Суббота, 15 июня
Культура

«Увидеть себя в титрах «Ночного дозора» было счастьем!»

Мастер визуальных эффектов Михаил Еделькин — ​о своей профессии, сотрудничестве с режиссером Тимуром Бекмамбетовым и новых проектах.

Фото: Юлия Честнова / Столица С

Мастер визуальных эффектов Михаил Еделькин — ​о своей профессии, сотрудничестве с режиссером Тимуром Бекмамбетовым и новых проектах

Компьютерная графика давно стала частью нашей повседневной жизни. Одним из тех, кто стоял у истоков ее развития в Саранске, является выпускник МГУ им. Огарева Михаил Еделькин. В качестве постановщика визуальных эффектов (VFX Supervisor) он сотрудничал с ведущими кинематографистами страны — ​Тимуром Бекмамбетовым, Федором Бондарчуком и многими другими. Созданная Михаилом компания Trimedia занимается разработкой новейших компьютерных технологий. Как мальчишка из обычной саранской семьи добился высот в профессии? Будет ли снят фильм о Герое Советского Союза Михаиле Девятаеве? Как создавалось визуальное волшебство «Ночного дозора»? Об этом и многом другом Михаил Еделькин рассказал Татьяне Михайловой.

«Я не был в родном городе около 7 лет и, конечно, скучал по нему, — улыбается Михаил. — ​Центр Саранска изменился полностью. Честно говоря, новодел мало интересует. Из того, что осталось, греют душу неприметные улочки и дворики, в которых прошло детство. Бульвар на улице Пролетарской, тот же самолет на пьедестале… Помню, в детстве мы пытались на него взобраться. Сейчас бы не рискнул!»

Фото: Юлия Честнова / Столица С

«С»: Расскажите о своих родителях и первых шагах в профессию…

— Я вырос в обычной интеллигентной семье. Мама сначала работала в музее, потом — ​в театре. Папа — ​оператор на телевидении. Я учился в школе № 4 и Саранском городском естественно-техническом лицее, после чего поступил на математический факультет МГУ им. Огарева. Компьютерной графикой увлекся уже в 15 лет. Работал для Мордовской филармонии, кабельного телевидения. Занимался версткой в печатных СМИ. У истоков профессии в Саранске мы с моим другом и коллегой Дмитрием Фофановым были первыми. А самым первым был он. К огромному сожалению, Дмитрия нет больше с нами… В 2001 я году перебрался в Москву, работал в крупных рекламных агентствах. Тогда было интересно работать именно над производством рекламных роликов, так как в российском кино тех лет компьютерной графики практически не было. Да и старая школа — ​операторы, режиссеры — ​компьютерные новшества принимала, мягко говоря, в штыки! Но прогресс было не остановить. Постепенно моя работа перешла от «монитора с клавиатурой» к съемочной площадке — ​я трудился на нескольких киностудиях…

«С»: …И попали в культовый «Ночной дозор»?

— Да. Меня рекомендовала Тимуру Бекмамбетову продюсер сериала «Ленинград» режиссера Александра Буравского, с которой мы сотрудничали… Благодаря «Ночному дозору» в 2004 году отечественный кинематограф сделал большой скачок! Это было событие глобального масштаба! Первый фильм с таким количеством компьютерной графики! Помню, как люди из Bazelevs, компании Тимура Нуруахитовича, пытались передать всего несколько гигабайт информации, уговаривая обслуживающего кинокомпанию провайдера отключить все линии и предоставить им. Однако и этого оказалось недостаточно в те годы. Пришлось переправлять материалы самолетом! Для работы над фильмом собрали лучших специалистов из Москвы, Питера и других городов. Кстати, тогда в столице было всего около 100 человек, которые занимались компьютерной графикой на необходимом профессиональном уровне… Мне удавалось хорошо и быстро работать как с 2D, так и с 3D. Также работал VFX-супервайзером — ​постановщиком визуальных эффектов — ​на площадке. На съемках «Ночного дозора» мы вкалывали по 48 часов без сна, но результат превзошел все ожидания. Увидеть себя в титрах было счастьем! Это вдохновляло. После съемок мы с Тимуром хорошо сработались и продолжали сотрудничать в «Дневном дозоре», «Иронии судьбы», «Елках»… Мне интересна сама атмосфера кинопроизводства. Ведь в качестве VFX-супервайзера я нахожусь и на съемочной площадке.

«С»: Тимур Бекмамбетов собирается стать продюсером художественного фильма о нашем прославленном земляке — ​Герое Советского Союза Михаиле Девятаеве. Картину обещали выпустить к 75-летию его подвига…

— Слышал об этом. Надеюсь, картина оправдает ожидания. Сейчас фильм выпускается в среднем за год. Имеется в виду, не только съемочный период, но и подготовка, и прочее. Многое зависит от финансирования. На фильм «28 панфиловцев» собирали деньги с миру по нитке, но в итоге все получилось. В его создании участвовали и ребята из моей команды. Там много компьютерной графики. Все смотрится на одном дыхании…

«С»: Недавно в Интернете появилась информация о том, что Тимур Бекмамбетов также собирается снимать фильм на основе трагических событий в Керчи, где один отморозок убил 21 человека и ранил еще 65. Реакция СМИ неоднозначная: мол, очередные пляски на крови ради денег…

— Да, и такое тоже слышал. На мой взгляд, главное — ​КАК снять фильм. Вспомните фантастический боевик «Хардкор», который продюсировал Тимур Нуруахитович. Там съемка идет полностью «от первого лица». Это очень специфический и непростой для просмотра кинематографический прием. Но результат оказался хорошим.

«С»: Как вам работается с Тимуром Нуруахитовичем?

— С ним интересно и приятно сотрудничать. Человек достиг грандиозного уровня и может себе позволить все. При этом совершенно профессионально работает с командой. Это один из самых адекватных режиссеров в стране… Вежливый, интеллигентный… Корону не показывает, в отличие от многих других. Знаете, я работал со многими режиссерами — ​такова профессия. И в наших кругах выражение «творческая личность» — ​не комплимент. Часто приходит «нечто», мнящее себя режиссером, и ведет себя непотребно. С такими стараемся не работать.

«С»: Вам приходится отказываться от работы над фильмами?

— Да. В том числе и по принципиальным соображениям. Например, когда мою Родину сравнивают с грязью, да еще и в фильме о Великой Отечественной вой­не. Деньги — ​деньгами, но они не всегда что-то значат.

Фото: Юлия Честнова / Столица С

«С»: Чем вы сейчас занимаетесь?

— Постепенно ухожу в новые технологические разработки. Это интересно, хотя и не так весело! Понимаете, нельзя заниматься чем-то одним много лет — ​все как-то приедается. И потом меня больше привлекает техническая часть работы, нежели творческая. Еще в 2004 году я собрал свою команду Trimedia. Мы решили заниматься не только компьютерной графикой. В 2010 году презентовали на Московском международном кинорынке новую технологию — ​систему конвертации 2D в 3D. Собирались с Тимуром продвигать ее дальше. Но не получилось — ​интерес к 3D с очками резко упал… Мы пошли дальше. Разрабатываем экраны, которые показывают 3D без очков, сейчас представляем один из прототипов в Саранске. Кстати, есть возможность его увидеть! Также разрабатываем технологию съемки без хромакея, то есть без зеленого фона. Мы активно участвуем и сопровождаем мероприятия и выставки, где необходимы суперсовременные технологии. Например, есть крупный проект, которым я очень горжусь. Это реконструкция музея-заповедника «Сталинградская битва» в Волгограде» к 70-летию Победы.

Мы поставили несколько огромных мультимедийных инсталляций, сделали маппинг — ​проекцию на 15-метровый макет разрушенного Сталинграда. Поставили свои экраны — ​3D без очков… Разработали систему управления этим грандиозным сооружением. Там много всего!

«С»: Как вам удалось добиться таких значимых результатов в профессии?

— В жизни мне везло на хороших и профессиональных людей. Это мама, отец, друзья, коллеги. Искренне благодарен Александру Шаинову и учительнице информатики Евгении Федоровне, в классе которой я проводил время зачастую вместо своих уроков. Юрию Чумакову, давшему мне, 15-летнему подростку, возможность собирать и настраивать компьютеры в своей компании. Олег Климов помогал с программным обеспечением. Вот с этого все и началось! Если хочешь добиться результата, нужно приложить 90 % труда. Никакая Вселенная или Бог не помогут, потакая исключительно твоим желаниям. Как говорится, везет подготовленным. Если человек не справляется со своей работой, то в какое-то интересное место никогда не попадет. Помню, уезжая из Саранска, прихватил с собой портфолио, но для Москвы этого было мало. Совершенно другой уровень! Поэтому год мне жилось не очень весело… Потом попал на собеседование в самое крупное в России на тот момент рекламное агентство. Предложил поработать бесплатно в сериале. Верил, что у меня все получится. Наверное, был слишком молод и самоуверен! (Смеется — ​«С».) В итоге справился и получил заветную работу!

«С»: В Саранске много талантливых ребят самостоятельно осваивают цифровую графику, системы 2D и 3D. Есть ли в России специализированные школы?

— В Москве много частных школ курсовой системы обучения. Но, на мой взгляд, любые знания в нашей области можно получить в Интернет. Тем более если человек сильно заинтересован и мотивирован. Хорошо, конечно, когда рядом наставник, который поможет разобраться в каких-то аспектах. А еще желательно знать английский и иметь определенный склад ума. Но все-таки самое главное — ​стремление к результату. Если его нет, придется постоянно давать себе «волшебные пендели» либо искать себя в чем-то другом… Уверен, у каждого человека есть свои способности и свое призвание!

Материалы по теме
Закрыть