосой, универсалы «Лада-Ларгус». Извините, спутал. «Рено-Логан-ЭмСиВи», она же «Дачия-Логан-ЭмСиВи» — автомобиль, копия которого и продается в нашей стране под маркой «Лада». Внешние отличия несущественные.
Вообще, автопарк курортной Хургады на первый взгляд по наполнению похож на российский. Есть популярные у нас «Рено-Логаны», «Шевроле-Ланосы», «Тойоты-Короллы». Есть разные «Шкоды» («Октавии», например), немножко «Фольксвагенов» (как правило, «Поло») и «Сузуки». Чуточку «французов» в виде «Ситроенов» и «Пежо». Встречались и необычности, если смотреть под углом зрения нашего соотечественника. Например, «Шевроле» в нетрадиционных ипостасях. Как вам пикап под этой маркой? А среднетоннажный грузовик, на поверку оказавшийся лицензионной копией Isuzu NPR? Плоды глобализации… Тяжелые грузовики в Египте есть и под традиционными европейскими марками — «Мерседесы», «Вольво» и т. д. Но гораздо интереснее внешне — исконно египетские тягачи. «Носатые», еще со скругленными кабинами с облупленной краской. Невероятные старички! Определить принадлежность к какой-либо марке я не смог, не знаток грузовой африканской техники.
Зато узнал настоящего «Жука» — легендарное купе «Фольксваген-Битл» годов эдак 60-х. Полностью матовый из-за выцветшей за долгую-долгую жизнь краски. Красота! И в Египте это не раритет какой — отнюдь, обыденное средство передвижения. Автопарк местных жителей, как я выяснил по расспросам, довольно старый по возрасту. Но, как и в России, здесь тоже есть свои противоположности. Например, мной был замечен даже «Ламборджини», правда, на территории дорогого отеля. Наверняка принадлежит владельцу этого отеля.
Обычные египтяне как могут тянутся к жизни малой части населения — богачей. Обычному африканцу (как и русскому) хочется блеска и внешней дороговизны. Отсюда — любовь к китайским авто. Да-да, есть в Египте довольно много представителей автопрома Поднебесной. Смотришь издалека — что за бизнес-седан едет? «Мерседес»? БМВ? Ан нет, оказывается, какой-то новенький «китаец» поехал.
Замечу еще раз, отдыхающих в Хургаде да и во всем Египте любят (есть даже туристическая полиция, которая поспешит на помощь, ежели что). Трансферные и экскурсионные автобусы в большей своей части — новые, с кондиционированной прохладой внутри. Кажется, что в транспортном потоке Хургады больше всего именно таких единиц, а еще — новеньких белых микроавтобусов «Тойота-Хайэйс», развозящих туристов на экскурсии и шопинг. Однажды встретился и совсем неожиданный экземпляр, предназначенный для таких целей, — старенький внедорожник «Тойота-Лэнд-Крузер» годов 80-х. В салоне у него — две лавочки, стоящие друг напротив друга по ходу движения.
Есть и мотоциклы, но в Хургаде их не так много. Показалось, что из автомобилей особенно на египетском побережье любят «корейцев» — «Киа» и «Хендай». В такси больше всего потрепанных аналогов наших «Акцентов», отличающихся светотехникой. Но как эти таксисты ездят… И здесь самое время поговорить о нравах, царящих на местных дорогах.
Что творят
Помните, какое движение организовывается в Саранске и районных центрах в тех местах, где проводятся ярмарки и прочие массовые мероприятия? Народ едет и идет как хочет, прет под знаки, разворачивается через сплошные при полном равнодушии гаишников, главная цель которых — не пустить в огороженное место большинство. Вот в Египте примерно все так, но только не во время ярмарок и не возле них, а почти везде.
Здесь никого не удивляют люди, сидящие в грузовых отсеках пикапов и гроздьями высовывающиеся из окон маршруток. Сами перевозчики пассажиров — отдельный разговор. Цена на проезд зависит от расстояния, которое вы проедете. Средняя сумма в переводе на рубли — 15. Так вот маршрутки в большей своей части — старенькие микроавтобусики «Тойота» или малоизвестных марок, набивающиеся битком рабочим людом. Останавливаются они там, где пожелаете. Ну, или где пожелает водитель, если увидит идущего по тротуару туриста. А лучше — туристок. Им сигналят, кричат, зазывают проехаться. И так себя ведут в том числе таксисты. Они спокойно могут притормозить в неположенном месте, чтобы навязчиво предложить свои услуги. Сидящие возле дорог на бордюрах и газонах толпы мужчин (Египет — арабская страна, поэтому работающих женщин здесь минимум, как и грамотных) — норма. Там они ждут маршрутки, ну и просто отдыхают.
Пристегиваются ремнем безопасности там, похоже, только люди с другой планеты. Водителя дорогого автомобиля с ремнем еще можно увидеть, а вот остальные… А как тогда здороваться со знакомыми? «Привязка» будет мешать высовываться на ходу из окна, чтобы криком и жестами поприветствовать знакомого охранника отеля, заскучавшего на своем посту. Охранник, в свою очередь, тоже прокричит что-нибудь в ответ.
Вообще, египтяне любят общаться друг с другом. Крики, постоянные гудки клаксонов, моргание фарами, жестикуляция… Одно дело, когда сигналит легковушка, совсем другое — огромный грузовик. Кажется, они поголовно оснащены тепловозными сигналами. Поначалу это гудение, находясь в отеле, я принимал за сигнал кораблей с моря. Про световые приборы — разговор отдельный. Понять логику их использования я был не в состоянии. Во-первых, египтяне не утруждают себя включением ближнего света не то что в сумерки — даже в темное время суток. Водители то переходят на ближний, то на габариты, то вообще выключают все освещение. Едем, к примеру, по неосвещенному кварталу новой Хургады. Кругом какие-то развалины (или недостроенные дома — не понять), мусор… Навстречу нам едет такси. Водитель активно моргает дальним, и таксист переходит на габариты. Никакого ослепления не было, просто там так принято. Или когда машина опережает другую, водитель загодя выключает ближний. Зачем? Этого не понять… А аварийка?! Ею здесь пользуются так же активно, как в Москве те, кто паркуется вторым рядом. Подъезжает машина к огромному лежачему полицейскому (такие я видел в подмосковной Коломне) — включается аварийка. Просто тормозит — вновь аварийка. Спрашиваю русскоговорящего гида, зачем водители так делают, — нет объяснений… Ну а про поворотники вы поняли: их использование, по сути, сводится к нулю.
Дороги в Хургаде есть. Ямы тоже. Всего поровну. Хотя магистраль, ведущая от аэропорта и уходящая на соседний город Сафагу, показалась неплохой. Разметки, правда, минимум. Да и зачем она, когда всякий едет как хочет? Если говорить о скоростном режиме, то большинство вроде не торопится. Туристический микроавтобус, правда, на обратном пути в отель после шопинга повез нас 110 км/ч в черте города, играя в шашки. Безопасных пешеходных переходов я не увидел. Шумовые полосы перед ними есть, лежачие полицейские перед некоторыми — тоже, но назвать безопасным переход по слабоосвещенной проезжей части язык не повернется. Потому там все ходят, как коровы в Абхазии. Местные полицейские этому не препятствуют. Более того, они стоят в засаде едва ли не круглосуточно. Часть их древних пикапов ничем не обозначена и брошена прямо на дороге. Ни освещения, ни знаков перед ними… Тихий ужас. Часть других таится в специально отведенных местах у дорог. Под навесами. Двое (старших, видимо) тупят в телефонах, сидя в салоне пикапа, один (провинившийся, наверное) — стоит с автоматом в руках и в каске за деревянной стойкой. И зорко смотрит по сторонам. Наверняка есть логичное объяснение их работе. Можно подумать, что они стерегут покой туристов. Вот и я хотел проявить дружелюбие, сфотографироваться, но был с позором выгнан грозным окриком. Автомат тоже сыграл не последнюю роль в том моменте, что я ретировался…
А знаете, что удивило? Малое количество тонированных машин. Какие две причины заставляют россиян чернить свои повозки? Первая — «с тонировкой салон не нагревается, поэтому проще переносить жару». Вторая — «жуликам не видно, что лежит в машине». А египтяне-то этого не знают, а то бы давно все затонировались! У них, бедолаг, даже в октябре 36 градусов тепла, а дождь бывает раз в год. Да и воровство — самый распространенный вид преступлений. Вот ведь чудики! Нанесли бы тонировку и сразу избавились бы минимум от двух бед! Но пока они до этого мудрого решения не додумались, поэтому ездят по старинке. Тонировка задних стекол есть, как правило, только у такси (либо шторки), а уж темные передние я видел лишь однажды. И то, вероятно, за рулем русский сидел. На прокатной машине и с привезенным из России рулоном пленки.
От жары в машине спасаются кондиционерами, если есть деньги на такое авто. Еще один способ — укрыть переднюю панель попоной, накидкой, тряпкой с неким узором. Но, думается, главная цель здесь — украшение, ведь тряпичный узор так красиво отражается в лобовом стекле, застилая водителю вид. Египтяне знают толк в украшениях. И в этом они похожи на россиян из провинции, то есть на нас, некоторых жителей Мордовии. Тонированные задние фонари, заклеенные сине-зеленой пленкой фары, цветастые чехлы в салоне. А какая «цветомузыка» включается на авто с приходом темноты — загляденье! Спереди могут моргать светодиодные синие огоньки, а могут и зеленые. Сзади при торможении вспыхивают разноцветные гирлянды. Включился поворотник — еще что-нибудь сверкает и искрится. Полная свобода световых решений! Так и со знаками. Некоторые не увидишь в темноте, а другие перемаргиваются, сияют, сверкают. Само собой, восприятие информации в таких случаях стремится к нулю.
Местные автомобили побиты жизнью: со сколами на стеклах, обширными кузовными царапинами, вмятинами. Как оказалось, местные не переживают насчет железных коней. Легкое ДТП? Ерунда: водители покричат друг на друга и разъедутся! Полицию, по утверждению отельеров, с которыми удалось пообщаться, египтяне вызывают обычно при ДТП с пострадавшими. Вставлю даже цитату с тематического сайта hurghada.explonade.ru, посвященного Хургаде: «…если вы в России со своего авто сдували пылинки и плакали над каждой царапиной, то приобретение собственного авто в Египте для вас чревато приобретением серьезного психического заболевания».
Отпуск подошел к концу. С мыслями о том, как же, оказывается, все-таки хорошо в родной стране, я приземлился в аэропорту Домодедово. На выходе нашу семью ждали таксисты. «Такси-такси-такси», — наперебой говорили они. А прямо на пешеходном переходе остановился желтый «Форд-Мондео», и высунувшийся из окна шофер прокричал: «Поехали со мной». От аэропорта до станции метро со скоростью под 120 км/ч по левой крайней, опережая почти всех подряд, нас вез автобус. Затем был поезд до Рузаевки. Уж он-то не превышал, надеюсь. И я вновь стал наполняться тихой любовью к России. На пути в Саранск машину встречавшего нас родственника два раза подрезали, а какой-то идиот выехал на встречку, едва не устроив аварию. Я дома.
Цифра
26,6 случаев смертей в ДТП на 100 тысяч населения приходится в странах Африки согласно докладу ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения — 2015.
Это худший показатель на планете. В регионе Восточного Средиземноморья он составляет 19,9 (второе место), а в Европе — всего 9,3 (самый безопасный регион).