Воскресенье, 16 июня
Транспорт

«Хочу работать на заводе БМВ»

Что думают будущие автомастера из Саранска о своей профессии и участии во всероссийском конкурсе.

Что думают будущие автомастера из Саранска о своей профессии и участии во всероссийском конкурсе

Экономическая ситуация в стране нестабильна, но, несмотря на этот факт, рост автомобилизации продолжается, особенно в городах. Все больше машин становится и в Саранске. Растет и спрос на соответствующие услуги. Одним из поставщиков кадров для автосервисов является Саранский автомеханический техникум, студенты которого в конце апреля приняли участие во Всероссийских соревнованиях по автомногоборью. Денис Тюркин поговорил с ребятами и преподавателем.

Соревнования

Всероссийское первенство по автомногоборью прошло в Екатеринбурге с 23 по 26 апреля. Более 200 участников в возрасте от 14 до 17 лет представили 46 регионов страны и свои образовательные учреждения, юношеские автомобильные школы, молодежные автомобильные клубы, организации и общественные объединения.

Замена колеса за минуту с небольшим — это почти питстоп

Организаторами мероприятия, которое проводится уже пять лет, выступают Министерство образования РФ и ГИБДД РФ. Первому ведомству выгодно, чтобы из автошкол и других образовательных организаций выходили подготовленные кадры, второму — ​чтобы на дорогах стало больше адекватных, соблюдающих ПДД водителей.

Команда из Мордовии впервые ввязалась в борьбу в минувшем году. Тогда республику представляли студенты Саранского автомеханического техникума (САТ). Ребята заняли 32-е место. С тем же результатом они пришли к финишу нынешних соревнований.

Состояли они из трех этапов. Первый — ​фигурное вождение «Лады-Гранты» с механической коробкой передач (практически как экзамен в ГИБДД, но с одной оговоркой: нужно было уложиться в 4 минуты, не сбив конусы и не заехав за специальные линии). Второй — ​замена колеса на время. Третий этап — ​теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения.

«Рекорд на экзамене был поставлен такой: 26 секунд, — ​рассказывает мастер производственного обучения Саранского автомеханического техникума Сергей Городсков, ездивший со своими подопечными в Екатеринбург. — ​Лучший наш участник ответил правильно на все вопросы за 45 секунд. Что касается замены колеса… Тренируясь перед соревнованиями, мы ориентировались на прошлогодний лучший результат — ​1 минута 27 секунд. В этом году мы показали 1 минуту 17 секунд и… оказались восьмыми. Победители этапа поменяли колесо за 1 минуту 5 секунд. Без каких-либо дополнительных инструментов: только домкрат и балонник, что лежали в «Гранте». В фигурном вождении результаты были очень плотными, по долям секунд. Победитель проехал за 1 минуту 10 секунд, наш лучший участник — ​за полторы минуты. Дома наши ребята тренировались на автомобилях техникума: ВАЗ‑2110, ВАЗ‑2114 и ВАЗ‑2107».

В команде было четыре «бойца»: 16-летние Максим Егоров и Роман Максимов, 17-летние Андрей Щербаков и Василий Нарватов. На соревнованиях им противостояли даже 14-летние ребята. Но уровень владения автомобилем у таких зачастую выше. Причина кроется в том, что многие регионы отправили на соревнования обучающихся в детско-юношеских спортивных школах, то есть тех, кто чуть ли не с детского сада занимается, например, картингом. Эти регионы раз за разом и занимают призовые места (в этом году первенствовала команда из Тюменской области, серебро взяли татарстанцы, бронзу — ​саратовцы). В Мордовии подобных школ просто нет. Как бы ни объясняли причину их отсутствие власти, все ясно без объяснений: технические виды спорта очень затратны и в бедной Мордовии просто неоткуда взяться меценатам, спонсорам, да и для бюджета это тяжелая ноша.

Техникум

А что же кузница автомобильных кадров — ​САТ? Здесь в первую очередь готовят автомехаников. Как говорит Сергей Городсков, сейчас эта специальность «постепенно уходит». Речь об очередных реформах в образовании. Сейчас в России его подгоняют под европейские и мировые рамки. И не только сменой названия специальности (теперь техникум будет выпускать в том числе и мастеров по обслуживанию систем и агрегатов автомобиля), но формой выпускного экзамена. Раньше все заканчивалось защитой дипломной письменной работы (проекта), теперь знания и умения выпускников техникума будут проверять на демонстрационном экзамене. Студент будет разбирать/собирать двигатель, КПП, подвеску… Также покажет знание электрических схем и блока управления двигателем. В общем, все как на соревнованиях WorldSkills, некоммерческой международной организации, популяризирующей профессии рабочих специальностей.

Сергей Городсков (крайний справа) со своими подопечными

«Обучение у нас длится 2 года 10 месяцев либо 3 года 10 месяцев, — ​поясняет Сергей Городсков. — ​Тот, кто обучился по первому варианту, идет работать автослесарем. По второму — ​уже, например, механиком на предприятии. Где востребованы наши выпускники? У нас заключены договоры с саранскими компаниями: «Бош Автосервис», дилерами «Киа», «Шкоды», «Лады». Это из крупных… Много частных сервисов, где затем трудятся наши ребята. Бывает, и свое дело начинают. Некоторые идут в коммунальную сферу. Много ли выпускников работают не по своим специальностям? Думаю, что их процент не высок. Меньше, чем университетских. При техникуме есть своя автошкола, обучение в которой помогает студентам затем практически всегда с первого раза сдавать экзамен на водительское удостоверение в ГИБДД».

Что говорят сами студенты о своем будущем? Кто-то, как Василий Нарватов из Рузаевского района, пока не определился с местом будущей работы, оставляя время «на подумать» после службы в армии: «Куда жизнь поведет!» У других планы конкретные. «Я уже с детства знал, чем буду заниматься, — ​утверждает Андрей Щербаков. — ​В семье нет автомастеров, любовь к машинам у меня появилась с того момента, как подарили первую машинку. Я ее сломал (улыбается — ​«С»). Хочу работать на автозаводе. Но не на АвтоВАЗе (смеется — ​«С»). На БМВ. Люблю БМВ. Знаю, вакансии есть в Калининградской области, где находится такое предприятие». Роман Максимов вскоре отправится на Север, где живут его родственники. «Хочу обслуживать технику на одном предприятии, меня там уже ждут, есть вакансия», — ​говорит парень.

Студенты здесь увлечены техникой: автомобилями, мотоциклами… Если у кого-то в семье есть машина, то помогают ее ремонтировать. К участию во всероссийском соревновании и тому, что не удалось показать высокий результат, относятся спокойно: «Будем лучше тренироваться!»

Материалы по теме
Закрыть