Подъемный храм
Храм в Старой Михайловке, куда, по мнению историков, ходил будущий поэт Александр Полежаев, может стать одной из достопримечательностей Мордовии. Если на его восстановление найдутся деньги…
В ночь с 6 на 7 января православные отметят великий праздник. Зажгутся тысячи свечей, зазвонят колокола и церковные хоры возвестят: «Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте, днесь Христово Рождество!» Но примерно в 30-ти километрах от Саранска, в сельском храме Живоначальной Троицы в Старой Михайловке Ромодановского района посетителей не будет. Народная тропа к нему давно поросла бурьяном, а внутри гуляет лишь ветер. Полуразрушенную церковь, в которой некогда молился поэт Александр Полежаев, навестили Ольга Платонова и Юлия Честнова (фото).
Затянувшаяся реставрация
По снегу через заросли репейника, который так и норовит заключить гостей в цепкие объятья, мы спустились от дороги к храму. На покореженных временем железных воротах — увесистый заржавевший замок. Сегодня основная его задача — отпугивать случайных посетителей. Вместо замка на дверях церкви — обычная проволока. Последний раз человеческая рука касалась ее года два назад, когда появилась надежда на восстановление церкви.
«Впервые я приехал сюда в 2009 году, когда был назначен благочинным Ромодановского района, — рассказывает иерей Владимир Кугушев. — Храм тогда представлял собой еще более печальное зрелище. На куполе росли деревья, их корни свисали со свода, словно гирлянды. Лепнина и роспись в зимнем приделе еще были целы. Но через год, когда удалось найти немного средств на частичную реставрацию, штукатурка обвалилась. Очень жаль! Сегодня о былом великолепии напоминают лишь небольшие фрагменты фресок. Вот посмотрите — «Введение во храм Пресвятой Богородицы»!»
За три года стараниями Ромодановского благочиния и неравнодушных людей дикий сад над зимней частью церкви выкорчевали, появилась кровля, в окнах — новые рамы.
«Саранский колледж электроники, экономики и права имени Полежаева не мог остаться в стороне от благого дела, — говорит преподаватель Таисия Бутылова. — Возможно, эту церковь посещал поэт, чье имя носит наше учебное заведение. К тому же в колледже создана волонтерская группа «Данко», готовая помочь всем нуждающимся и давно взаимодействующая с церковью. В 2011–2012 годах мы с ребятами периодически ездили после занятий в Старую Михайловку. Косили бурьян возле храма, выносили изнутри сгнившее зерно, которое хранилось еще в советское время. Те, кто не мог поехать, жертвовали деньги».

Иерей Владимир Кугушев уверен, что церковь можно и нужно возродить
Храм преобразился, когда вентиляционные ходы были очищены от зловонного грунта. Отступила сырость, съедающая кирпич. «Зимний придел с Божьей помощью законсервировали, — говорит отец Владимир. — Теперь нужно восстанавливать купол над основной частью, чтобы остановить разрушение стен. Пока, к сожалению, денег на это нет. Жаль, что среди населения Старой Михайловки нет желающих помочь. В некоторых селах местные жители сами ищут спонсоров, а здесь даже на службы, которые я проводил в доме культуры, приходили не больше пяти человек. Если церковь восстановить, она простоит еще не одно столетие. Да и люди, думаю, назад в село потянутся. В чамзинском селе Сабур.-Мачкасы, где я раньше служил, храм был в худшем состоянии, даже свода не было, а теперь его не узнать — красивый и величественный!»
История
Старую Михайловку основали рейтары Михайловы в период устроения саранской засечной черты. Первый деревянный храм появился в селе предположительно в XVIII веке и носил имя святого Александра Невского или преподобного Александра Свирского. В 1814 году на средства прихожан и помещика Александра Полянского в честь победы русских войск над Наполеоном был построен каменный храм Живоначальной Троицы с Михаило-Архангельским приделом. В конце XIX века его дополнили колокольня и отапливаемая трапезная, в которой зимой проходили службы. Примерно тогда же открылась двухклассная церковно-приходская школа. Она занималась просвещением не только детей, но и взрослых, за что славилась на всю Пензенскую епархию.

Здание церковно-приходской школы сегодня стоит без крыши…
«Село было богатым, о чем свидетельствует множество сохранившихся крестьянских каменных домов, — говорит краевед Сергей Бахмустов. — Они выложены фигурной кладкой, что требовало большого мастерства. Поэтому сомневаюсь, что строили их сами хозяева. Очевидно, приглашали профессионалов и могли себе это позволить. Местные жители занимались выращиванием лошадей и продавали их в Бельгию и Германию. Очень востребованный за границей першерон в то время себя изжил, а скрещивание с саранским тяжеловозом давало отличные результаты».
До большевистской революции в Старой Михайловке работали три ветряные мельницы, кузница, несколько торговых лавок и кустарных мастерских. В селе и в соседних деревнях насчитывалось полторы тысячи жителей. Все они были прихожанами церкви Живоначальной Троицы и каждое воскресенье спешили на богослужение. Историки предполагают, что вместе с родственниками на праздничные службы сюда приходил будущий поэт Александр Полежаев, который в 1810–1816 годах жил в имении своего отца Леонтия Струйского в соседнем Покрышкине.
По воспоминаниям старожилов, перед церковью был пруд, отличавшийся хрустальной прозрачностью. Его питали подземные источники. Вода оставалась зеркально-чистой вплоть до 1980-х годов…
Храм в Старой Михайловке закрыли в 1917 году, а чуть позже разобрали алтарную часть и колокольню. Воссоздать его первоначальный облик сегодня — сложная задача. «Надеюсь найти в архивах фотографии или проект, — говорит о. Владимир Кугушев. — Если удастся привлечь благотворителей, то нужно постараться восстановить храм в прежнем виде».
В полном запустении и здание церковно-приходской школы. Всего несколько лет назад оно крепко стояло на земле. Но потом кому-то из местных жителей понадобились подстропильные балки. Их подпилили, и крыша упала…
За последние два года благочинный не смог найти жертвователей на церковь. Восстановительные работы остановились. Свое 200-летие храм Живоначальной Троицы встретил в полном одиночестве и тишине, чернея пустыми проемами окон.