Понедельник, 15 апреля
Общество

Эх, дороги! Ну, дураки…

Новый взгляд на две старые беды

Сначала про дороги…

«…Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи…» — нет-нет, да и вертелось в моей голове нечто эдакое из школьного курса давеча по пути из Москвы в Петербург. Нет, не в пример Радищеву я не фокусировался на «проблемных точках» раскинувшихся подле дороги окрестностей и, подобно Гоголю, не любовался пейзажными примечательностями. У меня не было на это времени!..

Когда тебя тянут не три, а больше двухсот отборных «рысаков», когда под колесами асфальт и впрямь расстелен «ровнем-гладнем» (на всем пути кофе в стаканчике так ни разу и не расплескался!), а в очах рябит от разметки, отбойников, камер видеофиксации и прочего навороченного дорожного оборудования, остается только одно: следить за положением машины и ловить кураж от того, что ты так едешь!

Фото: Юлия Честнова / Столица С

Да, да! Я впервые получил возможность вихрем пронестись несколько сот километров по российской платной автомагистрали — трассе М11. И, доложу вам, оно того стоит!..

…По данным сайта insur-portal.ru, мировая история платных дорог берет свое начало еще со Средневековья. Тогда вся Европа была разбита на удельные княжества и каждый князь почитал своим долгом брать дань с путников, проходящих по территории его владений. Когда отдельные княжества стали объединяться в централизованные государства, дань приобрела иную форму — теперь путники должны были платить уже за то, что они используют дороги.

В России платные дороги появились в XVIII веке. В СССР они были отменены, и первая платная автострада современного типа в РФ вступила в строй только в 1999 году. Ею стал двадцатикилометровый участок трассы М4 «Дон» в Липецкой области. Сегодня общая протяженность платных дорог РФ составляет более 1000 километров.

На сегодняшний день платные участки имеются на трассах федерального значения М1, М3, М4 и М11, в Псковской области в приграничных зонах с соседними странами. А в Санкт-Петербурге взимается плата за проезд по внутригородскому «Западному скоростному диаметру».

Концессионером (владельцем) большинства из них является государственная компания «Автодор».

Автомагистраль Москва — Санкт-Петербург еще не закончена. Планируется, что общая длина трассы будет составлять примерно 670 километров. Первый участок дороги был открыт в 2014 году и стал платным с сентября 2015 года.

Проект трассы М11 не предусматривает проезда через областные центры и районные города. Да и вообще, на тех двух участках, по которым довелось пройти мне, — от Москвы (в районе Химок) до Солнечногорска и от Твери до Малой Вишоры (что у Великого Новгорода), — не встретилось ни одного населенного пункта (!!!). Более того, на трассе нет ни одного перекрестка! Везде присутствуют развязки и съезды в разных уровнях, позволяющие водителям без проблем добраться в необходимый пункт назначения. По всему чувствуется, что при помощи нового шоссе «Автодор» собирается грамотно распределить транспортный поток между двумя столицами.

Не все слава богу и с инфрасткруктурой в целом. На всем протяжении дороги встречаются редкие парковочные площадки (парковка на обочине — запрещена). Заправки вообще редкость. Заехав на одну такую (куцый вагончик с колонкой и второй — касса), с недоумением обнаружил, что в ассортименте только АИ-95 и дизтопливо. Цены раза в полтора выше обычных. Спрашиваю у заправщицы, отчего так. «Радуйтесь, что такие появились, — было сообщено мне в ответ. — Раньше заправок здесь вообще не держали. Ох водилы и вешались!!!»

Да, общая недоустроенность особенно ощущается, когда съезжаешь на старушку «ленинградку» М10. Да, заправки там на каждом шагу. Да, бросай машину на обочине — где вздумается. Но! Мало того что двух полос движения в каждом направлении на ней для всех явно не хватает, так через каждый «чих» оказываешься в очередной деревеньке. А это — сброс скорости до минимума и пробки на перекрестках, пешеходных переходах, да и просто из-за общей скученности.

Совсем другое дело М11! Практически пустая крайняя левая полоса (по правой монументально несут себя фуры). Разрешенная скорость передвижения по автомагистрали — до 130 (на отдельных участках аж до 150!) километров в час. Такой скоростной режим позволит преодолевать расстояние между столицами в среднем за 5 часов 30 минут, хотя более вероятным будет показатель в 7 часов (на магистрали М10 он составляет около 20 часов. Во что верится, с учетом ее заторенности). По предварительным прикидкам руководителей российского «Автодора», проезд по новой автомагистрали по маршруту Москва — Санкт-Петербург владельцам легковых автомобилей обойдется примерно в 2 000 рублей. Движение по дороге М10 останется бесплатным.

Для сведения, проезд по первому участку (примерно в сотню км) обошелся мне в 100 рублей. Проезд по второму (поболе 300 км) — уже в 700 «целковых».

Как сообщает сайт insur-portal.ru, в целом стоимость проезда по платным автомагистралям страны сегодня зависит от категории ТС, от тарифов, установленных на самой дороге, от времени проезда и от наличия скидки. Экстренные службы освобождаются от необходимости платы за движение по платным дорогам. Также от оплаты освобождается маршрутный транспорт, за исключением такси и междугородних автобусов.

Право на определение величины тарифа принадлежит концессионеру (владельцу дороги). Он может установить разную стоимость и в зависимости от времени суток. На трассе М11 такого деления нет. Скидка на проезд чаще всего определяется наличием транспондера (устройства, которое принимает сигнал с платных дорог, и автоматически осуществляет оплату).

В соответствии с законом о государственной компании «Автодор», любая вновь построенная или реконструированная дорога может стать платной, но только в том случае, если у нее имеется бесплатная альтернатива. То есть у водителя должен быть выбор, по какой дороге двигаться. Так, в будущем планируется сделать платной всю трассу М4. Также одним из планируемых новшеств является введение возможности безостановочного проезда с помощью транспондера (на М11 все въезды и выезды оборудованы КПП). По прогнозам, данная система будет введена уже в этом году, но только после того, как начнет действовать наказание для водителей, которые не платят за движение по платным дорогам. Размер штрафа может составить до 5000 рублей.

Сегодня совершенно очевидно, что большая часть средств, вырученных с платной дороги, идет на ее содержание, поэтому водители, выбирая движение по такой автомагистрали, платят за свой комфорт. Позиция Правительства РФ такова, что с течением времени сеть платных дорог будет увеличиваться, но таковыми будут становиться только новые или отремонтированные дороги.

Теперь о дураках…

…В году 2004-м мне довелось в рамках просветительской программы Библиотеки конгресса США считай что месяц провести в Америке. Не знаю, какую отдачу от меня рассчитывали поиметь библиотекари конгресса, но впечатлениями от увиденного там я лично был переполнен. И одно из самых первых (и ярких, конечно) было состояние дорожной сети этой страны. Так вот, когда я возвернулся восвояси и взахлеб стал рассказывать о тамошних автобанах, развязках, паркингах и всем прочем, мои самые разные слушатели реагировали абсолютно одинаково: с характерной гримасой крутили пальцем у виска и выносили вердикт: «Ты — дурак! У нас никогда такого не будет!!!»

И действительно, озираясь на раздолбень наших тогдашних траспортных коммуникаций (что в Москве, что в Питере, а уж тем паче в Саранске), верить в то, что через каких-то десять-пятнадцать лет мы будем ездить в условиях инфраструктуры ничем не хуже (а с учетом нашей местной климатической, географической и всей прочей специфики — и даже лучше) западной, мог только сумасшедший.

Но сегодня это уже данность, в которой каждый путешествующий убеждается лично. И речь идет не только об М11. В отличном состоянии (за исключением некоторого количества модернизируемых участков) «федералка» М5. «Ровнем-гладнем» выстелена наша родная московская трасса от поворота на Торбеево и до Саранска. Чего уж говорить, если один только краснослободский обход достоин самых похвальных оценок! А о том, как неузнаваемо преобразилась за последнее пятилетие коммуникационная система Саранска, написана уже не одна ода (причем не только моими коллегами, но и иностранными очевидцами).

И пусть звучат скептические возгласы о гигантских средствах, ежегодно закапываемых в дорожное строительство, об асфальте, утекающем в канавы вместе с талым снегом, о рытвинах и колдобинах, об «уникальной технологии ямочного ремонта» и о многом чем еще. Это — нормально! Дорожные артерии — это живой организм, каждодневно видоизменяющийся вместе со всей страной. Но сегодня утверждать, что эти изменения не ведут в лучшую сторону, могут только представители второй российской беды — дураки. Хотя бы потому, что с первой бедой мы уже справляемся!..

…Ну и напоследок. Год от года в Саранске вновь и вновь муссируются слухи о реализации проекта прямого дорожного сообщения между Саранском и Москвой. Совершенно очевидно, что нужда в такой трассе назрела уже давно. Дорога, буде она построена, значительно разгрузила бы вечно заторенную «рязанку», на несколько часов сократила бы путь от нас в столицу и обратно. А главное, прямо бы способствовала развитию всей жизнедеятельности нашей республики. Тем более если бы изначально она стала возводиться как платная автострада! Вот и название ей общественность уже придумала — «М113. Мордовский тракт»…

…Ну, что, птица-тройка? Ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи?..

Материалы по теме
Закрыть