Четверг, 20 июня
Культура

Сбиться с «Курска»

Утонула ли?

На российские экраны вышел первый художественный фильм о гибели российской атомной подлодки «Курск». Кинокритик «Столицы С» Николай Кандышев посмотрел картину Томаса Винтерберга и объясняет, почему интернациональный проект довольно скучное и острожное высказывание о событии, положившем начало строительству путинской России.

https://www.youtube.com/watch?v=0_zltuLpuys
Трейлер фильма «Курск»

Мировая премьера «Курска» состоялась на прошлогоднем международном кинофестивале в Торонто. Лента осталась без призов. Критики восприняли новую работу Томаса Винтерберга спокойно. Во многом такая сдержанная премьера не позволила ленте всерьез претендовать на участие в оскаровской гонке. Как правило, именно в Торонто, объезжаются будущие обладатели золотого рыцаря.

«Курск» — пример картины из разряда «оскар-бейт», фильма снятого с расчетом на «Оскар». При этом работы довольно прямолинейной и блеклой. Хотя у руля авторитетные создатели. Режиссер Томас Винтерберг наряду с Ларсом фон Триером является основателем движения «Догма-95». Первая картина этого направления «Торжество» принадлежит его перу и принесла своему автору приз жюри Каннского международного кинофестиваля. Хотя большинство зрителей знают Винтерберга по фильму «Охота». Лента 2012 года о беспомощности человека перед общественным мнением номинировалась на «Оскар» как «лучший фильм на иностранном языке», а также принесла исполнителю главной роли датскому актеру Мадсу Миккельсену приз за «лучшую мужскую роль» Каннского смотра и международную известность.

Вот только таланта столь маститого постановщика хватило лишь на более менее четкую структуру ленты о трагедии в Баренцевом море. На минуту, одного из самых резонансных эпизодов в истории современной России. И не только из-за количества погибших (118 человек). Прежде всего, общественность вспоминает те события из-за поведения российских властей во главе с тогда еще входящим в образ президента Владимиром Путиным. Ему ставили в вину: замедлительную реакцию на произошедшее, противоречащие и сомнительные по содержанию пресс-конференции с родными моряков, игнорирование помощи других государств, стоящие жизни 24 членов экипажа, ждавших помощи в одном из дальних от эпицентра взрыва отсеков корабля. Просчеты по всем фронтам, не говоря уже об удручающем состоянии российского флота на тот момент. Вроде бы весь соответствующий антураж нам показывают в фильме.

Здесь и довольно убогий быт, граничащий с нищетой. Это подчеркивается сценой в начале фильма, когда группа офицеров во главе с Михаилом Авериным (прототипом персонажа Матиаса Шоннартса послужил капитан-лейтенант Дмитрий Колесников) покупает шампанское и еду для свадьбы одного из своих товарищей по мундиру. Правда, зарплату бравым военным не выплатили. Поэтому все они обменивают офицерские часы на яства, чтобы не испортить праздник. И эта линия, идущая красной нитью через всю картину, редкий удачный режиссерский прием фильма. Остальное выглядит не так выразительно. А общее повествование разбивается. Выглядит периодически топорно и сердито. Возможно, вина в том не Винтерберга, а сценаристов картины Роберта Мура и Роберта Родата. Если для первого это стало дебютом, то последний автор номинировался на «Оскар» за «Спасти рядового Райана». Они могли действительно лучше прописать мотивацию героев, которых в какой-то момент просто бросает из огня да в полымя. И сделать более пересекающимися две основных сюжетных линии фильма: борьба за жизнь моряков на лодке и переживания родных и близких за их судьбу.

Вот только соединительный элемент истории – а именно действия официальных властей, кажутся и вовсе – худшим моментом всего повествования. Российские власти представлены ограниченными технократами, а иностранные военные в лице лучезарного коммодора НАТО Дэвида Расселла (Колин Ферт) этакими мессиями. При этом никакого закулисного объяснения их мотивов не дается. Мы все узнаем исключительно из слов оскароносной звезды фильма «Король говорит!». Он отвечает и за цели НАТО, и за Россию. Такой рассинхрон по всей видимости связан с отсутствием в сюжете главного действующего лица событий 19-летней давности – президента Владимира Путина. Его убрали из фильма, а фактически из истории, чтобы не злить российских хакеров и минкульт. Кто принимал те или иные решения? Из-за чего российские власти отказались от помощи иностранных стран? «Козлом отпущения» авторы «Курска» решили сделать командующего российским флотом Владимира Петренко. Его мундир примерил исполин актерского искусства Макс фон Сюдов («Седьмая печать», «Игра престолов»). Трусливый компромисс продюсеров «Курска» во главе с Люком Бессоном ( «Пятый Элемент», «Такси») лишил фильм конфликтности.

В запустившейся фатальной череде событий практически некого обвинить. Командира подлодки, накануне упивающегося в усмерть на свадьбе своего подчиненного? Адмирала Вячеслав Грудзинского (Петер Симонишек), попытавшегося было пойти против начальства, но, в итоге, не только, ни спасшего моряков, но и сломавшего свою карьеру. Путинозаменителя в исполнении Макса фон Сюдова? Явно ни о таком преемнике идет речь относительно будущего президента страны. Все они жертвы обстоятельств, системы. Однако, как раз системно-функциональный подход и важен в рассказе подобного рода событиях. Как и причинно-следственная связь собственно самой аварии. Но ей на экране уделяется от силы минута…
За что интернациональное детище и стоит отметить, так это за операторскую работу и музыку. Благо и за первое, и второе отвечали признанные мастера мирового кинематографа. Оператор «Курска» — оскаровский лауреат британец Энтони Дод Мэнтл («Миллионер из трущоб»), сотрудничавший не только с Дэнни Бойлом, но и Ларсом фон Триером. Его искусная работа с глубоководными съемками – чуть ли не единственная по-настоящему художественная ценность фильма. Музыку к ленте написал и вовсе двукратный победитель «Оскара» француз Александр Деспла («Отель «Гранд Будапешт»», «Форма воды»). Его мотивы гармонично вписываются в атмосферу беспросветности и общей беспомощности.

Хорошо. Создатели картины испугались не получить прокатное удостоверение. Поэтому решили сосредоточиться переживаниях жен и родных моряков. Этой сюжетной линии уделено чуть ли не центральное место в фильме. Здесь все ложится на плечи хрупкой Леа Сейду («Жизнь Адель», «Это всего лишь конец света»). Она играет жену главного героя Татьяну Аверину. Вместе с сыном им приходится держать ответ практически за всех родных и близких моряков, которых сценаристы лишили голоса. Вот только двое в поле не воины.
Для сражения с «российскими или советскими ветряными мельницами» нужны как минимум трое. Магическую силу триумвирата доказал американо-британский фильм «Чернобыль». Пятисерийная картина о другой крупной техногенной катастрофе – образчик того, что современный кинематограф примеряет на себя функции четвертой власти, в лучших традициях последней. Тому способствует идеальный баланс между документальной и художественной составляющими полотна. Увы, но «Курск» поверхностен с художественной точки зрения, и однобок с документальной стороны. Тем не менее этот фильм лишний раз заслуживает внимания. Ибо его создатели хотя бы попытались взяться за чисто российскую историю. Отечественные режиссеры, увы, панически чураются таких острых тем. Творческое импотентозамещение.

«Курск» (16+)
Режиссер: Томас Винтерберг.
В ролях: Маттиас Шонартс, Леа Сейду, Макс фон Сюдов, Колин Ферт и др.
Бюджет: $20 000 000
Оценка: ★★☆☆☆ (2 из 5)
Для кого: отечественных режиссеров.
Материалы по теме
Закрыть