Среда, 26 июня
Общество

Супер жжет!

Почему «Бессмертный полк» должен стать протестом всему разгильдяйству и безответственности?

Почему «Бессмертный полк» должен стать протестом всему разгильдяйству и безответственности?

Я с детства знаю, каково кильке (или кому там еще?) в консервной банке! Сколько себя помню, каждую весну с воем и боями («Ничего — он уже большой. Укачивать не будет…») меня запихивали в «кукурузник» и отправляли в Горький к родне. Тогда — в семидесятые — из Саранска летали не только в соседние города, но даже в райцентры!

За эти полтора-два часа меня выворачивало наизнанку от всего: перепадов высоты, духоты, рева двигателей, постоянной тряски. Я ненавидел эти перелеты! Ненавижу их до сих пор! Но все равно — летаю!!! И каждый раз, оказываясь на борту казалось бы комфортабельного лайнера, чувствую себя идущим на закланье: сколько шансов есть у меня благополучно выбраться из этой «дюралевой консервы»? И скажите мне на милость, кто из нас, летавших хотя бы единожды, не задавался такими же вопросами?

…Старт разработки первого российского самолета с нерусским именем SukhoiSuperjet 100 был обставлен в начале нулевых с помпой. О нем говорил Президент, «Единая Россия» объявила его своим приоритетным проектом, правительство регулярно рапортовало о достижениях этой «дорожной карты». Да что там: из каждой розетки и щели неслись здравицы в честь возрождения отечественного авиастроения! Проводились аналогии с 20-ми годами прошлого века, когда делались первые шаги советского воздухоплавания. Правда, умалчивалось, что делались они английскими, немецкими и французскими технологиями. Но кто ж об этом помнил за давностью лет! Так же как и о количестве жизней, принесенных в жертву «русской мечте о полете».

Увы, но в новейшей истории создания первого российского лайнера, как в зеркале, отразилась вся ретроспектива отечественной авиации! От разработки до начала коммерческой эксплуатации самолета прошло 11 лет. Начав разрабатываться в 2000 году, к октябрю 2008-го SSJ 100 прошел цикл заводских испытаний и был представлен на сертификацию Межгосударственному авиационному комитету.

Он так и не стал «совсем российским». Как пишет www.gazeta.ru, в 2007 году доля иностранных материалов и комплектующих в нем составляла 55,4 %, а к 2016 году она выросла до 72 %. «Гражданские самолеты Сухого» проектировали лайнер, консультируясь с американским Boeing. SSJ 100 имел высокую долю французской «начинки» и более чем на 20 % состоит из американских комплектующих.

Начало эксплуатации «Суперджета», сообщает издание, было омрачено тяжелой авиакатастрофой в 2012 году, когда лайнер врезался в гору при выполнении демонстрационного полета в Индонезии. Тогда погибли все находившиеся на борту 45 человек, в том числе 8 членов экипажа. После случившегося эйфория вокруг SSJ 100 в российских общественно-политических кругах заметно поблекла… В последующие годы было отмечено несколько инцидентов с участием SSJ 100: посадка с невыпущенными шасси, выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы, повреждение при буксировке. Но в них не было жертв!

…В воскресенье 5 мая в московском аэропорту Шереметьево во время экстренной посадки и возникшего пожара погибли 40 пассажиров и 1 член экипажа лайнера «Суперджет», совершавшего рейс из столицы в Мурманск. Это первая катастрофа с жертвами, произошедшая во время штатной эксплуатации самолета.

Одной из возможных причин такого высокого числа погибших (всего на борту насчитывалось порядка 75 человек) называется затор, организованный в салоне самолета впередисидящими пассажирами. Они тратили драгоценные минуты на то, чтобы… забрать свою ручную кладь! Потому, как утвержается, находившиеся в хвосте самолета люди, лишенные возможности быстро эвакуироваться (задние выходы, оказавшиеся в зоне пожара, были заблокированы), задохнулись продуктами горения.

…По-своему показательно, что трагедия в Шереметьево разыгралась накануне начала курортно-отпускного сезона, в ходе которого нагрузка на авиаперевозчиков традиционно возрастает значительно. Впрочем, так ли это в действительности? Даже поверхностный взгляд на исследования, — считают авторы сайта moneyandwork.ru, — проводимые основными социологическими службами страны, показывают, что большинство россиян проводит свои летние каникулы дома, на даче или садовом участке либо в каком-то другом уголке России. И лишь немногие респонденты выбираются на отдых за пределы страны.

Почему так происходит? По данным опроса того же ВЦИОМ, 47 % россиян из тех, которые остаются дома и никуда не едут, делают это потому, что на поездки у них нет средств. 12 % говорят, что в это время они работают и у них нет отпуска. 10 % — не позволяет состояние здоровья и возраст. 7 % остаются дома по семейным обстоятельствам и в связи с тем, что есть маленький ребенок. Еще у 7 % не возникает желания куда-то отправляться и они любят проводить свободное время дома. 4 % респондентов не отпускает домашнее хозяйство. 13 % опрошенных не нашлись с ответом.

С такой социостатистической картиной согласны и эксперты. «На мой взгляд, за последние 2–3 года в нашей стране появились в основном две категории отдыхающих: это так называемые дачники (граждане, которые все свободное время и отпуск проводят у себя на даче) и лица, предпочитающие отдыхать, пусть и очень бюджетно, но все-таки за границей (преимущественно в Турции и Египте)», — подтверждает директор по персоналу компании «Канонфармапродакшн» Татьяна Ким.

«Турция уже который год подряд остается лидером летнего сезона — в основном из-за концепции «все включено», которая есть практически во всех отелях побережья. Кроме того, эта страна предоставляет широкие возможности для отдыха с детьми, а этот сегмент пользуется у россиян стабильно высоким спросом. В настоящий момент динамика спроса на туры соответствует уровню прошлого года», — подчеркивает генеральный директор группы компаний «Санрайз тур» Дмитрий Мазуров.

По мнению экспертов, место проведения летних каникул имеет влияние на удовлетворенность отдыхом. «Время, отведенное на отдых, должно быть использовано с максимальным удовольствием. Именно в этот период стоит заняться любимым делом: выращиванием цветов, чтением книг на берегу моря, водными видами спорта и так далее. Любое из занятий должно приносить удовольствие, и, на мой взгляд, только возможность заниматься делом по душе в период отпуска приносит полное ощущение отдыха», — считает Татьяна Ким.

Но есть еще один немаловажный момент: кто и как занимается организацией летнего отдыха. По результатам опроса ВЦИОМ, 51 % россиян заранее утверждает свой отпускной график, но при этом только 34 % заранее строят планы на то, как они проведут отпуск, а 17 % планируют уже непосредственно перед его началом. 30 % не могут сказать, когда они будут отдыхать, и заранее не строят планы на свои каникулы. 23 % не задумываются над этим вопросом.

Любопытно, что 75 % россиян последнюю свою поездку на отдых организовывали самостоятельно. 6 % поручали турагентству часть задач по организации (к примеру, оформление визы, покупку билетов), а остальную решали самостоятельно.

«Очевидно, что многие туристы, пытаясь организовать тур самостоятельно, хотят сэко-номить. Но отправиться самим на массовые курорты и сэкономить у них вряд ли получится. В Турцию или Египет турфирмы дают самую низкую цену, выкупая оптом номера в отелях и чартерные рейсы у авиакомпаний. Общая экономия на таких направлениях может составить 30 %», — заявляет Дмитрий Мазуров.

И все-таки в качестве основного плюса самостоятельных поездок путешественники выделяют свободу выбора. Именно за нее мы всегда голосуем двумя руками! Разве нет? У безграничной свободы есть множество привлекательных моментов. К примеру, маршрут путешествия, транспортные перемещения, темп движения, культурно-познавательная программа, места остановки — все это и многое другое зависит только от самого человека и его умения все спланировать. Но вместе с тем на его плечи ложится и ответственность за те промахи и ошибки, которые он может допустить по ходу поездки. Претензии за них придется в этом случае предъявлять только самому себе. Но большинство путешественников этому не придают большого значения, лишь берут на заметку.

И, как показывает жизнь, делают это зря. Невнимание к мелочам в таких, по сути, экстремальных ситуациях, как путешествие, часто приводит к трагическим результатам. Увы, но в масштабах страны это ежегодно исчисляется тысячами и тысячами жизней. Но, похоже, для осознания масштабов этого «урона» стране требуется акция сродни по своей значимости «Бессмертному полку»! Как ни цинично это прозвучит, но если бы люди с таким же откликом решили вый-ти на улицы с портретами своих близких, погибших в транспортных катастрофах, от производственных травм и техногенных аварий, в результате природных катаклизмов, ставших жертвами криминального насилия, может быть, это позволило бы всем нам воочию осознать весь масштаб наших ежегодных потерь?!

Ведь смогли же в 2011 году найти форму наглядной демонстрации той национальной катастрофы, которую пережила страна в результате гибели 27 миллионов жителей в годы войны, в Томске журналисты Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев? Ведь одно дело — списки погибших фронтовиков на обелиске, парады и митинги по шаблонным сценариям отделов культуры муниципальных администраций, и совсем другое — народная масса, идущая с портретами родных людей во время акции «Бессмертный полк».

Кто-то из блогеров очень правильно не так давно отметил: если бы люди так же массово и организованно захотели заявлять о своих самых накипевших проблемах, как они вспоминают своих погибших предков 9 Мая во время «Бессметного полка», — мы бы жили совсем в другой стране…

Кстати, о жизни… Все СМИ страны на днях сообщили, что на официальном сайте минфина Республики Мордовия обновилась информация о государственном долге региона. В апреле госдолг сократился на 1 млрд 342 млн рублей и составил на 1 мая 55 млрд 465 млн рублей. По сравнению с началом года этот показатель уменьшился на 752 млн рублей. Как уточнили в финансовом ведомстве РМ, долг сокращается в соответствии с соглашением с Минфином России.

Комментируя этот безусловно позитивный для Мордовии процесс, министр финансов Алексей Симонов выразился в том смысле, что, хотя республика и стала платить по долгам, все социальные программы, у нас реализуемые, будут также выполняться в полном объеме. Напомним, что в этом году между РМ и федеральным минфином была достигнута договоренность о рассрочке до 2025 года выплаты долга перед федеральным бюджетом. Речь идет о почти 20 млрд рублей. Власти намерены эту программу выполнить в полном объеме, не ущемляя интересов жителей региона. И это, согласитесь, внушает определенный оптимизм…

Материалы по теме
Закрыть