Кто в мотоклубе «Мордовия» кует спортивные победы, но всегда остается за кадром
Талисман клуба — кот Василий
Механики мотоклуба «Мордовия» зачастую остаются в тени своих гонщиков. А между тем они вносят большой вклад в успехи спортсменов и заслуживают не меньшего уважения. Нередко в их замасленных руках находится жизнь мотоциклиста. Кто обеспечивает тыл в кузнице побед, выясняла АННА БАШМАКОВА.
У входа в мотоклуб гостей встречает черный кот Василий, который является талисманом гонщиков. Он охотно сопровождает в экскурсии и будто бы даже хочет что-то показать. Чемпион мира и Европы по спидвею, а ныне тренер Максим Захаров представляет нам команду механиков: Николай Жидеев, Игорь и Максим Карпухины, Виктор Лушников.

Игорь Карпухин: «Если вовремя не поменять детали, мотор просто развалится, а это может привести к серьезной аварии»
«Конечно, победа гонщика во многом зависит от работы механика, — рассказывает Виктор Лушников. — Так, спортивный взлет десятикратного чемпиона мира Александра Балашова начался после того, как его механиком стал Владимир Белоногов. 10 лет они работали вместе и результаты гонщика с каждым годом улучшались. А когда перестали сотрудничать, карьера Балашова пошла на спад. Роль механика колоссальна и во многом обеспечивает успех спортсмена». По словам Виктора, всего в их арсенале имеются 25 мотоциклов из разных стран. Самые надежные, конечно японские, на втором месте — австрийские. Хуже всех китайские, зато по цене самые доступные. После соревнований каждый мотоцикл нуждается в ремонте. Бывает, что мотор вовсе не подлежит восстановлению. Чтобы сердце железного коня билось как можно дольше, хороший механик должен внимательно следить за состоянием двигателя, вовремя менять детали. «У каждой запчасти есть свой ресурс, — поясняет Игорь Карпухин. — У клапанов срок службы — 15 часов, у поршня — 10—15 часов. Шатун и подшипники служат 20—30 часов. В замене масла мотоцикл нуждается после 10 часов езды. Если вовремя не поменять детали, мотор просто развалится, а это может привести к серьезной аварии на соревнованиях. Поэтому жизнь спортсмена полностью в наших руках». Каждый механик стремится усовершенствовать мотоцикл, сделать его быстрее и надежнее, но есть определенные рамки, за которые заходить нельзя. Например, на спидвее длина шипа шин не должна превышать 28 мм, объем двигателя — 500 см3. У карбюратора тоже существует определенный диффузор. Если на соревнованиях будут обнаружены какие-либо нарушения норм, спортсмена дисквалифицируют.
У каждого механика своя история прихода в мотоклуб, но есть одна общая черта: все в прошлом были спортсменами и завоевали немало наград. Наверное, каждый гонщик тоже механик, ведь обязан знать свой мотоцикл наизусть. «Это верно, в нашем виде техника и спортсмен связаны неразрывно», — подтвердил тренер Максим Захаров. Максим Карпухин занимался мотогонками с 13 лет, а в этом году перевелся в механики в связи с травмой. «Работа мне нравится, хотя немного жаль, что пришлось завязать со спортом, — улыбается он. — Но окончательно с мотоциклом расстаться не получилось. Мотоклуб — это уже часть моей жизни».
Механики рассказали о своем скромном коллеге Николае Жидееве, который может собрать мотоцикл с нуля. Вот уже 8 лет он трудится над собственной моделью. «Да, всю жизнь что-то конструирую, — признался он. — Раньше разбирал старые рижские мопеды, а из них делал новые для мальчишек». Николай показывает свой мотоцикл, над которым работает много лет. Сам сварил каркас, а детали помогают найти друзья. «До сих пор не могу подобрать мотор, — с воодушевлением поясняет мастер. — Пять штук уже ставил и не один мне не нравится. Вот наконец-то достал мотор от «Планеты ИЖ 49». Агрегату уже 70 лет, его привезли из Германии. Думаю, это как раз то, что искал. Двигатель очень старый, но, несмотря на это, надежней многих современных».
На свое детище Николай Жидеев тратит все свободное время и вкладывает в технику душу, как и многие механики.