Вторник, 23 апреля
Общество

«Сейчас в школах дают много знаний, но мало духовного наполнения. В детях виден недостаток чуткости, доброты и милосердия…»

Почему 21-летняя Анна Шевцова решила стать учительницей семилейской школы.

© Жанна Ларцева

Почему 21-летняя Анна Шевцова решила стать учительницей семилейской школы

«Студентка-практикантка входила в класс несмело, урок вела, краснея, как будто в первый раз», — ​пел в 1990-х Евгений Осин. Юные учительницы всегда привлекали внимание музыкантов, поэтов и художников. А 21-летнюю Анну Шевцову привлекла сельская жизнь. Обучаясь на четвертом курсе педагогического института им. Евсевьева, она вернулась в родное село Семилей в Кочкуровском районе и устроилась в местную школу детским психологом. Быстро влилась в коллектив и окончательно решила посвятить свою жизнь любимой профессии. О себе, современных детях и о том, чего не хватает образовательному процессу, Анна Шевцова рассказала Саше Макеевой.


…Все больше жителей деревень и сел устремляются в города. Их привлекают профессиональные перспективы, более высокие заработки и уровень жизни. Анна Шевцова уверена, что лучше всего там, куда стремится душа. Поэтому выбрала родные края… Светловолосая высокая девушка в цветастом сарафане, будто из некрасовского произведения «Есть женщины в русских селеньях…», показывает рабочий кабинет. «Это сенсорная комната, или по-другому — ​комната психологической разгрузки, — ​объясняет она. — ​Кстати, не во всех городских школах такие есть…» В кабинете два больших мягких пуфа, бассейн с шариками, пластиковые вертикальные трубы, наполненные водой, которая может светиться, множество познавательных детских книг и игр…

Cудьба

Анна родилась в кочкуровском селе Семилее. Когда перешла в третий класс, родители развелись. «Было тяжелое время, и мама не могла найти работу, поэтому уехала в Москву. В этот период я училась два месяца в саранской музыкальной школе-интернате. Целыми днями плакала, просилась домой. Меня забрали после двух-трех месяцев обучения. В Семилее жила с бабушкой. Мама работала в столице вахтовым методом и приезжала ко мне каждый месяц». Когда Ане было 11 лет, умер папа. Мама вернулась в деревню. Через несколько лет они переехали в отцовский дом, расположенный совсем рядом со школой. Анна всегда была активисткой, ни одно мероприятие в селе без нее не обходилось. В 2014 году окончила школу с красным дипломом и серебряной медалью. «До 7-го класса даже не задумывалась о профессии, хотела быть актрисой или певицей, — ​улыбается собеседница. — ​Но потом полюбила географию. За что огромное спасибо учителю Ларисе Ильиничне Кручинкиной. Моей мечтой было объехать весь мир. В 10-ом классе начала усердно готовиться к ЕГЭ. Твердо решила поступать на географический факультет. Спустя год хорошо сдала экзамены, по ключевому предмету получила 85 баллов, но… подвела математика. Из-за этого не смогла переступить порог факультета мечты. Поскольку после географии моими любимыми предметами были русский язык и литература, я подала документы в педагогический институт. И начала осваивать профессию филолога. Любовь к гуманитарным дисциплинам привила мой классный руководитель Елена Николаевна Позднякова. Кстати, я всегда любила художественную литературу. Особенно русскую классику. Больше всего мне нравится Федор Достоевский. В июле я даже ездила в Санкт-Петербург — ​сделала себе экскурсию по «памятным местам» писателя и героев его произведений. Есть такая программа «Петербург Достоевского», которую я внимательно изучила. В культурной столице посетила Сенную площадь и места, где разворачивалось действие романа «Преступление и наказание». Обошла все мосты и каналы, где гулял Достоевский. Увидела три дома, где он жил в разные годы. Прочувствовала атмосферу. Также я с удовольствием читаю произведения Чехова и Булгакова… В конце февраля у нас была педагогическая практика, которую я проходила в школе № 24. Три недели учила детей. И мне настолько понравилось, что я не захотела возвращаться на пары и просиживать драгоценное время. Особенно понравилось работать с детьми. Именно в это время руководство моей родной семилейской школы искало психолога. Позвонила завуч и поинтересовалась, нет ли у меня знакомого специалиста. Ответила, что, к сожалению, никого не знаю, но сама проходила курсы психологии. И предложила свою кандидатуру. Директор школы дала добро. Первый рабочий день помню очень хорошо. Это было 2 апреля, мой день рождения. Я пришла вся грязная, потому что шел дождь, а возле моего дома нет асфальта. В общем, я… слушала музыку. От прежнего психолога мне осталось «наследство» с успокаивающими мелодиями. Началась работа. Я приглашала в сенсорный кабинет по два ученика младших классов. Сначала шли неохотно, боялись. Но потом мы наладили контакт и подружились…

Первое время было непривычно работать со своими бывшими учителями. Они с тобой общаются на вы — ​называют уважительно Анной Олеговной. Все-таки теперь коллеги. Еще одним непростым моментом стало совмещение работы с учебой в вузе. Спасибо руководству школы, которое отпускало меня на экзамены и зачеты. Однажды моя бывшая классная руководительница ушла на больничный, и мне пришлось преподавать русский язык и литературу в 6-х, 8-х и 11-х классах. Также я занимался с первоклассниками. Мне понравилось давать знания маленьким детям, хоть это очень тяжело. Там нужны учителя со стальными нервами…» Вскоре директор школы предложила Анне быть классным руководителем 5-го класса. Она попросила день на раздумье. Боялась. Все-таки еще студентка. И решила рискнуть. А сейчас волнуется лишь из-за того, сможет ли наладить отношения с родителями своих подопечных, которые вдвое старше…

Анна никогда не видела себя городским жителем. «Я родилась и росла здесь, в Семилее, меня сюда тянет… Безумно люблю нашу природу, даже в огороде возиться в радость. Не хочу переезжать в город. Не люблю всю эту суету, шум, пыль. Мне ближе тишина, спокойствие, размеренность. Раз в неделю я стабильно бываю в Саранске, по делам захожу в институт, встречаюсь с подругами. До города всего 35 км, поэтому нет никаких проблем, чтобы туда добраться…»

Образование

Анна Шевцова согласна с тем, что в последние годы профессия учителя потеряла свой престиж. Мало кто хочет посвящать ей свою жизнь. Требования высокие, ответственность тоже, а зарплата небольшая. «Наверное, у современных людей меняются ценности, — ​рассуждает наша собеседница. — ​К тому же наступило время компьютерных технологий. Но учитель продолжает играть главную роль в жизни общества. Мы не только даем знания, но и воспитываем детей. Хотя, конечно, не можем заменить семью… С современными детьми очень сложно, но интересно! (Смеется — ​«С».) Они любознательные, много знают… благодаря Интернету. Большой проблемой являются компьютерные игры и социальные сети. Особенно у мальчиков в начальных классах. Они просто выпадают из реальной жизни… Сложность современных детей еще и в том, что им трудно общаться, разговаривать. Проще отправить смайлики, чем объясняться с другом вербально. Многим не хватает внимания родителей. Некоторые говорят об этом открыто, у остальных все понятно по рисункам. А вообще сегодняшние дети гиперактивны и не могут ни на чем долго концентрироваться. Очень рассеянное внимание. На них ежедневно обрушивается поток информации — ​из телевизора, телефонов, прочих гаджетов. В итоге постоянное психологическое напряжение и проблемы с памятью. Безусловно, польза от гаджетов есть. Лично мне они нужны для использования различных обучающих приложений. Но все должно быть в меру. Отмечу, что сейчас в школах дают много знаний, но мало духовного наполнения. В детях виден недостаток чуткости, доброты и милосердия. Они «всезнайки», «от и до» разбираются в компьютерах, но не хватает чего-то человеческого, теплого. В школьную программу я бы добавила ежемесячные выезды в город — ​посещение музеев, развивающих выставок. Хотелось бы, чтобы больше выделяли средств на такие мероприятия. Также современным школам не хватает преподавания экологической культуры. Нужно показывать фильмы о загрязнении окружающей среды, объяснять, что происходит с планетой. Что она у людей одна и другой не будет. Некоторые школьники халатно относятся к окружающей среде — ​постоянно мусорят. Дорога к школе вся в бумажках. А ведь именно с таких, казалось бы, незначительных вещей начинается общая культура человека».

Анна Шевцова нашла свое призвание. Не каждый 20-летний может этим похвастаться… © Жанна Ларцева

В семилейской школе проходит обучение 161 ученик, из них 11 — ​первоклассники. В классе Шевцовой 13 детей — ​7 мальчиков и 6 девочек. К новому учебному году Анна подобрала специальные методики, которые помогут сплотить коллектив. Она хочет, чтобы дети были дружными. «Постараюсь научить их, как спокойно и мирно выходить из сложных ситуаций, — ​говорит молодая учительница. — ​Многие дети не умеют отстаивать свое мнение, не могут постоять за себя, но для этого нужно тренировать характер. Было бы неплохо организовать с ними волонтерское движение — ​помогать пожилым людям или убирать мусор в селе. Надеюсь, дети одобрят эту идею. Также вместе со школьным библиотекарем мы хотим организовать литературный клуб, чтобы прививать любовь к чтению. А еще можно вывозить школьников на экскурсии по разным литературным местам — ​например, в Тарханы или Болдино…»

27 августа в семилейской школе прошел педсовет, на котором Анне поручили еще одну должность. Ежедневно, кроме выходных, она будет сопровождать детей в село Старые Турдаки. Дело в том, что в школе обучаются юные жители четырех сел. Одни автобус возит их из Новых Турдак и со станции Семилей, второй — ​из Старых Турдак. «Газель» забирает учеников из Воеводского и Красномайска. За час до занятий — ​примерно в 7.30 — ​молодая учительница будет за ними отправляться, а после учебы возвращать обратно. На ее маршруте 13 учеников… «Самое главное, что мне нравится работать с детьми, я чувствую, что это мое призвание!» — ​улыбается Анна…

«У нас работают 25 учителей, двое из них — ​молодые, которые пришли к нам по зову сердца, — ​рассказывает директор семилейской школы Ирина Пучкова. — ​Желаю им найти здесь свои вторые половинки и завести семьи. Я тоже когда-то мечтала уехать в город, но иногда планы меняются. Мы были бы рады принять в свою большую школьную семью новых преподавателей. Особенно недавних студентов. Кстати, нам нужен учитель географии. Анной Олеговной я очень довольна. Обрадовалась, когда она предложила свою кандидатуру. Но меня сначала это очень удивило. Знала, что эта девушка очень активная, разносторонняя, трудолюбивая. Поэтому думала, что с такими амбициями она даже за границей сможет работать. И вдруг приходит и говорит: «Хочу работать в селе!» Я была очень рада! Вот таких бы специалистов нам побольше!»

Материалы по теме
Закрыть